Судья Стех Н.Э. Дело № 5-1618/2022(первая инстанция)
Дело №12-159/2022 (вторая инстанция)
УИД 18RS0003-01-2022-002158-96
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдинова Г.Р.,
с участием защитника Т.Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 15 июня 2022 года административное дело по жалобе защитника П.А.В.-Т.Е.В. на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 5 апреля 2022 года о привлечении П.А.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ,
установил:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 5 апреля 2022 года П.А.В. привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде обязательных работ на срок 30 (тридцать) часов.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, защитник П.А.В.- Т.Е.В. просит отменить постановление судьи за отсутствием административного правонарушения и недоказанностью вины.
В судебном заседании защитник доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Выслушав защитника, изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу пунктов 1, 3 статьи 2 указанного закона публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями. Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Положениями части 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
В пункте 31 постановления от 26 июня 2018 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" Пленум Верховного Суда Российской Федерации, помимо прочего, разъяснил, что организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, административная ответственность за которые наступает по части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут иметь место в случае, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы. Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов.
Аналогичная позиция выражена в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 17 мая 2021 года N 19-П.
В протоколе об административном правонарушении П.А.В. вменено то, что она 13 марта 2022 года 13 марта 2022 года в период времени с 15 часов 40 минут до 15 часов 45 минут являлась организатором публичного мероприятия в форме демонстрации, в ходе которого участники держали в руках плакаты: « « - это » с изображением голубя с надписью: «, мир» и передвигались по маршруту от до . Данное публичное мероприятие проведено без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия в нарушение требований ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Судья районного суда при рассмотрении дела пришла к выводу о наличии в действиях П.А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, изучение материалов дела и представленных доказательств, позволяют прийти к выводу о не подтверждении в действиях П.А.В. именно организации публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.
Так, материалами дела, бесспорно, подтверждено, что П.А.В. совместно с несколькими гражданами 13 марта 2022 года 13 марта 2022 года в период времени с 15 часов 40 минут до 15 часов 45 минут участвовала в публичном мероприятии в форме демонстрации, в ходе которого участники держали в руках плакаты: «» с изображением голубя с надписью: «» и передвигались по маршруту от до . Данное публичное мероприятие проведено без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия в нарушение требований ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении; фотоматериалом; рапортами сотрудников полиции Х.Е.С., Г.А.С., объяснениями П.А.В. от 13.03.2002; показаниями свидетеля А.Н.Т., показаниями свидетеля Б.Е.Ю., запросом УМВД России по г. Ижевску и ответом на указанный запрос Администрации г. Ижевска, согласно которому в Администрацию г. Ижевска уведомлений о проведении публичных мероприятий на 13 марта 2022 года не поступало и другими представленными доказательствами.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Согласно пункту 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» - объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении.
Материалами дела не опровергнуты доводы П.А.В. о том, что 13 марта 2022 года она шла домой, незнакомые ей ранее люди стали ее сопровождать. После этого она достала свой плакат, цитирующий текст из произведения » и через некоторое время была задержана сотрудниками полиции. Никого из сопровождавших ее лиц она не просила, не предлагала, не уговаривала идти вместе с ней домой и тем более разворачивать плакаты, высказывать единые требования. Свои действия считает внезапно возникшими, спонтанными, связанными с ее деятельностью как преподавателя.
Таким образом, ни одно из доказательств, имеющееся в материалах дела не подтверждает тот факт, что П.А.В. являлась организатором публичного мероприятия, либо проводила его. Так, материалы дела не содержат доказательств, что: П.А.В. заранее уведомила лиц, которые шли с ней рядом, что ею планируется публичное мероприятие в форме демонстрации; проводила предварительную агитацию; что ей совместно с иными гражданами были изготовлены заранее плакаты непосредственно для данного публичного мероприятия; что кто-либо из присутствующих рядом лиц высказывал общие требования и призывы; что участники демонстрации используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации; не установлен факт того, что плакат Б.Е.Ю. и П.А.В. как-либо взаимосвязаны между собой (плакат «» и цитата из классической литературы).
При этом объяснения П.А.В. и показания свидетеля Б.Е.Ю. говорят о спонтанности произошедшего, о том, что лица ранее знакомы не были. Б.Е.Ю. узнала П.А.В. по фото в интернете, когда 6 марта 2022 года ее задерживали в Октябрьском отделе полиции.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1); лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (часть 3); неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
В пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" указано, что участником публичного мероприятия для целей статьи 20.2 КоАП РФ является гражданин, в том числе член политической партии, член или участник другого общественного, религиозного объединения, добровольно участвующий в таком мероприятии и реализующий права, предусмотренные частью 2 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях, например, участвующий в обсуждении и принятии решений, использующий различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" даны разъяснения, согласно которым несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Исходя из всей совокупности представленных доказательств, прихожу к выводу о переквалификации действий П.А.В. на часть 5 статьи 20.2 КоАП РФ - нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, и назначении ей наказания в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
Таким образом, имеются основания для изменения вынесенного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 5 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении П.А.В., изменить, действия П.А.В. переквалифицировать с части 2 статьи 20.2 на часть 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 10 000рублей.
Жалобу защитника Т.Е.В. удовлетворить частично.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующими порядок обжалования в порядке надзора.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Г.Р. Багаутдинова