ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-1987/2021 от 11.01.2022 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Монгуш Р.С. Дело № 5-1987/2021 (12-7/2022)

РЕШЕНИЕ

г. Кызыл 11 января 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Тыва Железнякова С.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

УСТАНОВИЛА:

25 августа 2021 года уполномоченным по особо важным делам отделения административных расследований службы Красноярской таможни по Республике Тыва ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ФИО1

Постановлением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 октября 2021 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 148 500 рублей без конфискации предмета административного правонарушения.

Не согласившись с постановлением судьи, ФИО1 подал жалобу, в которой просит постановление судьи отменить и производство по делу прекратить, указывая, что суд привлёк его к административной ответственности за пределами срока давности. Также просит восстановить срок обжалования постановления судьи.

В судебном заседании ФИО1 поддержал жалобу по указанным в ней основаниям.

Защитник ФИО1 – Сысонов Е.В. в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.

Представитель Красноярской таможни по Республике Тыва ФИО3 возражала против доводов жалобы.

Выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела и доводы жалобы, возражения, прихожу к следующему.

В силу статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьёй или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Из материалов дела следует, что постановление Кызылского городского суда от 12 октября 2021 года, направленное почтовым отправлением 21 октября 2021 года по месту проживания ФИО1 по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. **, вернулось 29 октября 2021 года за истечением срока хранения.

Из разъяснения, содержащегося в п. 29.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что в случае, если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток после даты поступления (возвращения) в суд копии данного постановления (ст. 30.3, 31.1 КоАП РФ).

Следовательно, срок на обжалование постановления истёк 8 ноября 2021 года.

В суд с жалобой ФИО1 обратился 3 декабря 2021 года, то есть по истечении срока обжалования.

Из ходатайства ФИО1 о восстановлении срока обжалования следует, что он длительное время вынесенное постановление не мог получить, затем находился за пределами территории Республики Тыва в г. ** Московской области, что подтверждается отпускным удостоверением от 29 октября 2021 года.

Поскольку Указом Президента Российской Федерации от 20 октября 2021 года № 595 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре – ноябре 2021 года» в целях недопущения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с 30 октября по 7 ноября 2021 года установлены нерабочие дни, суды не работали, а 7 ноября 2021 года ФИО1 уехал в г. Абакан, так как 8 ноября 2021 года он вылетел из г. Абакана в г. Москву, что подтверждается маршрутной квитанцией, оформленной 30 октября 2021 года, и посадочным талоном, не имел возможности подать жалобу, то судья считает, что срок на подачу жалобы пропущен им по уважительной причине и подлежит восстановлению.

В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 16.4 данного Кодекса, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения ФИО1 к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, послужило то, что ФИО1 не выполнена обязанность по декларированию по установленной форме транспортного средства **, номер кузова **, регистрационный номер ** (Армения), универсал 2004 года выпуска, приобретённого у гражданина Республики Армения за ** долларов США, вывезенного с таможенной территории Республики Армения в конце мая 2019 года через таможенный пост Владикавказ пункт пропуска Верхний Ларс.

Между тем, выводы судьи по делу об административном правонарушении, не учитывают следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет два года.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, имели место в конце мая 2019 года.

Следовательно, срок давности привлечения названного лица к административной ответственности по данному делу истёк в мае 2021 года.

В нарушение вышеприведённых норм постановлением от 12 октября 2021 года, то есть за пределами срока давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, судья Кызылского городского суда Республики Тыва признала названное лицо виновным в совершении вменяемого административного правонарушения, назначив ему административное наказание.

Сведений, указывающих на приостановление срока давности привлечения ФИО1 к административной ответственности в порядке части 5 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела не содержат.

Кроме того, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 судьёй не учтено следующее.

В соответствии с пунктами 1,3 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 названного Кодекса.

Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В подпункте 7 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза указано, что "декларант" - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

В силу подпункта 35 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенным декларированием является заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

На основании пункта 2 статьи 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных этим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных данным Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с названным Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с указанным Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 258 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенные операции в отношении товаров для личного пользования в зависимости от способов их перемещения через таможенную границу Союза совершаются в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза либо в таможенном органе государства-члена, на территории которого постоянно или временно проживает либо временно пребывает физическое лицо, которое может выступать декларантом таких товаров.

