ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-1996/2021 от 12.01.2022 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело № 5-1996/2021 (12-139/2021)

РЕШЕНИЕ

г. Кызыл 12 января 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Тыва Кунгаа Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН УМВД России по г. Кызылу ФИО1 на постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении М.,

УСТАНОВИЛ:

7 сентября 2021 года участковым уполномоченным полиции ОУУП и ПДН УМВД России по г.Кызылу ФИО1 в отношении Министерства спорта Республики Тыва (далее - Министерство) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Постановлением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 октября 2021 года производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях Министерства состава административного правонарушения.

Не согласившись с постановлением, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, обратилось с жалобой в Верховный Суд Республики Тыва, в которой просит отменить постановление судьи и принять новое решение, указывая, что согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Под демонстрацией понимается организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Считает, что 31 августа 2021 года передвижение организованной транспортной колонны по г.Кызылу было осуществлено в виде демонстрации с использованием транспортных средств с применением материалов в виде плакатов, которые закрывали государственные регистрационные номера автомашин, издавались звуковые сигналы и осуществлялась перевозка пассажиров вне кабин транспортных средств.

Представитель Министерства спорта Республики Тыва ФИО2 в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать, оставить решение судьи без изменения.

УУП ОУУП и ПДН УМВД России по г.Кызылу ФИО1 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы.

Выслушав представителя Министерства спорта Республики Тыва ФИО2, изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 и 9 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 31 августа 2021 года в период времени с 10 часов 05 минут по 12 часов 00 минут М. нарушило установленный порядок проведения публичного мероприятия в виде демонстрации с использованием автотранспортных средств, что выразилось в передвижении организованной транспортной колонны по г. Кызылу с применением материалов в виде плакатов, которые закрывали государственные регистрационные номера автомашин, издавались звуковые сигналы во время движения, и осуществлялась перевозка пассажиров вне кабин транспортных средств, что повлекло нарушение общественного порядка, выразившееся в нарушении правил дорожного движения РФ, в утвержденном плане проведения встречи бронзового призеры олимпийских игр «Токио-2020» по вольной борьбе А. вышеуказанные действия не отражены, то есть совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ.

Из объяснения ФИО3 от 7 сентября 2021 года следует, что она является представителем по доверенности М., пояснила, что по результатам рабочего совещания Министерству спорта поручено подготовить и представить на утверждение сводный план мероприятий по встрече, обеспечить баннерами, цветами, обеспечить передний автомобиль транспортной колонны флагами Республики и Олимпиады, организация транспортной колонны в числе поручений на Министерство спорта не имеется.

Согласно протоколу совещания по организации встречи бронзового призера олимпийских игр «Токио-2020» по вольной борьбе А. от 20 августа 2021 года решено поручить, в том числе, МО проработать вопрос взаимодействия с МВД России по Республике Тыва для сопровождения транспортной колонны спортсмена и доложиться.

24 августа 2021 года направлено письмо министру внутренних дел по Республике Тыва о возможности сопровождения транспортной колонны спортсмена.

31 августа 2021 года вынесены постановления по делу об административном правонарушении в отношении ФИО4 по ст. 12.6 КоАП РФ - управление транспортным средством, не пристегнутым ремнем безопасности, по ст. 12.23 КоАП РФ - перевозка пассажира вне кабины, по ч.2 ст. 12.3 КоАП РФ - управление транспортным средством, не имеющим водительского удостоверения, по ст. 12.20 КоАП РФ - применение сигнала в населенном пункте не для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

31 августа 2021 года М. привлечен к административной ответственности ст. 12.23 КоАП РФ за перевозку пассажира вне кабины.

31 августа 2021 года Д., Кара-Сал С.П. привлечены к административной ответственности по статье 12.20 КоАП РФ за применение сигнала в населенном пункте не для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ, образует невыполнение или ненадлежащее выполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, установленных частью 4 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4, 7, 8 статьи 20.2 КоАП РФ. Невыполнение или ненадлежащее выполнение указанных обязанностей может выражаться в том числе в необеспечении соблюдения условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом публичной власти; в непредъявлении участникам публичного мероприятия требований о соблюдении общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, о прекращении нарушения ими закона; в непринятии мер по приостановлению публичного мероприятия или его прекращению в случае совершения участниками такого мероприятия противоправных действий; в отсутствии отличительного знака организатора публичного мероприятия (нагрудного знака депутата), за исключением случая проведения пикетирования одним участником.

Согласно положениям пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлено, что демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Частью 4 статьи 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона;

Согласно статье 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням. При исчислении сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия не учитываются день получения такого уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и день проведения публичного мероприятия.

Прекращая производство по делу в связи с отсутствием в действиях Министерства состава административного правонарушения, судья пришел к выводу, что ни протоколом об административном правонарушении, ни иными материалами дела не установлено, что 31 августа 2021 года в Кызыле Министерством проведено публичное мероприятие в контексте понятия определенного Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, Министерство, как орган исполнительной власти, не относится к субъектам, указанным в статье 5 данного Закона, не установлено, какие общественные цели данная акция преследовала, выражалось ли общественно мнение по какому-либо вопросу, привлекалось ли внимание к каким-либо проблемам.

Оценив доказательства в их совокупности, в частности, протокол об административном правонарушении 7 сентября 2021 года, в соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 статьи 24.5 КоАП РФ, судья Кызылского городского суда пришел к обоснованному выводу об отсутствии состава административного правонарушения и прекращении производства по делу.

Доводы жалобы о том, что 31 августа 2021 года передвижение организованной транспортной колонны по г. Кызылу было осуществлено в виде демонстрации с использованием транспортных средств с применением материалов в виде плакатов, которые закрывали государственные номера автомашин, издавались звуковые сигналы и осуществлялась перевозка пассажиров вне кабин транспортных средств, несостоятельны, поскольку как было верно установлено судьей городского суда, согласно протоколу совещания на ФИО15 возложена была обязанность разработки плана мероприятий, организатором публичного мероприятия в виде демонстрации оно не являлось, а также в связи с тем, что к понятию организатора публичного мероприятия, согласно статье 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» органы исполнительной власти не могут относиться, в связи с чем ФИО15 не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ.

Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда, не опровергают выводы судьи Кызылского городского суда и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФИО15 допущено не было.

При таких обстоятельствах постановление судьи Кызылского городского суда от 14 октября 2021 года является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Тыва

РЕШИЛ:

постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО15 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня вынесения.

Судья Т.В. Кунгаа