Судья Рахматулина Е.А. №5-1778/2023 года
№7-2/2024 года
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 26 января 2024 года
Судья Астраханского областного суда Хаирова Д.Р.,
при помощнике судьи Бикбауовой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Поплевко О.В. адвоката Сердюкова Д.Е. на постановление судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 2 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – заместителя министра – начальника управления экономической политики министерства образования и науки Астраханской области Поплевко О.В.,
установил:
постановлением судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 2 ноября 2023 года заместитель министра – начальник управления экономической политики министерства образования и науки Астраханской области Поплевко О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В жалобе с учетом дополнений защитник Поплевко О.В. адвокат Сердюков Д.Е. ставит вопрос об отмене решения судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 2 ноября 2023 года и прекращении производства по делу, поскольку действия должностного лица по направлению уведомлений по расчетам между бюджетами не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выслушав Поплевко О.В, её защитника адвоката Сердюкова Д.Е., поддержавших доводы жалобы, представителей Контрольно-счетной палаты Астраханской области ФИО14, ФИО15, возражавших против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Объектом указанного правоотношения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.
Объективную сторону данного правоотношения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления.
Субъектом данного правонарушения являются должностные лица главного распорядителя бюджетных средств, предоставляющего межбюджетные трансферты.
Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации (абзац 36 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Контрольно-счетной палатой <адрес> проведена проверка эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию основного мероприятия по реализации регионального проекта «Содействие занятости (Астраханская область)» в рамках национального проекта «Демография» государственной программы «Развитие образования Астраханской области» в части завершения работ по строительству дошкольных образовательных учреждений (в том числе оснащение оборудованием) в 2022 году, при необходимости в других периодах в отношении министерства образования и науки Астраханской области, по результатам которой установлены нарушения, отраженные в акте от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства Астраханской области от 25 сентября 2014 №402-П утверждена государственная программа «Развитие образования Астраханской области» (далее по тексту – Госпрограмма).
В рамках основного мероприятия Госпрограммы по реализации регионального проекта «Содействие занятости (Астраханская область)» за счет средств бюджета Астраханской области и местных бюджетов предусмотрено оснащение оборудованием созданных дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.
Перечнем мероприятий (направлений) Госпрограммы в рамках Мероприятия по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет предусмотрено оснащение оборудованием, в том числе следующих <данные изъяты> объектов:
оснащение оборудованием детского сада-ясли на <данные изъяты> мест по адресу: <адрес>;
оснащение оборудованием яслей-сада на <данные изъяты> мест по адресу: <адрес>;
оснащение оборудованием яслей-сада на <данные изъяты> мест по адресу: <адрес>;
оснащение оборудованием детского сада-ясли на <данные изъяты> мест по адресу: <адрес>;
оснащение оборудованием яслей-сада на <данные изъяты> мест по адресу: <адрес>;
оснащение оборудованием яслей-сада на <данные изъяты> мест по адресу: <адрес>.
Постановлением Правительства Астраханской области от 22 июля 2022 года № 325-П Госпрограмма дополнена Приложением № 54, которым утвержден порядок предоставления и распределения субсидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям Астраханской области на оснащение оборудованием дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, созданных (создаваемых) в рамках основного мероприятия по реализации регионального проекта «Содействие занятости (Астраханская область)» в рамках национального проекта «Демография» государственной программы «Развитие образования Астраханской области» (далее по тексту - Порядок).
Данным Порядком определены критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий (пункт 5), условия предоставления субсидии (пункт 6), перечень представляемых муниципальными образованиями документов для получения субсидии (пункт 7), а также сам порядок предоставления и распределения субсидии из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям.
В соответствии с пунктом 2 Порядка главным распорядителем субсидий является министерство образования и науки Астраханской области. Получателями субсидий являются муниципальные районы и городские округа Астраханской области (пункт 4 Порядка).
В августе 2022 года муниципальными образованиями <адрес>, <адрес> представлены в Министерство комплекты документов для получения соответствующих субсидий.
