ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-18/2015/7-53К от 06.07.2015 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья - Андреева С.А. Дело № 5-18/2015/ 7-53К

РЕШЕНИЕ

06 июля 2015 года г. Великий Новгород

Судья Новгородского областного суда Алещенкова И.А., рассмотрев в порядке пересмотра жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью Межмуниципальное предприятие «Пестовский водоканал» Грибушиной Г.В. на постановление судьи Пестовского районного суда <...> от <...>, которым

Общество с ограниченной ответственностью Межмуниципальное предприятие «Пестовский водоканал», <...>, расположенное по адресу: <...>,

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 80000 рублей,

установил:

Определением <...> от <...> главного специалиста-эксперта отдела охраны окружающей среды департамента природных ресурсов и экологии <...>, государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, в отношении <...> «Пестовский водоканал» (далее Общество) и определено провести административное расследование.

<...> этим же должностным лицом составлен протокол <...> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, в соответствии с которым Общество, осуществляя пользование поверхностными водными объектами (выпуск <...> <...> и выпуск <...> <...>) с целью сброса сточных вод и (или) дренажных вод на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование от <...>, выданных Комитетом ло охране окружающей среды и природных ресурсов <...>, нарушило правила водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, а именно не установило счетчик для учета объемов сброса сточных вод на выпуске <...> (<...>) в срок до <...> и не согласовало схему водопотребления и водоотведения в срок до <...>, чем не выполнило п.п. <...> и <...> Решения № <...> от <...>, а также не установило счетчик для учета объемов сброса сточных вод на выпуске <...> (руч. <...>) в срок до <...> и не согласовало схему водопотребления и водоотведения в срок до <...>, чем не выполнило п.п. 2.3.22. и <...> Решения № <...> от <...>.

Определением <...> начальника отдела охраны окружающей среды департамента природных ресурсов и экологии <...>, старшего государственного инспектора <...> в области охраны окружающей среды ФИО3 от <...> протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении Общества переданы на рассмотрение в Пестовский районный суд <...>, судьей которого принято вышеуказанное постановление.

В жалобе в порядке пересмотра директор Общества Грибушина Г.В. полагает постановление незаконным и необоснованным, подлежащим отмене с прекращением производства по делу. В обоснование жалобы указано, что определением <...> от <...> передан на рассмотрение в Пестовский районный суд протокол 3/3 об административном правонарушении от <...>. При этом такого протокола в материалах дела нет, дело рассмотрено по протоколу <...> от <...>. Судьей не дано оценки и не указано причины непринятия представленных доказательств, свидетельствующих об отсутствии технической возможности установки приборов учета сточных вод. Также суд не учел, что в соответствии с п. 4 ст. 38 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления. Закон имеет большую юридическую силу, чем приказ Минприроды РФ от <...><...>.

В судебное заседание должностное лицо административного органа, возбудившего дело об административном правонарушении, не явилось, о дате, месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, поддержанной в судебном заседании защитником Общества Пановым Е.А., прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 9 Водного кодекса РФ (далее ВК РФ) физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 действующего ВК РФ.

Исходя из требований п. 2 ч. 2 ст. 11 ВК РФ водные объекты предоставляются в пользование для сброса сточных (дренажных) вод на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.

В силу п.5 ч.2 ст. 39 ВК РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В соответствии с п. 2 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного Приказом Минприроды России от 08 июля 2009 года № 205 (далее – Порядок) обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества возлагается на физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Согласно п. 3 Порядка учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений и осуществляется по формам, указанным в приложении к настоящему Порядку.

Для организации учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества водопользователем составляется схема систем водопотребления и водоотведения, предоставляющая информацию о размещении мест забора и сброса сточных вод и (или) дренажных вод, количестве и качестве забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод, о системах оборотного водоснабжения, повторного использования вод, а также передачи (приема) воды потребителям.

Схема систем водопотребления и водоотведения (далее - Схема) подлежит согласованию территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в 15-дневный срок. (п. 4 Порядка)

Пунктом 6 Порядка установлено, что измерение объемов забора (изъятия) воды или сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных вод и (или) дренажных вод установкой на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средств измерения расходов (уровней) воды. Средствами измерения оснащаются также узлы передачи воды в системы оборотного водоснабжения, повторного использования сточных вод, передачи (приема) воды потребителям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество осуществляет пользование поверхностными водными объектами (выпуск <...> <...> и выпуск <...> руч. Каменный) с целью сброса сточных, в том числе дренажных вод на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование от <...> года, выданных Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов <...><...>.

Пунктом <...> решения Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов <...><...> о предоставлении водного объекта в пользование от <...> определено, что водопользователь обязуется приобрести и установить счетчик для учета объемов сброса сточных вод на выпуске <...> (<...>) в срок до <...>.

Пунктом <...> указанного решения предусмотрена обязанность водопользователя предоставить в Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов <...> копии схемы систем водопотребления и водоотведения в соответствии с Приказом Минприроды России от <...> № 205, согласованной с отделом водных ресурсов по <...><...> в срок до <...> года.

