Дело № 12-661/2018
(в районном суде № 5-178/2018) судья Немченко А.С.
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Санкт-Петербургского городского суда Калинина И.Е., при секретаре Зинич Н.В., рассмотрев 24 мая 2018 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на постановление судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 07 мая 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении
ФИО1, <дата> г.р., уроженки г<...>, гражданки РФ, зарегистрированной по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 07 мая 2018 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 (Десяти тысяч) рублей.
Вина ФИО1 установлена в нарушении участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч.6 ст.20.2 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении № 004979 от 05.05.2018, ФИО1, являясь участником публичного мероприятия, нарушила установленный порядок проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, а именно: ФИО1<дата> в период времени с «14» час. «20» до «16» час. «25» в составе группы лиц, состоящей из не менее 1000 человек, добровольно участвовала в проведении несогласованного публичного мероприятия в виде шествия, двигаясь по заранее определенному маршруту: от <адрес>, скандирующей лозунги: «Он нам не царь», «Путин вор», «Четвертый срок тюремный», «Мы здесь власть», «Свободу политзаключенным», демонстрирующей плакаты с надписью: «С меня хватит!», «Он нам не царь», «Не хочу как в Северной Корее», «Он нам не царь - уходи», таблички с надписью: «Навальный», с целью публичного выражения своего мнения и формирования мнения окружающих по поводу актуальных проблем общественно-политического характера, направленного на дискредитацию и срыв проведения инаугурации, на тему: «ОН НАМ НЕ ЦАРЬ». Являясь участником несогласованного в установленном порядке публичного мероприятия в виде шествия, двигаясь по заранее определенному маршруту от <адрес>, проведение которого не было согласовано с органом исполнительной власти Санкт-Петербурга в указанное время по указанному маршруту, то есть фактически шествие проводилось с нарушением требований федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях».
В связи с допущенными нарушениями установленного порядка проведения публичного мероприятия, информация о нарушении требований п.1 ч.3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях» была доведена до участников мероприятия, в том числе и до ФИО1 сотрудником полиции заместителем начальника ООП УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга капитаном полиции <...> А.В., осуществлявшим в соответствии со ст. 2,12 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» обязанности по обеспечению правопорядка в общественных местах и предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, который неоднократно публично уведомил всех лиц, участвующих в данном митинге, в т.ч. и ФИО1 посредством громко-усиливающей аппаратуры, потребовал прекратить шествие и разойтись.
Данное законное требование ФИО1 проигнорировала, несмотря на то, что на прекращение противоправных действий у участников несогласованного шествия, в т.ч. и ФИО1, было не менее 1 минуты, однако в указанный промежуток времени ФИО1 продолжала нарушать требования п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях», а именно: целенаправленно добровольно продолжала свое участие в шествии в составе группы лиц, состоящей из не менее 1000 человек, скандирующей лозунги: «Он нам не царь», «Путин вор», «Четвертый срок тюремный», «Мы здесь власть», «Свободу политзаключенным» и демонстрирующей плакаты с надписью: «С меня хватит!», «Он нам не царь», «Не хочу как в Северной Корее», «Он нам не царь - уходи», при этом попыток покинуть место проведения шествия не предпринимала.
ФИО1 обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу. В обосновании жалобы указала, что постановление вынесено судом с нарушением правил подсудности. Законодательство различает место выявления правонарушения и место составления протокола, как следует из материалов дела, ФИО1 была задержана у <адрес>, то есть место выявления правонарушения относится к подсудности Куйбышевского районного суда. Территория 77 отдела полиции относится к подсудности Ленинского, а не Октябрьского суда. Наличие состава административного правонарушения материалами дела не подтверждается. В основу постановления легли рапорта и объяснения сотрудников полиции, видеозапись правонарушения не доказывает участие ФИО1 в шествии, поскольку ее на этой видеозаписи нет. Судом нарушено право на справедливое судебное разбирательство, так как ходатайство защиты о допросе в качестве свидетелей сотрудников полиции суд не удовлетворил. Европейский суд по правам человека приходил к выводу о нарушении права на справедливое судебное разбирательство в условиях, когда суда основывали свои решения исключительно на документах, представленных сотрудниками полиции. Права ФИО1 были нарушены также рассмотрением дела в ночное время, публика не была допущена в зал судебного заседания. Привлечение к ответственности представляет собой необоснованное вмешательство в реализацию ее прав на свободу выражения мнения, гарантированных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Единственным основанием, по которому она была признана виновной - это то, что публичное мероприятие не было согласовано с исполнительным органом власти.
ФИО1 и защитник Малышева М.Е. в Санкт-Петербургский городской суд явились, доводы жалобы поддержали.
ФИО1 пояснила, что приехала в Санкт-Петербург из Кировска к друзьям, <дата> гуляла по <адрес> одна, увидела скопление людей и поинтересовалась, что происходит, ей сказали, что проходит митинг, шествия не было, все люди стояли. Ее без всяких причин задержали на пешеходном переходе. О планируемом публичном мероприятии она ничего не знала. Предупреждений сотрудника полиции не слышала. Дело было рассмотрено ночью, до рассмотрения она не спала и не ела, не могла подготовиться к рассмотрению дела. Сотрудники полиции в отделе полиции, куда ее доставили, оскорбляли ее и грубо обращались, она боялась, что ее изобьют, поэтому отказалась подписывать протокол об административном правонарушении и другие протоколы.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, считаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 5 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
В соответствии с п.1 ч.3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях, во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
В ходе рассмотрения настоящего дела, Октябрьским районным судом Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями ст.26.1 КоАП РФ было установлено событие административного правонарушения и исследованы представленные по делу доказательства, которые оценены судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ как допустимые, относимые и в совокупности достаточные для установления вины ФИО1 в совершении административного правонарушения.