В связи с чем между Министерством и вышеуказанными муниципальными образованиями заключены соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Астраханской области бюджету муниципального образования Астраханской области на оснащение оборудованием созданных (создаваемых) дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях (далее — Соглашение) со следующими муниципальными образованиями:
от ДД.ММ.ГГГГ № № с муниципальным образованием <адрес> на сумму <данные изъяты> тыс. рублей, из них: субсидия из бюджета Астраханской области <данные изъяты> тыс. рублей,
от ДД.ММ.ГГГГ № № с муниципальным образованием «<адрес>» на сумму <данные изъяты> тыс. рублей, из них: субсидия из бюджета Астраханской области <данные изъяты> тыс. рублей,
от ДД.ММ.ГГГГ № № с муниципальным образованием <адрес> на сумму <данные изъяты> тыс. рублей, из них: субсидия из бюджета Астраханской области - <данные изъяты> тыс. рублей,
от ДД.ММ.ГГГГ № № с муниципальным образованием <адрес> на сумму <данные изъяты> тыс. рублей, из них: субсидия из бюджета Астраханской области - <данные изъяты> тыс. рублей,
от ДД.ММ.ГГГГ № № с муниципальным образованием <адрес>» на сумму <данные изъяты> тыс. рублей, из них: субсидия из бюджета Астраханской области - <данные изъяты> тыс. рублей.
В ходе проведения контрольного мероприятия в отношении Государственного казенного учреждения <адрес> «Управление по капитальному строительству <адрес>» (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что финансирование расходов муниципальными образованиями не осуществлялось и муниципальные контракты не заключались в отношении следующих объектов строительства зданий образовательных организаций:
- строительством ясли-сада на <данные изъяты> мест по адресу: <адрес>;
- строительство ясли-сада на <данные изъяты> мест по адресу: <адрес>;
- строительство ясли-сада на <данные изъяты> мест по адресу: <адрес>
- строительство ясли-сада на <данные изъяты> мест по адресу: <адрес>
- строительство детского сада-ясли на <данные изъяты> мест по адресу: <адрес>;
- строительство детского сада-ясли на <данные изъяты> мест по адресу: <адрес>.
На строительство вышеуказанных объектов ГКУ АО «УКС АО» с подрядными организациями заключены государственные контракты, по которым финансирование расходов осуществлялось за счет средств федерального бюджета и бюджета Астраханской области.
Таким образом, учитывая критерии отбора муниципальных образований, а также условия представления субсидии, определенные Порядком и действующие в 2022 году, вышеуказанным муниципальным образованиям фактически субсидия не должна была предоставляться и соглашения с ними не должны были заключаться, вместе с тем, фактически в нарушение Порядка и условий предоставления субсидии соглашения с данными муниципальными образованиями были заключены.
До заключения соглашений с муниципальными образованиями заместителем министра - начальником управления экономической политики министерства образования и науки Астраханской области Поплевко О.В. подписаны уведомления по расчетам между бюджетами от ДД.ММ.ГГГГ №№ №.
В связи с указанными обстоятельствами ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором отдела аудита социальной сферы Контрольно-счетной палаты <адрес>ФИО15 в отношении Поплевко О.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Признавая Поплевко О.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Кировского районного суда г. Астрахани исходил из того, что подписав уведомления о доведении бюджетных назначений до муниципальных образований, являясь в силу должностного регламента лицом, ответственным по контролю за правильностью формирования соглашений с муниципальными образованиями, Поплевко О.В. нарушен порядок предоставления межбюджетных трансфертов в части несоблюдения критерия отбора муниципальных образований «Финансирование расходов муниципального образования на строительство зданий образовательных организаций» и условия предоставления субсидии «Наличие муниципального контракта на строительство (приобретение) зданий образовательных организаций» на общую сумму <данные изъяты> тысяч рублей.
Однако с указанными выводами судьи районного суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В силу примечания к этой статье совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также его виновность в совершении административного правонарушения.
Выяснение указанных в названной статье обстоятельств является обязанностью судьи.
Согласно пункту 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации. Условием предоставления субсидии бюджету муниципального образования является заключение соглашения о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств (пункт 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 8 Порядка Министерство в течение пяти рабочих дней со дня утверждения лимитов бюджетных обязательств письменно уведомляет муниципальные образования о предельных объемах субсидий, предоставляемых из бюджета Астраханской области. Конкретная форма уведомления Порядком не предусмотрена.
Постановлением Правительства Астраханской области от 22.07.2022 № 326-П (далее – Постановление №326-П) утверждено распределение в 2022 году субсидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям Астраханской области на оснащение оборудованием дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, созданных (создаваемых) в рамках основного мероприятия по реализации регионального проекта "Содействие занятости (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Демография" государственной программы "Развитие образования Астраханской области" по следующим муниципальным образованиям:
- муниципальное образование "Икрянинский район" с объемом средств бюджета Астраханской области 1659676,72 рублей;
- муниципальное образование "Камызякский район" с объемом средств бюджета Астраханской области 9854893,92 рублей;
- муниципальное образование "Приволжский район" с объемом средств бюджета Астраханской области 17567957,88 рублей;
- муниципальное образование "Харабалинский район" с объемом средств бюджета Астраханской области 5783076,91 рублей;
- муниципальное образование "Черноярский район" с объемом средств бюджета Астраханской области 1659676,72 рублей;
- муниципальное образование "Город Астрахань" с объемом средств бюджета Астраханской области 15215483,33 рублей.
