Алешникова Д.В. Дело №5-181-17
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кострома «31» марта2017 года
Судья Свердловского районного суда г. Костромы Боровкова О.И., с участием помощника прокурора г.Костромы ФИО6, представителей Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г.Костромы ФИО4, ФИО5, при секретаре Маркиной О.Ю., рассмотрев в судебном заседании жалобу Комитета социальной защиты населения, опеки о попечительства по городскому округу г.Костромы на постановление мирового судьи судебного участка № Свердловского судебного района г.Костромы от <дата> года, которым Комитет социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г.Костромы признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ и ему назначено наказание в предупреждения,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением мирового судьи судебного участка № Свердловского судебного района г.Костромы от <дата> Комитет социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г.Костромы признан виновным в том, что допустил нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
Комитету социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г.Костромы назначено наказание в виде предупреждения.
Будучи не согласным с данным решением, Комитет социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г.Костромы обратился с жалобой об отмене постановления суда от <дата> как незаконного.
В судебном заседании представитель Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г.Костромы ФИО4 просила отменить постановление суда от <дата>, так как полагает, что в отсутствует событие административного правонарушения, в связи с тем, что получение согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных является необязательным, письменное согласие на обработку персональных данных не включено в Перечень документов, необходимых для формирования списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержденный Постановлением администрации Костромской области № от <дата>.
Представитель Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г.Костромы ФИО5 поддержала доводы ФИО4 и просила отменить постановление суда от <дата>.
Помощник прокурора г.Костромы ФИО6 просил постановление суда оставить без изменения, а жалобу Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г.Костромы без удовлетворения.
Исследовав представленные материалы, выслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Административная ответственность по ст.13.11 КоАП РФ наступает за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)
Положениями ст. 23 Конституции РФ предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия согласно ч. 1 ст. 24 Конституции РФ не допускается.
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 22.02.2017) "О персональных данных" (далее Закон) регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.
В соответствии со ст.2 целью Закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
В соответствии со ст. 3 Закона о персональных данных, персональные данные - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 7 Закона).
Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (п.п. 2 ст.3 Закона).
Положениями п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона ФЗ установлено, что обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным Федеральным законом, и допускается в случае, если обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Законодатель определил закрытым перечнем случаи, когда допускается обработка персональных данных, среди которых:
1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
2) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
3) обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
4) обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг; и.т.д.
В ходе рассмотрения дела мировым судьей установлено, что комитет социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома внесен в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, при этом в результате проверки было установлено и не оспаривалось представителями Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома, что осуществляет обработку персональных данных несовершеннолетних, обратившихся в Комитет социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г.Костромы с заявлением о включении их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Деятельность комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома по работе с персональными данными граждан регламентирована Положением о работе с персональными данными граждан в отделе опеки и попечительства комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома, утвержденному приказом председателя комитета от <дата>№, которое определило порядок получения, учета, обработки, накопления и хранения документов, содержащих сведения, отнесенные к персональным данным (далее граждан), в том числе детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения. При этом информация, относящаяся к ребенку-сироте, ребенку, оставшемуся без попечения родителей, лицу, из их числа, не имеющему закрепленного жилого помещения, отнесена в силу п.5 Положения к персональным данным.
Пунктом 14 Положения определены документы, в которых содержатся персональные данные. Их список соотносится с Перечнем документов, необходимых для формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещения, утвержденным Постановлением Администрации Костромской области № от <дата>.
В обязанность специалиста отдела опеки и попечительства, ответственного за сбор информации и за разработку персональных данных, входит получение от гражданина согласия на обработку персональных данных в соответствии с утвержденной формой Согласия на обработку персональных данные, являющейся Приложением к Положению. Утвержденное приказом председателем комитета Положение содержит в себе исчерпывающую информацию о категориях граждан, чьи персональные данные обрабатываются, определены носители персональных данных, и закреплена обязанность по получению письменного согласия на обработку персональных данных (без исключения такой категории граждан, как дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лиц, из их числа).
Отсутствие согласия несовершеннолетнего на обработку персональных данных, не будет служить препятствием к исполнению возложенных на комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома функций, так как в силу Закона, если обработка персональных данных необходима для достижения целей, являющихся общественно значимыми, а также для осуществления возложенных законодательством РФ на оператора функций, она подпадает под действие ст. 6 Закона. Однако данное право оператора не может подменять собой установленную законом обязанность на получение согласия на обработку персональных данных и обязательное получение согласия на обработку персональных данных с граждан, обратившихся с заявлением о включении в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещения, прямо вытекает из требований действующего законодательства и разработанного в комитете Положения.
В ходе проведения прокуратурой города Костромы проверки <дата> при получении объяснения с ведущего специалиста-эксперта комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома ФИО7, изучения Книги регистрации заявлений о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также непосредственного анализа данных заявлений ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19 было выявлено, что в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006года «О персональных данных» сбор и хранение персональных данных вышеуказанных несовершеннолетних, обратившихся в комитет социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома, осуществляется без отобрания (получения) у субъектов персональных данных (несовершеннолетних) согласий на обработку их персональных данных. При этом в отобранных заявлениях содержатся следующие персональные данные указанных несовершеннолетних: ФИО, дата рождения, адрес фактического места жительства, адрес регистрации по месту жительства, контактный телефон. Факт отсутствия письменных согласий на момент проведения проверки законным представителем и защитниками лица, привлекаемого к административной ответственности, не отрицался.
В подтверждение факта совершения комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома административного правонарушения были представлены- объяснения ФИО7, ФИО20, ФИО18; ответы комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома от <дата>, <дата> на запросы прокуратуры города Костромы; приказы комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№; копии Книги регистрации заявлений о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; копии заявлений ФИО8, ФИО9, ФИО10,ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19 о включении их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; копии согласий на обработку персональных данных ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО12, ФИО15, ФИО16, ФИО18, ФИО19, а так же другие материалы дела.
Мировой судья, оценив представленные доказательства в совокупности, обоснованно признал комитет социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного 13.11 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм, а также требований федерального законодательства, которые могли бы повлечь признание незаконными результатов проверки, вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, не имеется.
Мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома не были нарушены процессуальные требования, предусмотренные КоАП РФ, наказание назначено с учетом характера, степени общественной опасности и обстоятельств совершения правонарушения, в связи с чем, с учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения обжалуемого постановления о назначении административного наказания не имеется.
Руководствуясь ст.30.1-30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление мирового судьи судебного участка № Свердловского судебного района г.Костромы от <дата> о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.11 КоАП РФ, в отношении комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома - оставить без изменения, а жалобу –без удовлетворения.
Судья: О.И. Боровкова
Копия верна: судья-