В соответствии с пунктом 3 статьи 256 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары для личного пользования могут перемещаться через таможенную границу Союза, в том числе в сопровождаемом или несопровождаемом багаже при следовании физического лица через таможенную границу Союза, перевозчиком в адрес физического лица, не пересекавшего таможенную границу Союза, либо от физического лица, не пересекавшего таможенную границу Союза.

Отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации; характера и количества товаров (п. п. 1, 2 п. 4 статьи 256 Кодекса). Количественные характеристики критериев, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 4 настоящей статьи, и (или) дополнительные критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования определяются Комиссией (пункт 5 статьи 256 Кодекса).

В пункте 4 статьи 258 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза указано, что в отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом и несопровождаемом багаже либо доставляемых перевозчиком, после их ввоза на таможенную территорию Союза либо для вывоза с таможенной территории Союза физическими лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут выступать декларантами таких товаров для личного пользования, должны быть совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием для выпуска в свободное обращение, временного ввоза, вывоза, временного вывоза либо для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, если в соответствии со статьей 263 настоящего Кодекса товары для личного пользования могут быть помещены под таможенную процедуру таможенного транзита.

В Письме ФТС России от 04.09.2020 года «О ввозе транспортных средств из Армении» указано: «Транспортные средства, оформленные на территории Республики Армения после 10 октября 2014 года по ставкам, действующим в Республике Армения (отличаются от ставок таможенных пошлин, налогов ЕАЭС), имеют в России статус иностранных товаров. Транспортные средства, выпущенные в свободное обращение на территории Республики Армения до 10 октября 2014 года, являются товаром Союза. Товары Союза свободно перемещаются между территориями государств-членов Союза без совершения таможенных операций, связанных с выпуском товара. Чтобы транспортные средства приобрели статус товара Союза, их владельцам необходимо осуществить таможенное декларирование в таможенных органах, определённых приказом Минфина России от 14 января 2020 года № 4н, и уплатить таможенные платежи, налоги в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в Республике Армения и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам приложения № 2 к Решению № 107».

В перечень таможенных органов, определённых приказом Минфина России от 14 января 2020 года № 4н, входит и Владикавказский таможенный пост Северо-Осетинской таможни, через который было ввезено транспортное средство **, номер кузова **, регистрационный номер ** (Армения), универсал 2004 года выпуска. Указанное транспортное средство выпущено в свободное обращение на территории Республики Армения 13 сентября 2017 года.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание положения статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовую позицию, выраженную в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует признать, что, вопреки содержащемуся в возражении Красноярской таможни выводу, административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть отнесено к категории длящихся, поскольку момент декларирования установлен таможенным законодательством.

Указанная правовая позиция подтверждается постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2018 года № 19-АД18-7.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.

Производство по данному делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения названного лица к административной ответственности.

Кроме этого, частью 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно.

В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" со ссылкой на часть 4 статьи 4.1 КоАП РФ выражена правовая позиция, согласно которой при решении вопроса об изъятых вещах, не прошедших таможенного оформления, в постановлении по делу об административном правонарушении необходимо указывать на возможность их выдачи владельцу только после таможенного оформления.

У ФИО1 кроме транспортного средства ** были изъяты ключ от транспортного средства и свидетельство об учёте ** от 30.05.2019 года.

В связи с чем ключ и свидетельство транспортного средства подлежат возвращению владельцу после вступления решения в законную силу, а автомобиль ** – после таможенного оформления.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Тыва

РЕШИЛА:

постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 октября 2021 года отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вещественные доказательства: ключ от транспортного средства и свидетельство об учёте транспортного средства № ** от 30.05.2019 года возвратить ФИО1 после вступления решения в законную силу; легковой автомобиль марки **, номер кузова **, регистрационный номер ** (Армения), универсал, цвета LIGHT SILVER METALLIK, 2004 года выпуска возвратить ФИО1 после таможенного оформления.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья С.А. Железнякова