ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-1789/2022 от 13.07.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья: Хамитова Г.Р.

УИД 16RS0047-01-2022-003446-61

Дело № 7-1441/2022

Дело № 5-1789/2022 (первая инстанция)

РЕШЕНИЕ

13 июля 2022 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Верхокамкин Е.В. при секретаре судебного заседания Погудиной Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Морси Ахмеда Мостафы Абдельхамида – Максименко О.Э. на постановление судьи Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 30 мая 2022 года, вынесенное в отношении Морси Ахмеда Мостафы Абдельхамида по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 30 мая 2022 года гражданин Арабской Республики Египет Морси А.М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере четырех тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, защитник Максименко О.Э. просит указанное судебное постановление изменить и исключить из него указание на назначение мигранту наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника Максименко О.Э., полагаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 08 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Частью 1 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 названного Кодекса, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества.

Согласно части 2 статьи 6.9 названного Кодекса то же действие, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 28 мая 2022 года 17 часов 48 минут гражданин Арабской Республики Египет Морси А.М.А., имевший признаки употребления наркотических средств или психотропных вещества без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, которые были выражены в поведении, не соответствующем обстановке, и расширенных зрачках глаз, находясь в лесном массиве в <адрес> метрах от кладбища «Юдино» города Казани с географическими координатами <адрес> и <адрес>, отказался выполнить законное требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Приведенные обстоятельства не оспариваются стороной защиты и объективно подтверждаются, в частности, протоколом об административном правонарушении от 28 мая 2022 года № .... (л.д. 2); рапортом сотрудника полиции ФИО1, в котором он указал, что 28 мая 2020 года около 17 часов 30 минут по координатам, сообщенным Морси А.М.А., был найден и изъят сверток, обмотанный изолентой и предположительно содержащий наркотическое средство. По признанию мигранта, он приобрел его для себя. От прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в присутствии двух понятых и переводчика он отказался (л.д. 5); протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения от 28 мая 2022 года, в котором отражено, что Морси А.М.А. в присутствии двух понятых и переводчика отказался проходить медицинское освидетельствование (л.д. 9); показаниями понятых ФИО2 и ФИО3, а также переводчика ФИО4, полученными от них в порядке, урегулированном статьей 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и свидетельствующими о том, что в их присутствии иностранный гражданин отказался выполнить требование сотрудника полиции пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения (л.д. 6-8); выпиской из ЦБДУИГ, указывающей на то, что гражданин Арабской Республики Египет Морси А.М.А. на основании многократной визы, выданной на временное проживание с 30 апреля 2021 года по 01 апреля 2024 года, последний раз въехал в Российскую Федерацию 20 ноября 2021 года (л.д. 10-11); копиями паспорта гражданина Арабской Республики Египет и многократной визы на имя Морси А.М.А. (л.д. 12-13).

Отмеченные доказательства отвечают требованиям закона, относятся к обстоятельствам дела и потому в силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеют доказательственную силу.

Совокупности собранных доказательств достаточно для установления всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу и определенных статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия фигуранта правильно квалифицированы по части 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении Морси А.М.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.

Административное наказание ему назначено с учетом положений статей 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рамках санкции, предусмотренной частью 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации назначено Морси А.М.А. несправедливо и влечет нарушение права на уважение семейной жизни, не являются основанием для изменения состоявшегося по делу судебного постановления.

В пункте 23.1 Постановления от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Пленум Верховного Суда Российской Федерации отметил, что выдворение лица из страны, в которой проживают члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Поэтому при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.

Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.

В то же время лицо, претендующее на соблюдение своих частных интересов и уважение семейной жизни, не должно злоупотреблять своими правами и пытаться уйти от установленной законом ответственности за совершенное правонарушение на том лишь основании, что на территории данного государства у него находятся родственники.

В статье 4 Федерального закона от 08 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» провозглашено, что государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Согласно пункту 9 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 года № 733 «Об утверждении», деятельность организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), связанная с незаконным оборотом наркотиков, появление новых форм противоправной деятельности организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), усиление ими конспирации каналов поставки и сбыта наркотиков с использованием инновационных коммуникационных и других новых технологий, а также распространение наркомании признаны угрозами национальной безопасности.

Морси А.М.А., вторгшись в сферу незаконного оборота наркотических средств и не выполнив законное требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, совершил посягательство на здоровье населения, действуя при этом намеренно и осознанно и демонстрируя своим поведением нежелание подчиняться требованиям российского законодательства.

В связи с совершением такого рода правонарушений законодатель в санкции части 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предписал необходимость обязательного назначения виновному лицу наряду с основным наказанием в виде штрафа дополнительного в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

При этом следует иметь в виду, что Морси А.М.А. официально не трудоустроен, постоянного источника дохода в Российской Федерации не имеет.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Требования, предусмотренные статьями 3.1, 3.9, 3.10, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении Морси А.М.А. административного наказания соблюдены.

Наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на ее территории, равно как и выполнение общественно-почетных обязательств в рамках международной деятельности, не являются основанием, которое может повлечь невозможность применения к нему наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Назначение Морси А.М.А. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих соразмерность этой меры ответственности предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Таким образом, предусмотренных законом оснований для отмены либо изменения постановления судьи районного суда не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 30 мая 2022 года, вынесенное в отношении Морси Ахмеда Мостафы Абдельхамида по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Морси Ахмеда Мостафы Абдельхамида – Максименко О.Э. – без удовлетворения.

Судья Е.В. Верхокамкин

Решение28.07.2022