Судья Монгуш В.Б. Дело № 5-18/2022 (12-53/2022)
РЕШЕНИЕ
г. Кызыл 20 апреля 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Тыва Куулар В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва Догур-оола А.-Х.В. на постановление судьи Кызылского районного суда Республики Тыва от 4 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва Догур-оол А.-Х.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя Кызылского межрайонного прокурора Ооржак А.С. от 31 января 2022 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении председателя администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва Догур-оол А.-Х.В..
Постановлением судьи Кызылского районного суда Республики Тыва от 4 марта 2022 года председатель администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва Догур-оол А.-Х.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи, Догур-оол А.-Х.В. подал жалобу в Верховный Суд Республики Тыва, в которой просит постановление судьи отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения и допущенных нарушений норм процессуального права. Доказательств, подтверждающих о вынесении решения о проверке, на основании какого документа проводится данная проверка, а также свидетельствующих о вручении решения о проверке председателю администрации не имеется, в представлении прокурора не указаны конкретные нарушения и способы их устранения со ссылками на действующее федеральное и региональное законодательство, не указан конкретный срок устранения нарушений, а также он не получал извещения о времени и месте рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении.
В возражении на жалобу заместитель Кызылского межрайонного прокурора Ооржак А.С. просит постановление судьи оставить без изменения, указывая, на отсутствие оснований для удовлетворения жалобы Догур-оола А.-Х.В., полагая, что постановление вынесено законно и обоснованно, доводы жалобы не подлежат рассмотрению в суде апелляционной инстанции, в действиях председателя администрации Кызылского района Догур-оола А.-Х.В. усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, в связи с чем он был обоснованно привлечен к административной ответственности.
Председатель администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва Догур-оол А.-Х.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Его представитель ФИО1 в судебном заседании жалобу поддержала.
Выслушав представителя привлекаемого лица, изучив доводы жалобы, возражения, материалы дела об административном правонарушении, судья Верховного Суда Республики Тыва приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В соответствии со статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является институт государственной власти в виде реализации полномочий, в том числе, прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.
Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
В части 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" указано, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона (п. 3 ст. 22 этого же Закона).
Частью 1 статьи 24 указанного Федерального закона предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в соответствующем представлении, и вины должностного лица лежит на прокуроре.
В представлении прокурора от 28 октября 2021 года № 7/1-06-2021 (л.д. 10-12) указано, что проведенной Кызылской межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения федерального законодательства при размещении информации на сайте ГИС ЖКХ установлено следующее: согласно ст.6 Федерального закона №209-ФЗ в системе должна размещаться информация: о нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере ЖКХ с указанием реквизитов, а также муниципальные программы в сфере ЖКХ о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ в сфере ЖКХ, в том числе о субсидиях гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; по результатам проверки установлено, что в нарушение Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», приказа Министерства связи и массовой коммуникации РФ и Минстроя РФ от 29.02.2016 № 74/114/пр информация о начале отопительного сезона, о паспортах готовности и акты проверки готовности к отопительному сезону размещена в ходе прокурорской проверки 27.10.2021, информация о муниципальной программе в сфере жилищно-коммунального хозяйства, принятой администрацией Кызылского района, о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, предоставляемых Управлением труда и социального развития, не размещена на официальном сайте.
По результатам проведенной Кызылской межрайонной прокуратурой проверки вынесено представление об устранении нарушений федерального закона при размещении информации на сайте ГИС ЖКХ, с требованием о незамедлительном рассмотрении представления, о принятии мер к устранению указанных в представлении нарушений заблаговременно проинформировать прокуратуру о времени и месте рассмотрения представления, решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований законодательства, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру в установленный законом месячный срок.
Вместе с тем указанные в представлении прокурора сведения, подтверждающие неразмещение на официальном сайте информации о муниципальной программе в сфере жилищно-коммунального хозяйства, принятой администрацией Кызылского района, о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, предоставляемых Управлением труда и социального развития, судьёй не истребованы и не изучены, не проверены основания (план, решение) для проведения проверки в отношении администрации района, не дана оценка вышеуказанному представлению прокурора на предмет соответствия его требованиям действующего законодательства, а это является юридически значимым обстоятельством.
Следовательно, судьёй районного суда при рассмотрении дела нарушены требования статей 24.1, 26.2 и 26.11 КоАП РФ, что свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, что в свою очередь не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании части 2 статьи 25.5 КоАП РФ в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
Как видно из материалов дела, требование прокурора о рассмотрении 31 января 2022 года в 17.00 часов вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 17.7 КоАП РФ было получено администрацией МР «Кызылский кожуун» 31 января 2022 года, что вытекает из штампа, имеющегося на требовании (л.д.6).
При этом из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что при возбуждении дела об административном правонарушении присутствовал ФИО2, указанный в данном процессуальном документе как начальник отдела жизнеобеспечения и развитию инфраструктуры администрации Кызылского района.
Из представленной доверенности от 8 ноября 2021 года № 3-23/21 видно, что ФИО2 уполномочен вести от имени администрации муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва» все дела с его участием в административном производстве, любых иных государственных органах и учреждениях и выполнять все необходимые действия.
При таких обстоятельствах, факт надлежащего уведомления должностного лица Догур-оола А-Х.В. о явке на 31 января 2022 года в 17 часов в межрайонную прокуратуру для дачи объяснения и рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.17.7 КоАП РФ, и правомерности участия представителя ФИО2 по вышеназванной доверенности при возбуждении дела подлежит выяснению в ходе рассмотрения дела.
На основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда Республики Тыва от 4 марта 2022 года нельзя признать законным, оно подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Тыва
РЕШИЛ:
постановление Кызылского районного суда Республики Тыва от 4 марта 2022 года отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва Догур-оол А.-Х.В. возвратить на новое рассмотрение в Кызылский районный суд Республики Тыва.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья В.О. Куулар