Дело № 12-1470/2022
в районном суде № 5-162/2021 Судья Прозорова Е.В.
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Санкт-Петербургского городского суда Калинина И.Е., рассмотрев 19 апреля 2022 года в открытом судебном заседании в помещении суда при секретаре Макеевой Т.М. административное дело по жалобе на постановление судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июня 2021 года в отношении
Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», ИНН <***>, юридический адрес: <...>
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июня 2021 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП ПФ в отношении ОАО «РЖД», было прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В отношении ОАО «РЖД» уполномоченным по ОВД ОАР Санкт-Петербургской таможни <...> был составлен протокол об административном правонарушении <...> от <...>, согласно которому
04.08.2020 г. на таможенном посту ЖДПП Ивангород Кингисеппской таможни открыта процедура таможенного транзита и направлены товары на таможенный пост Шушарский Санкт-Петербургской таможни в контейнере № <...> на ж/д платформе <...>. Транзитная декларация подана перевозчиком, который осуществлял перевозку до места назначения – ОАО «РЖД». Данная перевозка осуществлялась по следующим документам: транзитная декларация № <...> от 04.08.2020, ждн № <...>, счет-фактура (инвойс) <...> от <...> Согласно сведениям, заявленным в ТД осуществлялась перевозка следующих товаров:
- «прочие двигатели с возвратно-поступательным движением поршня с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1000 см.куб., бывшие в употреблении» (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС – <...>),
- глушителя и выхлопные трубы прочие (код товара по <...>),
- части коробок передач, прочие (код товара по <...>),
- рулевые колеса, рулевые колонки и картера рулевых механизмов моторных транспортных средств (код товара по <...>
- прочие части и принадлежности кузовов (включая кабины) для моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях <...>: прочие (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС – <...>),
- прочие зеркала стеклянные, в рамах или без рам, заднего обзора для транспортных средств (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС – <...>),
- части мостов прочие (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС – <...>),
- прочие амортизаторы подвески (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС <...>),
- колеса ходовые, их части и принадлежности, прочие (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС <...>,
- прочие домкраты и подъемники для транспортных средств (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС <...>),
- воздушные фильтры для двигателей внутреннего сгорания (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС <...>),
- приборы освещения или визуальной сигнализации, прочие (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС 8512200009),
- прочие части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций <...>, прочие (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС <...>),
- стекло многослойное безопасное, размером и форматом, позволяющими использовать его на средствах наземного транспорта, прочее (кр. Для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций <...> (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС <...>),
- стеклоочистители, антиобледенители и противозапотеватели, прочие (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС <...>)
- радиаторы прочие (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС <...>),
- тормоза и тормоза с сервоусилителем, их части: дисковые тормозные системы и их части, прочие (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС <...>),
- прочее стекло упрочненное (закаленное) безопасное размером и форматом, позволяющими использовать его на средствах наземного транспорта (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС <...>
- насосы топливные, прочие (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС <...>),
- приборы звуковой сигнализации, прочие (кр. Для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705, их узлов и агрегатов) (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС <...>),
- прочие системы подвески и их части: прочие (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС <...>),
- шарнирные валы (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС <...>),
- прочие контейнеры (код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС <...>),
- страна отправления – Эстония, в количестве 1505 грузовых мест, весом брутто 25000 кг (в т.ч. вес контейнера 3890,00 кг), общей стоимостью – 6675 долларов США (495008 руб. 65 коп.).
Отправителями товара является – Гофорвард ООО (Кауба 3а, 11312 Таллин, Харью уезд). Страна отправления – Эстония.
Получателем товара является «Нусратулло-Р» (<...> Хатлонская обл., Таджикистан).
Перевозчиком является ОАО «РЖД». Ж/д платформа направлена по процедуре таможенного транзита на Шушарский таможенный пост Санкт-Петербургской таможни со сроком доставки 11.08.2020 г.
10.08.2020 г. платформа с контейнером прибыла на Шушарский таможенный пост Санкт-Петербургской таможни подтверждение о прибытии № <...>).
В связи с установлением обстоятельств, свидетельствующих о возможном недостоверном заявлении относительно перевозимого товара сведений, в рамках таможенного контроля был назначен таможенный досмотр (по поручению на досмотр № <...>).
В результате таможенного досмотра было установлено, что товары по количеству не соответствует транспортным и коммерческим документам, а именно количество штук по ТСД не соответствует фактическому количеству товаров, а именно:
- глушители б/у на 21 шт. больше чем в ТСД ;
- шины с дисками б/у на 8 шт больше чем в ТСД.
Также обнаружены товары, не заявленные в транзитной декларации, а именно:
- распилы передние части авто 5 шт: серебристого цвета – 3 шт, темно-синий – 2 шт;
- сиденья автомобильные 32 шт: (30 шт – текстильные черные, 2 шт – текстильные синие).
Всего в ходе досмотра установлено 1571 место.
