ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-187/2023 от 21.08.2023 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 12-885/2023

(в районном суде № 5-187/2023) Судья Жукова Л.О.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Санкт-Петербургского городского суда Исаева А.В., при секретаре Рыжовой А.М., рассмотрев 21 августа 2023 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на постановление судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 2 июня 2023 года по делу об административном правонарушении в отношении

Индивидуального предпринимателя ФИО1, ОГРНИП №..., ИНН №..., адрес регистрации: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 2 июня 2023 года ИП Ковш А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Вина ИП Ковша А.А. установлена в нарушении требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, либо на территориях указанных объектов или в зонах их охраны, на территориях достопримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны, а именно.

Согласно протоколу об административном правонарушении № 01-3/23-ГКН от 18.04.2023, составленному начальником отдела государственного контроля и надзора Управления Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу ФИО2, правонарушение совершено 10 февраля 2023 в 10 часов 00 минут по адресу: Санкт-Петербург, Васильевский остров, наб. ФИО5, д. 2, лит. А, здание Северного пакгауза, при следующих обстоятельствах.

В рамках проведения инспекционного визита (КНМ: №... на основании решения руководителя от <дата>№...) по адресу: <...>, в части соблюдения обязательных требований к порядку проведения работ по сохранению Объекта, уполномоченными должностными лицами Управления ФИО3, ФИО2, ФИО4 03.02.2023 проведен визуальный осмотр помещений и территории Объекта.

В ходе осмотра было выявлено, что в помещениях №№ 18-H, 26-Н, 29-H, 46-Н (цокольный этаж 2-этажного здания-флигеля) Объекта, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ФИО5 наб., д. 2, находящегося в пользовании ФГБУН «ИГГД РАН», с нарушением порядка проведения работ по сохранению ОКН, установленного ст. 45 Закона № 73-ФЗ, неизвестным лицом проведены следующие работы:

- осуществлен демонтаж штукатурного слоя сводов и стен подвального помещения с механическим повреждением кирпичной кладки в виде выбоин глубиной ? 2 - 10 мм. При этом в стенах и межэтажных перекрытиях (сводах) имеются прорубленные отверстия и проемы, что может повлечь за собой нарушение устойчивости и прочности несущих конструкций с опасностью возможного обрушения здания.

Из представленных документов усмотрено, что по контракту № 43/44-2022 от 28.11.2022 и договору № 32211920011 от 12.12.2022 подрядчиком по выполнению демонтажных работ потолка и сводов в помещениях ФГБУН «ИГГД РАН» (№№ 16-Н, 18-Н, 26-Н, 29-Н, 46-Н общей площадью 342,30/209,0 кв.м) выступает Индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРНИП №..., ИНН №...). Согласно публичной информации из Реестра лицензий на осуществление деятельности по сохранению ОКН Минкультуры России, сведения о получении ИП Ковш А.А. такой лицензии – отсутствуют.

Таким образом, ИП Ковш А.А. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ИП Ковш А.А. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления судьи Октябрьского районного суда г. Санкт-Петербурга от 2 июня 2023 года и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указал, что является ненадлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку в силу положений статьи 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ обязанность по организации проведения работ по сохранению объекта культурного наследия возложена на собственника или иного законного владельца, к которым ИП Ковш А.А. не относится. Демонтажные работы на объекте произведены ИП ФИО1 в соответствии с контрактом №... от 28.11.2022 и договором № 32211920011 от 12.12.2022, заключенных с пользователем объекта ФГБУН ИГГД РАН, при этом ИП ФИО1 произведен демонтаж ранее установленных металлоконструкций, вентиляции, электропроводки, что не повлекло угрозы обрушения стен здания.

ИП Ковш А.А., его защитник Чегемов М.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме, в дополнение указав, что ФГБУН ИГГД РАН уже было привлечено к административной ответственности по той же статье за то же событие.

Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав участников производства по делу, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

В соответствии с положениями части 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, либо на территориях указанных объектов или в их зонах охраны, на территориях достопримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до двадцати миллионов рублей.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного вышеприведенной статьей, состоит из действий (бездействия), нарушающих требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушающих режим использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, совершенных в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, либо на территориях указанных объектов или в их зонах охраны, на территориях достопримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны.

