Cудья Анцанс А.С. № 12-110/2022
Дело № 5-1729/2022
УИД 60RS0001-01-2022-001431-72
П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Р Е Ш Е Н И Е
6 июня 2022 года гор. Псков
Судья Псковского областного суда Русакова О.С.,
при секретаре Александровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО «Автомобильные дороги Пскова» ФИО1 на постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 6 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Автомобильные дороги Пскова», ИНН <данные изъяты> ОГРН <данные изъяты>, дата регистрации <данные изъяты> года, место регистрации: <...>,
у с т а н о в и л :
постановлением судьи Псковского городского суда Псковской области от 6 апреля 2022 года ООО «Автомобильные дороги Пскова» (далее – Общество, ООО «АДП») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа с применением части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в размере 200 000 рублей.
Директором ООО «Автомобильные дороги Пскова» ФИО1 в Псковский областной суд подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанного постановления и освобождении юридического лица от административной ответственности с применением статьи 2.9 КоАП РФ.
В обоснование заявленного требования указывает на то, что допущенное нарушение не привело к каким-либо негативным последствиям и к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, Общество способствовало установлению обстоятельств совершения административного правонарушения путем предоставления документов, запрошенных при проведении внеплановой выездной проверки, дачи пояснений защитником при составлении протокола об административном правонарушении, выявленные нарушения полностью устранены, административное правонарушение совершено впервые, что в совокупности дает основание для признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
Законный представитель Общества обратился также с дополнением к жалобе, в котором ставит вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу с применением введенной Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ нормы части 4 части 2.1 КоАП РФ, по тем основаниям, что по факту неуведомления органа внутренних дел о заключении трудового договора с иностранным гражданином Х. А.П. к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ привлечено должностное лицо – заместитель начальника юридического отдела ООО «АДП» ФИО2, в связи с чем юридическое лицо административной ответственности не подлежит.
Законный представитель ООО «Автомобильные дороги Пскова» либо его защитник в судебное заседание не явились при надлежащем извещении, подтвержденном отчетом об отслеживании почтового отправления с идентификатором 18090268636164, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие названных лиц.
Должностное лицо ОВМ УМВД России по городу Пскову ФИО3 в судебное заседание также не явился при надлежащем извещении, подтвержденном отчетом об отслеживании почтового отправления с идентификатором 18090268636171, поэтому дело рассмотрено также и без его участия.
Проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ).
Согласно пункту 8 статьи 13 Закона № 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Форма уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) и порядок подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) таких уведомлений, действующие на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, утверждены Приказом МВД России от 30 июля 2020 года № 536.
Частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судьей городского суда, 31 января 2022 года сотрудниками отдела по вопросам миграции УМВД России по городу Пскову выявлено, что ООО «Автомобильные дороги Пскова», привлекшее для осуществления трудовой деятельности гражданина Таджикистана Х.А.П., 19 <данные изъяты> года рождения, на основании трудового договора № <данные изъяты>, заключенного 29 июня 2021 года, в нарушение требований пункта 8 статьи 13 Закона № 115-ФЗ не уведомило о заключении трудового договора с данным иностранным гражданином территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в Псковской области в установленный законом срок (по 2 июля 2021 года включительно).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «АДП» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
Судья Псковского городского суда, оценив представленные доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, пришел к выводу о наличии в деянии ООО «Автомобильные дороги Пскова» события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
Вместе с тем, имеются основания для отмены постановления и прекращения производства по делу об административном правонарушении ввиду следующего.
Статья 54 Конституции Российской Федерации в качестве конституционных принципов применения законов, устанавливающих ответственность за правонарушение, закрепляет общее правило, согласно которому ответственность за правонарушение определяется законом, действующим во время его совершения, и исключение из этого правила - в отношении закона, устраняющего или смягчающего ответственность.
Эти правила основаны на общеправовых принципах справедливости, гуманизма и соразмерности ответственности за совершенное деяние его реальной общественной опасности, имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов. Принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года № 4-П, от 14 июля 2015 года № 20-П, определение от 11 ноября 2021 года № 2355-О и др.).
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
На основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 6 апреля 2022 года, статья 2.1 КоАП РФ дополнена частью 4, предусматривающей, что юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
Указанное изменение норм КоАП РФ об административной ответственности юридических лиц обеспечивает учет объективной стороны административного правонарушения с точки зрения должной оценки противоправности конкретного деяния юридического лица и (или) его должностного лица с целью исключения ответственности юридического лица за отдельное нарушение его работником обязательного требования, связанного с неисполнением таким работником своих должностных обязанностей.
