Судья Лошаков Т.Н. Дело № 5-1623/2021 | Дело № 7-21/2022 |
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский 2 марта 2022 года
Судья Камчатского краевого суда Гончарова Н.В. при секретаре Пушкарь О.И., рассмотрев жалобу ФИО1 на определение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 декабря 2021 года, которым определено:
протокол от 27 декабря 2021 года и иные материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 возвратить в УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому для устранения недостатков,
УСТАНОВИЛ:
определением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 декабря 2021 года в УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому для устранения недостатков возвращены протокол от 27 декабря 2021 года и иные материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО1
В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, ФИО1 просит отменить определение судьи. Указывает, что 26 ноября 2021 года подал в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа уведомление о проведении в городе Петропавловске-Камчатском у стелы «Город Воинской Славы» 9 декабря 2021 года с 17 часов 00 минут до 20 часов 00 минут публичного мероприятия в форме митинга. Предложение администрации Петропавловск-Камчатского городского округа об изменении места проведения публичного мероприятия поступило ему по истечении установленного законом трехдневного срока, в связи с чем ФИО1, полагая запланированное им мероприятия согласованным, провел его в указанном месте 9 декабря 2021 года. 14 декабря 2021 года должностным лицом УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по части 8 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, который с материалами дела был направлен в Петропавловск-Камчатский городской суд на рассмотрение. Определением судьи от 17 декабря 2021 года материалы дела возвращены в УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому в связи с неправильным составлением протокола об административном правонарушении и неполнотой представленных материалов. 27 декабря 2021 года в отношении ФИО1 вновь составлен протокол об административном правонарушении, который также возвращен судьей определением от 29 декабря 2021 года в связи с его неправильным составлением. 18 января 2022 года должностным лицом отдела полиции в отношении ФИО1 в третий раз составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого в отношении ФИО1 судьей вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности по части 8 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Полагает определение судьи от 29 декабря 2021 года о возвращении протокола об административном правонарушении незаконным, поскольку пункт 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях не предоставляет право судье вернуть протокол об административном правонарушении в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае неправильного его составления и оформления других материалов дела во второй раз. Такая практика ставит под сомнение независимость суда, так как суд фактически помогает административному органу собирать доказательства виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, что не соответствует пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статье 47 Конституции РФ во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 120 Конституции РФ. Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы на определение судьи. В ходатайстве причины пропуска срока мотивированы тем, что об определении судьи он узнал 19 января 2022 года при рассмотрении дела об административном правонарушении в Петропавловск-Камчатском городском суде.
Выслушав ФИО1, разрешив поданные им ходатайства, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Из абзаца 6 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что определение о возвращении протокола об административном правонарушении в связи с тем, что оно исключает возможность дальнейшего движения дела, может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, поскольку затрагивает право указанных лиц на судебную защиту, а также опротестовано прокурором.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Частью 2 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из материалов дела усматривается, что определение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 декабря 2021 года протокол от 27 декабря 2021 года и иные материалы дела об административном правонарушении возвращены в УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому для устранения недостатков.
Данных, опровергающих утверждение ФИО1 о том, что о наличии данного определения он узнал только 19 января 2022 года, в материалах дела не имеется.
Учитывая данные обстоятельства, процессуальный срок обжалования определения по делу об административном правонарушении подлежит восстановлению.
Из системного толкования статей 26.2, 29.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении и иные протоколы, предусмотренные названным Кодексом, являются доказательствами по делу об административном правонарушении, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Правильность составления названных процессуальных документов судья, орган, должностное лицо обязаны проверить при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении.
На основании пункта 3 статьи 29.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
По смыслу пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и разъяснений пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
Как следует из материалов дела, 14 декабря 2021 года участковым уполномоченным полиции ОУУП и ПДН УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. 16 декабря 2021 года дело об административном правонарушении направлено на рассмотрение в Петропавловск-камчатский городской суд Камчатского края (л.д. 1-5, 49).
Определением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 17 декабря 2021 года материалы дела об административном правонарушении возвращены в УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому для устранения недостатков (л.д. 50-54).
27 декабря 2021 года участковым уполномоченным полиции ОУУП и ПДН УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому в отношении ФИО1 вновь составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. 29 декабря 2021 года дело об административном правонарушении направлено на рассмотрение в Петропавловск-камчатский городской суд Камчатского края (л.д. 90-93, 95).
Определением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 декабря 2021 года протокол от 27 декабря 2021 года и иные материалы дела об административном правонарушении возвращены в УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому для устранения недостатков (л.д. 96-100).
Возвращая на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению протокол об административном правонарушении от 27 декабря 2021 года и представленные к нему материалы, судья исходил из того, что при составлении данного процессуального документа должностным лицом административного органа допущены нарушения, которые не могут быть устранены при рассмотрении дела по существу, а именно: в составленном в отношении ФИО1 протоколе об административном правонарушении имеются противоречия со справкой, имеющейся в материалах дела, в части данных о вступлении в законную силу постановления судьи от 17 февраля 2021 года, которым ранее ФИО1 привлекался к административной ответственности по части 2 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также в описании события административного правонарушения.
Определение судьи является мотивированным, содержит указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
Учитывая изложенные нормы, в силу которых, в том случае, когда протокол об административном правонарушении и другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол, судья обоснованно возвратил материалы дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 в УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому для устранения недостатков.
Довод жалобы о том, что пункт 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях не предоставляет право судье вернуть протокол об административном правонарушении в орган, должностному лицу, которые составили протокол, во второй раз, является субъективным мнением ФИО1 и не основан на нормах действующего законодательства. Законодатель не ограничил право судьи на возвращение протокола для устранения недостатков в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в зависимость от данных условий.
При проверке дела в полном объёме существенных нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену определения судьи, не усматриваю, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Камчатского краевого суда
РЕШИЛ:
определение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 декабря 2021 года оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Н.В. Гончарова