Согласно пунктам 1 и 7 статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственный надзор в сфере охраны объектов культурного наследия осуществляется в том числе посредством организации и проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению, которые производятся на основании заданий органа охраны объектов культурного наследия.

В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. В случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Положениями абзаца 1 части 6 статьи 45 вышеназванного Федерального закона определено, что к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, установлен в приложении № 1 к Положению о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2022 № 67, в соответствии с которым к таким работам отнесены, в том числе, реставрация, консервация и воссоздание металлических конструкций и деталей, ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, ремонт объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и приспособление инженерных систем и оборудования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации для современного использования и иные работы по приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации для современного использования, не затрагивающие элементы объекта культурного наследия, представляющие собой историко-культурную ценность.

При таких обстоятельствах, приведенными положениями закона установлено, что работы, составляющие деятельность по сохранению объектов культурного наследия, могут осуществляться только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление, при получении задания, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, здание, расположенное по адресу: <...>, является объектом культурного наследия федерального значения «Пакгауз северный», 1826-1832 гг., строитель ФИО6, входящий в состав объекта культурного наследия федерального значения «Биржа», XIX – нач. XX вв. (г. Санкт-Петербург)». В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 759-р Ансамбль включен в Перечень отдельных объектов культурного наследия, полномочия по государственной охране которых осуществляются Министерством культуры Российской Федерации.

Распоряжением КГИОП от 29.05.2015 № 10-229 определен предмет охраны объекта.

Приказом Минкультуры России от 20.07.2020 № 805 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения Пакгауз северный», 1826-1832 гг., строитель ФИО6

В рамках проведения инспекционного визита, проведенного на основании решения руководителя от 01.02.2023 № 04-16/4 (л.д. 79-85) по адресу: <...>, в части соблюдения обязательных требований к порядку проведения работ по сохранению объекта, уполномоченными должностными лицами Управления ФИО3, ФИО2, ФИО4 03.02.2023 проведен визуальный осмотр помещений и территории объекта.

В ходе осмотра было выявлено, что в помещениях №№ 18-Н, 26-Н, 29-Н, 46-Н (цокольный этаж 2-этажного здания-флигеля) объекта, расположенного по адресу: Санкт- Петербург, ФИО5 наб., д. 2, находящегося в пользовании ФГБУН «ИГГД РАН», с нарушением порядка проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, установленного ст. 45 Закона № 73-ФЗ, неизвестным лицом проведены следующие работы:

- осуществлен демонтаж штукатурного слоя сводов и стен подвального помещения с механическим повреждением кирпичной кладки в виде выбоин глубиной около 2 - 10 мм. При этом в стенах и межэтажных перекрытиях (сводах) имеются прорубленные отверстия и проемы, что может повлечь за собой нарушение устойчивости и прочности несущих конструкций с опасностью возможного обрушения здания.

По результатам осмотра названных помещений объекта составлен протокол осмотра от 03.02.2023 с фотофиксацией в присутствии законного представителя пользователя ФГБУН «ИГГД РАН» - временного исполняющего обязанности директора ФИО7

На основании мотивированного представления начальника отдела охраны объектов культурного наследия ФИО8 от 03.02.2023 (л.д. 74-78) руководителем Управления ФИО9 было принято и оформлено решение от 07.02.2023 № 04-16/7 о проведении внепланового инспекционного визита в отношении объекта культурного наследия «Пакгауз северный», расположенного по адресу: <...>, лит. А, и пользователя объекта ФГБУН «ИГГД РАН» в связи с выявлением нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия (л.д. 69-73).

В порядке, установленном законодательством, и на основании заявления Управления от 07.02.2023 прокуратурой г. Санкт-Петербурга было принято решение о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия (КНМ) в виде инспекционного визита в отношении объекта и контролируемого лица - ФГБУН «ИГГД РАН», осуществляющего деятельность на территории объекта (л.д. 67-68).