В рассматриваемой ситуации постановлением судьи Псковского городского суда Псковской области от 13 мая 2022 года должностное лицо ООО «АДП» - заместитель начальника юридического отдела ФИО2 привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ, за нарушение требований пункта 8 статьи 13 Закона № 115-ФЗ, выразившееся в неуведомлении УВМ УМВД России по Псковской области о заключении трудового договора № 151 от 29 июня 20321 года с гражданином Республики Таджикистан Х. А. П. в срок до 2 июля 2021 года включительно в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом ООО «АДП» в суд второй инстанции представлены доказательства того, что данным юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации и меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Так, должностной инструкцией заместителя начальника юридического отдела ООО «АДП», утвержденной директором Общества 1 декабря 2020 года, на заместителя начальника юридического отдела возложены обязанности по представлению интересов Общества в УВМ УМВД России по Псковской области по вопросам, связанным с обеспечением режима пребывания и работы иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, в том числе подача документов о привлечении на работу иностранной рабочей с силы в органы государственной власти, уведомление органов внутренних дел о приеме на работу и увольнении иностранных граждан (пункт 2.4 инструкции). Этой же должностной инструкцией предусмотрены квалификационные требований к лицу, назначаемому на должность заместителя начальника юридического отдела: высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет. С данной должностной инструкцией заместитель начальника юридического отдела ФИО2 ознакомлена под роспись 1 декабря 2020 года (л.д.<данные изъяты>).
Приказом директора ООО «АДП» № 142/3 от 1 декабря 2020 года заместителя начальника юридического отдела ФИО2 возложена обязанность по уведомлению органов внутренних дел о заключении и прекращении (расторжении) с иностранными гражданами трудовых договоров и предусмотрены меры контроля: предоставление начальнику юридического отдела заместителем начальника отдела ежемесячно не позднее первого рабочего дня, следующего за отчетным, отчета за прошедший месяц о количестве заключенных и прекращенных (расторгнутых) с иностранными гражданами трудовых договоров и о количестве поданных в органы внутренних дел уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) с иностранными гражданами трудовых договоров; контроль за исполнением соответствующей обязанности возложен на начальника юридического отдела (л.д. 210). С приказом ФИО2 ознакомлена 1 декабря 2020 года.
ООО «АДП» также представлен ежемесячный отчет за июнь 2021 года, согласно которому в июне 2021 года в ООО «АДП» были приняты на работу 23 иностранных гражданина и расторгнут 1 трудовой договор с иностранным гражданином, с указанием дат заключения (расторжения) договоров, дат подачи уведомлений в орган внутренних дел и должностного лица данного органа, принявшего уведомления, и представлены копии справок УВМ УМВД России по Псковской области о приеме уведомлений 7 июня 2021 года (на 17 иностранных граждан), 16 июня 2021 года (на 1 гражданина), 18 июня 2021 года (на 6 иностранных граждан).
При указанных обстоятельствах очевидно, что ООО «АДП» активно использует в своей деятельности иностранную рабочую силу, при этом исполнение публично-правовых обязанностей, возложенных на организацию как работодателя миграционным законодательством, регламентирующим порядок привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности, включая направление предусмотренных пунктов 8 статьи 13 Закона № 115-ФЗ уведомлений, возложено на конкретное должностное лицо Общества, отвечающее высоким квалификационным требованиям к образованию и стажу работы, при этом с организован надлежащий контроль за выполнением этим должностным лицом соответствующих функций.
Эти обстоятельства позволяют прийти к выводу, что выявленное нарушение требований пункта 8 статьи 13 Закона № 115-ФЗ являлось отдельным нарушением, допущенным конкретным работником в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, и носило в деятельности организации случайный характер.
С учетом изложенного полагаю, что в данном случае имеются условия для применения в отношении ООО «АДП» положений части 4 статьи 2.1 КоАП РФ.
Пунктом 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии иных предусмотренных настоящим Кодексом обстоятельств, при которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
На основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
При установленных по делу обстоятельствах и с учетом приведенного нормативного регулирования постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 6 апреля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО «АДП», подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья Псковского областного суда
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 6 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО «Автомобильные дороги Пскова» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано, опротестовано путем подачи жалобы, принесения протеста непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Псковского областного суда (подпись) О.С. Русакова
Копия верна.
Судья Псковского областного суда О.С. Русакова