Нарушений требований КоАП РФ в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ.
Действия ФИО1 правильно квалифицированы по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы ФИО1 не являются основанием к отмене постановления. Так, в соответствии с положениями ч.1.2 ст.29.5 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.3, 20.2 и 20.2.2 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту выявления административного правонарушения. Как следует из материалов дела, ФИО1 была доставлена в 77 отдел полиции УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга, где в ходе рассмотрения представленных по делу доказательств было выявлено вмененное ей административное правонарушение. Таким образом, протокол об административном правонарушении был составлен уполномоченным должностным лицом – УУП 77 отдела полиции УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга, а судьей Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга было принято правильное решение об отнесении рассмотрения настоящего дела к его компетенции, и нарушений требований подведомственности рассмотрения дела не имеется.
Вопреки доводам жалобы, право ФИО1 на защиту нарушено не было, поскольку, как при составлении протокола об административном правонарушении, так и при рассмотрении дела, ей были разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, несмотря на позднее время, ФИО1 было заявлено ходатайство о допуске защитника, защитник Малышева М.Е. была допущена судом и участвовала в рассмотрении дела судом 1 инстанции, все заявленные стороной защиты ходатайства, поддержанные ФИО1, были разрешены судом в соответствии с требованиями ст.24.4 КоАП РФ. Реализация конституционного права граждан РФ проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования регламентирована Федеральным законом Российской Федерации от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно п.1 ч.4 ст.5 и ст.12 которого данный закон не допускает проведение публичного мероприятия без соответствующего уведомления органов исполнительной власти (за исключением одиночного пикета) и процедуры согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия.
В соответствии с п.5 ст.2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Имеющимися в деле доказательствами достоверно установлено, что несогласованное публичное мероприятие по заранее определенному маршруту от <адрес>, в котором принимала участие ФИО1 в массе граждан не менее 1000 человек, с целью выражения своего мнения и формирования мнения окружающих по поводу актуальных проблем общественно-политического характера, направленного на дискредитацию и срыв проведения инаугурации, отвечает признакам шествия, то есть публичного мероприятия в том значении, которое указано в Федеральном законе от 19.06.2004 № 54-ФЗ.
Вывод постановления о том, что данное публичное мероприятие не было согласовано в установленном порядке, подтверждается письмом Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга от <дата> об отсутствии такого согласования и не опровергается какими-либо другими доказательствами, в том числе доводами жалобы.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что ФИО1 в составе группы лиц, приняла участие в публичном мероприятии, не согласованном с исполнительным органом государственной власти, о чем она была уведомлена сотрудниками полиции, при этом не прекратила свое участие в публичном мероприятии, тем самым нарушила установленный порядок его проведения и возложенные на нее Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ обязанности участника публичного мероприятия.
Обстоятельства участия ФИО1 в вышеуказанном публичном мероприятии, подтверждаются рапортами и объяснениями сотрудников полиции <...> В.В., <...> А.В., находившихся <дата> при исполнении служебных обязанностей, не заинтересованных в исходе дела, оснований для оговора которыми ФИО1 не установлено.
Вышеприведенные доказательства обладают признаками относимости и допустимости, согласуются с видеозаписью обстоятельств правонарушения, из которой, в том числе, следует, что в связи с допущенными нарушениями установленного порядка проведения публичного мероприятия участники такового были неоднократно информированы сотрудником полиции, осуществляющим обязанности по охране общественного порядка, посредством громко-усиливающей аппаратуры о нарушении требований п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ, что с очевидностью свидетельствует о доведении данной информации до участников публичного мероприятия, в том числе и до ФИО1
Вместе с тем, отсутствие на видеозаписи отображения конкретных действий ФИО1 не опровергает вышеуказанные выводы. ФИО1 в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции фактически признавала свое участие в несогласованном публичном мероприятии, изменение ею позиции по делу следует расценить как защитную позицию лица, привлекаемого к административной ответственности.
Привлечение ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ не является обстоятельством, исключающим возможность его привлечения к административной ответственности по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, поскольку данные административные правонарушения имеют различные объекты посягательства.
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по двум составам характеризуются отличной друг от друга объективной стороной правонарушений: по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ объективная сторона выражается в нарушении участником публичного мероприятия установленного порядка проведения шествия, а по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ – совершение неповиновения законному требованию уполномоченному должностном улицу в рамках исполнения служебных функций. Нарушений Конституции РФ, Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении дела в отношении ФИО1, а также норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые могли бы послужить основанием для отмены постановления судьи, по делу не установлено. Доводы жалобы о нарушении привлечением ФИО1 к административной ответственности прав человека и основных свобод, гарантированных Конвенцией от 04.11.1950 года, являются несостоятельными, поскольку осуществление права выражать свое мнение и участвовать в собраниях и т.д., как указано в ч.2 ст.10 и 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц.
Наказание ФИО1 определено в пределах санкции части 5 ст.20.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями глав 3 и 4 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, данных о личности виновного.
Оснований для признания назначенного ФИО1 наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей чрезмерно суровым, не имеется, поскольку оно соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также тяжести содеянного.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ по настоящему делу не усматривается.
С учётом изложенного и, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 07 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1– без удовлетворения.
Судья Калинина И.Е.