Исходя из буквального содержания уведомлений по расчетам между бюджетами от ДД.ММ.ГГГГ№, подписанных Поплевко О.В., следует, что они направлены в адрес финансовых органов муниципальных образований во исполнение пункта 8 Порядка, поскольку ими сообщается об утвержденных Постановлением №326-П объемах субсидий, предоставляемых из бюджета Астраханской области.
Достоверных доказательств тому, что указанные уведомления фактически являлись основанием для предоставления субсидий муниципальным образованиям до поступления необходимых документов и оценки их на предмет соблюдения критериев и условий предоставления субсидий, материалы дела не содержат, и представителями административного органа в ходе рассмотрения жалобы не представлено.
Таким образом, действия Поплевко О.В. по направлению в муниципальные образования уведомлений по расчетам между бюджетами от ДД.ММ.ГГГГ не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 7 Порядка муниципальные образования для получения субсидии представляют в Министерство необходимые документы не позднее 10 календарных дней со дня доведения министерством финансов Астраханской области до муниципальных образований Астраханской области уведомлений о представлении субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта, имеющих целевое назначение.
Как следует из представленных представителем административного органа документов, указанные уведомления направлены министерством финансов Астраханской области в финансовые органы муниципальных образований ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем данными муниципальными образованиями в августе 2022 года были поданы документы в Министерство для получения субсидии.
По результатам рассмотрения документов Министерством принимается решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении субсидии муниципальным образованиям в форме правового акта (пункт 9 Порядка). При этом основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются как несоблюдение условий предоставления субсидий, указанных в абзацах втором, третьем, пятом - восьмом пункта 6 Порядка, так и несоответствие муниципального образования критериям отбора, указанным в абзацах втором, третьем пункта 5 Порядка (пункт 10 Порядка).
Как следует из материалов дела, на основании распоряжений Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №№ от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ были приняты решения о предоставлении субсидий соответственно следующим муниципальным образованиям: <адрес>. Распоряжения подписаны министром ФИО17 Заместитель министра – начальник управления экономической политики Поплевко О.В. указана наряду с иными должностными лицами Министерства в качестве согласующего проекты правовых актов.
Во исполнение решений Министерства о предоставлении субсидий с вышеуказанными муниципальными образованиями заключены соответствующие соглашения, которые в силу пункта 14 Порядка являются основанием для перечисления субсидий. Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ (<адрес>), от ДД.ММ.ГГГГ№ (<адрес>), от ДД.ММ.ГГГГ№ (<адрес>), от ДД.ММ.ГГГГ№ (<адрес>) заключены от имени Министерства министром ФИО17, соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№ (<адрес>) – и.о. министра ФИО19
Таким образом, подписанные Поплевко О.В. сообщения муниципальным образованиям носят исключительно уведомительный характер и правовое значение уведомлений, направленных согласно пункту 8 Порядка, состоит в доведении информации о распределении субсидий из бюджета Астраханской области в 2022 году, утвержденных Постановлением Правительства Астраханской области от 22.07.2022 № 326-П.
Впоследствии для получения субсидии муниципальные образования не позднее 10 календарных дней со дня доведения министерством финансов Астраханской области до муниципальных образований Астраханской области уведомлений о предоставлении субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта, имеющих целевое назначение, предоставляют в министерство документы, указанные в пункте 7 Порядка, подтверждающие соблюдение условий предоставления субсидий, указанных в абзацах втором, третьем, пятом–восьмом пункта 6 Порядка. По результатам рассмотрения документов Министерством принимается решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении субсидии муниципальным образованиям в форме правового акта.
С учетом того, что решения о предоставлении субсидии муниципальным образованиям Поплевко О.В. не принимались, соответствующие соглашения о предоставлении субсидий со стороны Министерства ей не заключались, прихожу к выводу об отсутствии в действиях Поплевко О.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с нарушением порядка предоставления межбюджетных трансфертов в части несоблюдения критерия отбора муниципальных образований «Финансирование расходов муниципального образования на строительство зданий образовательных организаций» и условия предоставления субсидии «Наличие муниципального контракта на строительство (приобретение) зданий образовательных организаций».
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях заместителя министра – начальника управления экономической политики министерства образования и науки Астраханской области Поплевко О.В. состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 2 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – заместителя министра – начальника управления экономической политики министерства образования и науки Астраханской области Поплевко О.В. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Д.Р. Хаирова