Таким образом, обнаружены достаточные данные, указывающие на сообщение Обществом, при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, недостоверных сведений об их наименовании и количестве грузовых мест, путем предоставления таможенному органу недействительных документов: ТД № <...>, ж/д накладной № <...> от 15.05.2020 г., инвойса <...> от 28.04.2020 г., спецификации от 29.04.2020 № <...>, т.е. событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Уполномоченный по ОВД ОАР Санкт-Петербургской таможни <...>. обратился с жалобой на вышеуказанное постановление в Санкт-Петербургский городской суд, в которой просит отменить постановление районного суда и дело возвратить на новое рассмотрение, по следующим основаниям. При помещении товаров под таможенную процедуру, товары подлежат таможенному декларированию. Декларантом, согласно пп. 4 п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС может выступать перевозчик при заявлении процедуры таможенного транзита. П.п. 6 п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС обязывает декларанта выполнять требования, предусмотренные ТК ЕАЭС. В соответствии ст. ст. 84 декларант несет ответственность за заявление в декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному органу недействительных документов. В права декларанта, предусмотренные ст. 84, входит право осматривать товары, в том числе с привлечением экспертов для уточнения сведений о декларируемых товарах. ОАО «РЖД» имело возможность до подачи декларации осуществить осмотр товара, т.е. имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако не осуществило контроль должным образом, заявив в транзитной декларации недостоверные сведения о товаре.
Законный представитель ОАО «РЖД» будучи извещен надлежащим образом, в Санкт-Петербургский городской суд не явились, ходатайств об отложении не заявлял, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Уполномоченный по ОВД ОАР Санкт-Петербургской таможни <...> в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал, пояснил, что в транзитной декларации было указано 1505 мест, в то время как в ходе таможенного досмотра было обнаружено 1571 грузовое место, что является существенным расхождением по количеству с указанным в декларации. Кроме того, часть товара, которая не была заявлена в декларации, представляет собой распиленные машины, занимающие значительный объем груза. У перевозчика было достаточно времени и были полномочия для осмотра товара, однако он своими правами не воспользовался. Суд первой инстанции ошибочно сослался на Конвенцию о договоре международной перевозки грузов (КДПГ), так как Конвенция применяется к перевозкам, совершаемым автомобильным транспортом, транспортом с прицепами, как указано в п. 2 ст. 1 КДПГ. Кроме того, ОАО «РЖД» нарушены положения ТК ЕАЭС, а не нормы международной перевозки грузов. Являясь участником внешнеэкономической деятельности, перевозчиком, ОАО «РЖД» не могло не знать о необходимости заявления достоверных сведений в транзитных декларациях.
Защитник ОАО «РЖД» <...>. в Санкт-Петербургский городской суд явилась, возражала против удовлетворения жалобы должностного лица.
Пояснила, что в действиях ОАО «РЖД» нет вины, перевозка осуществлялась прямым международным сообщением транзитом через РФ, согласно ст. 16 МГС, за сведения, указанные в накладных, несет ответственность отправитель товара. Согласно ст. 23 МГС перевозчик имеет право проверить соответствие сведений, указанных в накладной, фактическому количеству груза. Грузоотправитель сам накладывает пломбы, перевозчик может вскрыть их только если пломбы не соответствуют накладной.
Проверив доводы жалобы и изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 3 ст. 16.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза, либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Как усматривается из материалов дела, при подаче транзитной декларации на товары декларантом – ОАО «РЖД» были заявлены сведения о грузе в количестве 1505 грузовых мест.
В ходе таможенного досмотра было установлено, что фактическое количество грузовых мест составляет 1571 место, а количество задекларированных товаров превышает количество, заявленное в декларации, помимо этого обнаружены товары, не заявленные в декларации, в виде распилов передних частей автомобилей и автомобильных сидений, что ОАО «РЖД» не оспаривается.
Судья Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга, пришел к выводу об отсутствии вины ОАО «РЖД», сославшись на ст. 8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, неверно определив область применения Конвенции.
"Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)" (Заключена в г. Женеве 19.05.1956), применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции.
При применении настоящей Конвенции под "транспортным средством" следует понимать автомобили, автомобили с полуприцепами, прицепы и полуприцепы так, как они определяются в статье 4 Конвенции о дорожном движении от 19 сентября 1949 года. ( п. 1 и 2 ст. 1 Конвенции).
Положения Конвенции, согласно ст.2 текста Конвенции применяются к перевозке железнодорожным транспортном, если на части перевозки транспортное средство, содержащее груз, перевозится по железной дороге без перегрузки.
Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, изложенные в Постановлении от 24.10.2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части КоАП РФ» п. 29, рассматривают ситуацию недостоверного указания при декларировании веса брутто товара, в то время как событие административного правонарушения по настоящему делу заключается в сообщении недостоверных сведений о количестве грузовых мест.
Судом не было учтено, что у ОАО «РЖД» имеются не только обязанности перевозчика, не и обязанности декларанта, не связанные между собой и заключающиеся в обязанности выполнять требования, предусмотренные ст. 84 ТК ЕАЭС, для чего декларанту предоставляется ряд полномочий, предусмотренных ст. 84 ТК ЕАЭС, в том числе право осматривать товар, привлекать экспертов для уточнения сведений и т.д.
Расхождение количества грузовых мест, указанных в транзитной декларации и фактического количества перевозимого товара, является значительным, товар, не указанный в декларации – распилы передних частей автомобилей и 32 автомобильных сиденья, являются крупногабаритным грузом, что указывает на возможность установить его наличие без пересчета товара, путем простой сверки товаросопроводительных документов и фактически находящегося в контейнере груза.
Поскольку Василеостровским районным судом Санкт-Петербурга не были выполнены требования о необходимости всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, постановление Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга подлежит отмене, а дело – возвращению в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга на новое рассмотрение.
С учётом изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июня 2021 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении ОАО «Российские железные дороги» отменить.
Дело возвратить в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга на новое рассмотрение.
Судья Калинина И.Е.