ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-1673/2023 от 25.09.2023 Курганского областного суда (Курганская область)

№ 5-1673/2023

Дело № 71-93/2023

РЕШЕНИЕ

г. Курган 25 сентября 2023 г.

Судья Курганского областного суда Менщиков С.Н., рассмотрев жалобу защитника АО «Аэропорт Курган» – ФИО1 на постановление судьи Курганского городского суда Курганской области от 17 августа 2023 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Аэропорт Курган»,

установил:

постановлением судьи Курганского городского суда Курганской области от 17 августа 2023 г. акционерное общество «Аэропорт Курган» (далее – АО «Аэропорт Курган», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе в Курганский областной суд защитник АО «Аэропорт Курган» - ФИО1 просит постановление судьи отменить, прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения.

Указывает, что полученные Обществом запросы не содержат информации о фактах получения органами прокуратуры информации о нарушении АО «Аэропорт Курган» законов, требующих принятия мер прокурором, в связи с чем, полагает, что анализ, а также мониторинг состояния законности деятельности АО «Аэропорт Курган» является незаконным, вмешательством в хозяйственную деятельность Общества.

Кроме того, ссылается на то, что сроки исполнения запросов не соответствуют срокам, установленным Законом о прокуратуре.

Таким образом, считает, что запросы прокуратуры не соответствовали требованиям закона и не подлежали исполнению.

При рассмотрении жалобы защитник АО «Аэропорт Курган» - ФИО1 ее доводы поддержала.

Помощник транспортного прокурора Уральской транспортной прокуратуры Сапожникова Л.В. возражала против удовлетворения жалобы.

Заслушав явившихся лиц, изучив доводы жалобы, представленные с ней материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет административную ответственность.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33 и 39.1 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

На основании абзаца третьего пункта 1 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (часть 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).

Как следует из материалов дела, Курганской транспортной прокуратурой на основании поручения Уральской транспортной прокуратуры от 27 июня 2023 г. «О предоставлении сведений принятия мер при осуществлении надзора за исполнением законодательства, регламентирующего порядок использования систем оформления билетов» направлен запрос от 11 июля 2023 г. о предоставлении информации в АО «Аэропорт Курган».

Согласно указанному запросу, на основании статей 6, 22 Закона о прокуратуре, АО «Аэропорт Курган» в срок не позднее 17 июля 2023 г. должно было представить следующую информацию:

- имеется ли у АО «Аэропорт Курган» доступ к системам бронирования авиакомпаний, каким образом и в каких целях они используются, как урегулированы вопросы использования таких систем с авиакомпаниями (соглашения, договоры), при наличии приложить копии документов;

- имеются ли у АО «Аэропорт Курган» собственные программы, системы, связанные с процессами оформления воздушных перевозок. Перечислить такие программы, с какого периода они используются, кто является их разработчиком, собственником;

- осуществляет ли АО «Аэропорт Курган» передачу персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств в единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности.

Согласно ответу от 17 июля 2023 г., Общество не имеет возможности предоставить запрашиваемую информацию и документы, в связи с тем, что вопросы, указанные в запросе, относятся к оперативно-хозяйственной деятельности АО «Аэропорт Курган».

Кроме того, в целях проведения анализа законности в сфере установления операторами аэропортов тарифов на оказание услуг по хранению забытых пассажирами вещей, по поручению Уральской транспортной прокуратуры от 23 июня 2023 г., прокуратурой направлен запрос от 12 июля 2023 г. о предоставлении информации в АО «Аэропорт Курган».

Согласно указанному запросу, на основании статей 6, 22 Закона о прокуратуре, АО «Аэропорт Курган» в срок не позднее 18 июля 2023 г. должно было представить следующую информацию:

- оказывает ли АО «Аэропорт Курган» авиаперевозчикам услуги по хранению вещей, забытых пассажирами в самолетах. В случае если оказывает, приложить копию правового акта об установлении тарифа на оказании данных услуг (при наличии);

- заключались ли АО «Аэропорт Курган» соглашения с авиаперевозчиками на предоставление данных услуг. В случае если заключались, приложить копии (при наличии).

Согласно ответу от 17 июля 2023 г., Общество не имеет возможности предоставить запрашиваемую информацию и документы, в связи с тем, что вопросы, указанные в запросе, относятся к оперативно-хозяйственной деятельности АО «Аэропорт Курган».

Таким образом, запрашиваемая прокурором информация Обществом не представлена в установленный срок, что препятствовало проведению анализа и оценки документов, а также надлежащему исполнению Курганским транспортным прокурором поручений Уральской транспортной прокуратуры.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Аэропорт Курган» к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт административного правонарушения и вина АО «Аэропорт Курган» в его совершении подтверждаются исследованными судом первой инстанции материалами дела, в совокупности с иными собранными по делу доказательствами, в том числе: постановлением и возбуждении дела об административном правонарушении, запросами транспортного прокурора от 11 и 12 июля 2023 г., ответами АО «Аэропорт Курган» от 17 июля 2023 г., и иными письменными документами, оценка которым дана судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у АО «Аэропорт Курган» имелась возможность для соблюдения законодательства в области нормального функционирования органов государственной власти, за нарушение которого ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поэтому, вопреки доводам жалобы, судья городского суда, правомерно пришел к выводу о наличии в действиях АО «Аэропорт Курган» состава правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы, указывающие на незаконность запросов органов прокуратуры и вмешательство в хозяйственную деятельность Общества, являются несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку запросы не возлагали обязанности на АО «Аэропорт Курган» произвести какие-либо действия, связанные с изменением каких-либо положений их внутренней деятельности, а были направлены лишь на необходимость представления определенной информации в порядке статьи 22 Закона о прокуратуре в рамках исполнения поручений Уральской транспортной прокуратуры.

Вопреки доводам жалобы, сроки исполнения запросов соответствуют срокам, установленным в Законе о прокуратуре.

Так, в силу пункта 2 статьи 6 Закона о прокуратуре статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.

Из материалов дела следует, что Курганской транспортной прокуратурой по поручению Уральской транспортной прокуратуры проводился анализ состояния законности в сфере использования систем оформления воздушных перевозок (запрос от 11 июля 2022 г. со сроком исполнения до 17 июля 2023 г.) и мониторинг состояния законности в сфере установления тарифов на оказание услуг перевозчикам (запрос от 12 июля 2023 г. со сроком исполнения до 18 июля 2022 г.), что соответствует вышеуказанным срокам.

Доказательств невозможности исполнить требование прокурора по предоставлению требуемых документов и информации АО «Аэропорт Курган» не предоставлено. Ходатайства о продлении срока исполнения требования прокурора заявлено не было.

Доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей городского суда при рассмотрении дела об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правильность правовой оценки доказательств сомнений не вызывает.

При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей городского суда в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым дана надлежащая правовая оценка.

Постановление о привлечении АО «Аэропорт Курган» к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено АО «Аэропорт Курган» в соответствии с санкцией статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и является минимальным.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не допущено.

При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление судьи Курганского городского суда Курганской области от 17 августа 2023 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Аэропорт Курган» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья С.Н. Менщиков