Пунктом <...> решения Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов <...><...> о предоставлении водного объекта в пользование от <...> определено, что водопользователь обязуется приобрести и установить счетчик для учета объемов сброса сточных вод на выпуске <...> (ручей <...> в срок до <...>;

Пунктом 2.3.22, указанного решения предусмотрено, что водопользователь обязуется предоставить в Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов <...> копии схемы систем водопотребления и водоотведения в соответствии с Приказом Минприроды России от <...> <...>, согласованной с отделом водных ресурсов по <...><...> в срок до <...> года.

Судом установлено и из материалов дела усматривается, что Общество в срок до <...> года, установленный решениями Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов <...><...> и №<...> от <...>, не установило счетчики для учета объемов сброса сточных вод на выпусках <...> и № <...>, и в срок до <...> не согласовало схемы систем водопотребления и водоотведения с отделом водных ресурсов по <...><...>, чем не выполнило пункты 2.3.21, <...> решения Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов <...><...> и пункты <...> и <...> решения Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов <...><...>.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемое постановление, судья районного суда указал, что представленными материалами дела об административном правонарушении подтверждается виновность Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.

Оснований не согласиться с таким выводом судьи не усматриваю.

Факт совершения и виновность Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, подтверждаются: протоколом об административном правонарушении <...> от <...>, письмом <...> бассейнового водного управления от <...> года, решениями о предоставлении водного объекта в пользование от <...> Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов <...><...>, служебной запиской от <...> управления организации экологическ программ и выдачи разрешительной документации департамента природных ресурсов и экологии <...> и иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы защитника Общества о том, что техническая возможность установки счетчиков для учета объемов сброса сточных вод на выпусках <...> и <...> отсутствует, измерение объемов сброса сточных вод производится расчетным методом по работе насосного оборудования, что свидетельствует об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, обоснованно не приняты судом во внимание.

В соответствии с п. 9 вышеуказанного Порядка по согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов (формы 1.5 - 1.6 приложения к Порядку).

Вместе с тем, расчетный метод определения объема сброса сточных вод Обществу в установленном порядке ни в сроки, предусмотренные решениями о предоставлении водных объектов в пользование, ни на момент рассмотрения дела судьей, не согласован. Так, из письма Отдела водных ресурсов по <...><...> бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от <...> усматривается, что схема систем водопотребления и водоотведения Обществом в отдел не предоставлялись, работа по выполнению обязательных условий водопользования по решениям о предоставлении водных объектов в пользование начата Обществом после окончания установленных сроков, за согласованием первичного учета сбрасываемых сточных вод другими методами Общество обратилось только <...> гола, то есть после возбуждения дела об административном правонарушении. За переносом сроков или изменением условий пользования водным объектом, установленных решениями, выданными Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов <...> Общество не обращалось, что не оспаривалось и защитником Общества при рассмотрении жалобы.

Вопреки доводам жалобы, мотивы принятого судьей решения в обжалуемом постановлении изложены, представленные Обществом доказательства были предметом исследования судьи и нашли свою оценку в постановлении.

В соответствии с ч. 6 ст. 23 ВК РФ Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 844 (ред. от 15.05.2014) "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее Правила).

Как усматривается из п. 9 Правил, в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование указываются среди прочего обоснование вида, цели и срока водопользования.

К заявлению прилагаются сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды в водном объекте. (п. 10 Правил).

В соответствии с п. 11 Правил (в редакции, действовавшей на момент выдачи Обществу решений о предоставлении водных объектов в пользование) к заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных и (или) дренажных вод кроме документов, указанных в пункте 10 настоящих Правил, прилагаются расчет и обоснование заявленного объема сброса сточных и (или) дренажных вод и показателей их качества, поквартальный график сброса сточных вод, сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объемов и контроля (наблюдения) качества сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод.

Таким образом, отсутствие у Общества контрольно-измерительной аппаратуры на выпусках были известно и учитывалось при принятии решений о предоставлении Обществу водных объектов в пользование. Решениями был установлен срок, до истечения которого Общество обязано было приобрести и установить счетчики. Зная об условиях предоставлении водных объектов в пользование и о наличии такой обязанности, Общество в установленный срок ее не исполнило.

То обстоятельство, что в определении о передаче дела об административном правонарушении по подведомственности должностным лицом административного органа неверно указан номер протокола и его дата не свидетельствует о незаконности постановления судьи районного суда, поскольку само по себе это обстоятельство на полноту производства по делу не повлияло.

Довод жалобы со ссылкой на положения ст. 38 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» также основанием для отмены постановления служить не может, поскольку эти положения регулируют иные правоотношения, чем в рассматриваемом деле.

Постановление о привлечении Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено Обществу в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление судьи Пестовского районного суда Новгородской области от 14 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью Межмуниципальное предприятие «Пестовский водоканал» оставить без изменения, жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью Межмуниципальное предприятие «Пестовский водоканал» Грибушиной Г.В. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно с момента его вынесения.

Судья Новгородского

областного суда: И.А. Алещенкова