В рамках проведения внепланового инспекционного визита по адресу: <...>, деятельности, действия (бездействия) ФГБУН «ИГГД РАН» в части соблюдения обязательных требований к содержанию, использованию и порядку проведения работ по сохранению объекта уполномоченными должностными лицами Управления 10.02.2023 в присутствии представителя ФГБУН «ИГГД РАН» ФИО7 проведен визуальный осмотр с фотофиксацией помещений №№ 18-Н, 26-Н, 29-Н (цокольный этаж 2-этажного здания-флигеля) объекта по адресу: Санкт- Петербург, ФИО5 наб., д. 2, находящегося в пользовании ФГБУН «ИГГД РАН».

В ходе осмотра факт проведения неизвестным лицом работ с нарушением порядка проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, установленного ст. 45 Закона № 73-ФЗ, подтвердился. По результату осмотра на месте фиксации нарушения составлен протокол осмотра от 10.02.2023 с приложением фотографий (л.д. 54-62) и акт внепланового инспекционного визита от 10.02.2023 (л.д. 49-53). Директор ФГБУН «ИГГД РАН» ФИО10 после составления акта был ознакомлен с его содержанием с получением копии, о чем в акте имеется соответствующая подпись.

По результатам проведенного внепланового мероприятия определением № 01/23-ГКН от 13.02.2023 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 35-39), в ходе которого на основании документов, представленных ФГБУН «ИГГД РАН», было установлено, что между ФГБУН «ИГГД РАН» и ИП ФИО1 заключены контракт № 43/44-2022 от 28.11.2022 на выполнение демонтажных работ потолка и сводов в помещениях ИГГД РАН (№№ 18-Н, 26-Н, 29-Н, 46-Н общей площадью 342,30 кв.м), находящихся по адресу: 199034, <...>, лит. А, договор № 32211920011 от 12.12.2022 на проведение демонтажных работ во вспомогательных помещениях ИГГД РАН (№№ 16-Н общей площадью 209,0 кв.м), находящихся по адресу: 199034, <...>, лит. А.

Согласно публичной информации из Реестра лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия Минкультуры России, сведения о получении ИП Ковш А.А. такой лицензии отсутствуют.

Установленные в ходе проведения административного расследования обстоятельства осуществления ИП ФИО1 демонтажных работ на территории объекта культурного наследия, направленных на его сохранение, в отсутствие лицензии на осуществление такой деятельности явилось основанием для составления 18 апреля 2023 года уполномоченным должностным лицом Управления Минкультуры России по СЗФО протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 6-11) с последующим привлечением постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Санкт-Петербурга от 2 июня 2023 года к административной ответственности по вышеприведенной статье.

Вопреки доводам заявителя жалобы, ИП Ковш А.А. как исполнитель работ по сохранению объектов культурного наследия в отсутствие соответствующей лицензии является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения. При этом довод о том, что заявителю жалобы не было известно об отнесении ремонтируемых помещений к объектам культурного наследия, судьей районного суда проверен, обоснованно отклонен, поскольку Перечень объектов культурного наследия является общедоступным, а ИП Ковш А.А., являясь профессиональным участником правоотношений, должен был проявить должную степень осмотрительности, которая была необходима для недопущения нарушения законодательства в области охраны объектов культурного наследия.

Действия ИП Ковша А.А. правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Назначенное ИП Ковшу А.А. административное наказание соответствует принципам законности, справедливости и определено с соблюдением положений ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе с учетом обстоятельств совершения правонарушения, его характера и последствий, имущественного и финансового положения лица, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 7.13 данного Кодекса.

Исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности лица, при производстве по делу не установлены, заявителем доказательства наличия таких обстоятельств не представлены.

Доводы рассматриваемой жалобы сводятся к несогласию с изложенными в обжалуемом постановлении выводами и переоценке собранных по делу доказательств, что само по себе не может повлечь отмену либо изменение состоявшегося по делу судебного акта.

Указание в последнем абзаце второго листа постановления на совершение ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вместо части 2 статьи 7.13 данного Кодекса, является технической опечаткой, подлежащей исправлению по правилам статьи 29.12.1 названного Кодекса, поскольку не влечет произвольное изменение содержания постановления.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 2 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья А.В. Исаева