КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Чеснокова Е.В. Дело № 12-375/2021(№ 5-1617/2021)
УИД 39RS0001-01-2021-003163-41
РЕШЕНИЕ
6 июля 2021 года г. Калининград
Судья Калининградского областного суда Тимощенко Р.И.
при секретаре Шавровой О.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника ИП ФИО1 по доверенности ФИО3 на не вступившее в законную силу постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 20 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1.
Заслушав объяснения защитника ИП ФИО1 - ФИО3, поддержавшего доводы жалобы, уполномоченного по ОВД отдела административных расследований Калининградской областной таможни ФИО4, возражавшей против доводов жалобы, исследовав материалы дела,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 20 мая 2021 года индивидуальный предприниматель ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде предупреждения.
В жалобе на указанное постановление защитник ИП ФИО1 – ФИО3 просит его отменить, производство по делу прекратить, указав на несогласие с результатами взвешивания товара.
Проверив законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, являются лица, фактически сообщившие недостоверные сведения. Такими лицами могут быть перевозчики, экспедиторы либо лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.
В соответствии с подпунктами 25, 26, 45 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) перемещение товаров через таможенную границу Союза, в том числе с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, равно как и покушение на такое перемещение является незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза.
Перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.
Товар - любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
Согласно пункту 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 89 ТК ЕАЭС установлена обязанность перевозчика при международной перевозке автомобильным транспортом при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза предоставлять соответствующие документы и сведения, в том числе сведения о весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах).
В случае если сведения, подлежащие представлению в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи, не содержатся в представленных перевозчиком документах либо если документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, не представляются в соответствии с пунктом 2 статьи 80 настоящего Кодекса, перевозчик обязан представить иные документы, содержащие недостающие сведения, либо заявить недостающие сведения и (или) сведения о документах, которые не представляются, путем подачи заявления в произвольной форме (п. 3 ст. 89 ТК ЕАЭС).
Из материалов дела следует, что 20 февраля 2021 года в 14 часов 16 минут в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Мамоново-2 Калининградской областной таможни (Калининградская область, Багратионовский район, в 6 км от пос. Новоселово) прибыло транспортное средство марки <данные изъяты> г.р.н. <данные изъяты>, с полуприцепом марки <данные изъяты>, г.р.н. <данные изъяты>, с иностранным товаром под управлением водителя перевозчика ИП ФИО1 - ФИО который в тот же день в 14 часов 50 минут уведомил таможенный орган о прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза путем представления международной товарно-транспортной накладной (СМR) от 19.02.2021, инвойса № 813003146 от 19.02.2021 товара «<данные изъяты>, 20 грузовых мест, общим весом брутто товара 14517,532 кг, от отправителя <данные изъяты> (Польша), в адрес получателя ООО <данные изъяты> (Калининградская область).
Для таможенных целей ФИО пассажирскую таможенную декларацию не заполнял, в таможенный орган не подавал.
По результатам таможенного досмотра (акт таможенного досмотра № 10012130/200221/000384 от 21.02.2021) было установлено, что фактический вес перемещаемого товара составляет 15 231 кг, который превышает заявленный вес в товаросопроводительных документах на 713,468 кг. Не заявленный вес состоит из заявленного товара - <данные изъяты> упакованный в серую полиэтиленовую пленку, в количестве 69 шт., общим весом 719 кг.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ИП ФИО1 дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, по факту представления таможенному органу недостоверных о весе брутто перевозимого товара.
Товары - <данные изъяты> в количестве 69 шт., общим весом 719 кг., явившиеся предметом административного правонарушения, в порядке, предусмотренном ст. 27.10 КоАП РФ изъяты, о чем составлен протокол изъятия вещей и документов от 21.02.2021, и помещены на хранение в камеру хранения вещественных доказательств таможенного поста.
19 марта 2021 года по результатам административного расследования в отношении ИП ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями КоАП РФ и ТК ЕАЭС, суд пришел к выводу о наличии в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
При этом суд исходил из того, что ИП ФИО1, являясь перевозчиком, сообщила таможенному органу недостоверные сведения о весе брутто товара при его прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем предоставления недействительных документов.
Однако с такими выводами суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с Порядком заполнения декларации на товары, утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения» под массой "брутто" понимается общая масса товара, включая все виды его упаковки, необходимые для обеспечения неизменности их состояния до поступления в оборот, но исключая контейнеры и другое транспортное оборудование.
Для товара, имеющего упаковку, через запятую, указывается общее количество грузовых мест, занятых товаром (если товар занимает грузовые места не полностью, то дополнительно в скобках указывается количество грузовых мест, занимаемых товаром частично, с проставлением через тире "-" записи: "часть места"), коды видов упаковки товара в соответствии с классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов с проставлением через тире "-" количества упаковок по каждому виду.
При этом под упаковкой понимаются любые изделия и материалы, служащие или предназначенные для упаковки, защиты, размещения и крепления или разделения товаров, за исключением упаковочных материалов (солома, бумага, стекловолокно, стружка и т.п.), перевозимых навалом. Если декларируемый товар находится на поддонах - сведения о поддонах и их количестве с указанием через знак разделителя "/" кода поддона в соответствии с классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов. При этом под поддоном понимается устройство, на настиле которого можно разместить вместе некоторое количество товаров с тем, чтобы образовать транспортный пакет с целью его перевозки, погрузки (выгрузки) или штабелирования с помощью механических аппаратов.
Таким образом, поддон используется для удобства транспортировки товаров и не относится к упаковке ввозимого товара, соответственно его вес подлежит исключению из веса брутто товара.
Как следует из материалов дела, в результате таможенного досмотра вес 18 поддонов достоверно не определен, что также подтверждается актом таможенного досмотра и показаниями ведущего инспектора ФИО2, который пояснил, что взвешивание товара производилось вместе с деревянными поддонами.
Кроме того, в акте таможенного досмотра и протоколе определения массы товара, являющимся приложением к акту таможенного досмотра, отсутствуют сведения о взвешивании товара, упакованного в две картонные коробки, в связи с чем имеются обоснованные сомнения в достоверности произведенных расчетов и установленного таможенным инспектором веса брутто товара.
Сведения о том, что деревянные поддоны в данном случае являлись предметом внешнеторговой сделки, предусматривающей их передачу в собственность, и подлежали включению в общий вес товара, в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, отсутствуют основания для вывода о предоставлении перевозчиком недостоверных сведений о весе брутто товара при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза.
С учетом изложенного, в действиях ИП ФИО1 отсутствует объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 20 мая 2021 года подлежит отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении прекращению в связи с отсутствием в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения.
Разрешая вопрос о судьбе товара, изъятого протоколом изъятия вещей и документов от 21 февраля 2021 года и помещенного на хранение в камеру хранения вещественных доказательств таможенного поста, нахожу, что указанный товар не является предметом административного правонарушения и подлежит возвращению законному владельцу – ООО <данные изъяты> в силу пункта 1 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 20 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 отменить.
Прекратить производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изъятый протоколом изъятия вещей и документов от 21 февраля 2021 года товар - <данные изъяты> упакованный в серую полиэтиленовую пленку, в количестве 69 шт., общим весом 719 кг, находящийся на хранении в камере хранения вещественных доказательств, возвратить ООО <данные изъяты>
Судья