Судья Ондар А.А. Дело № 5-1/2020 (12-39/2020)
РЕШЕНИЕ
г. Кызыл 02 июня 2020 года
Судья Верховного Суда Республики Тыва Кунгаа Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя администрации Тандинского кожууна Республики Тыва ФИО1 на постановление судьи Тандинского районного суда Республики Тыва от 11 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – председателя администрации Тандинского кожууна Республики Тыва ФИО1,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя прокурора Тандинского района Республики Тыва от 13 ноября 2019 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении председателя администрации Тандинского кожууна Республики Тыва ФИО1.
Постановлением судьи Тандинского районного суда Республики Тыва от 11 февраля 2020 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи, ФИО1 подал жалобу, в которой просит отменить постановление судьи и прекратить производство по делу об административном правонарушении, указывая на то, что орган местного самоуправления вправе утверждать соответствующие нормативы только на основании предложений организаций водопроводно-канализационного хозяйства; полномочия по утверждению схем водоснабжения и водоотведения на администрацию района не возложены; судьей принят во внимание устав Тандинского района в недействующей редакции.
В судебном заседании прокурор Ч. с жалобой не согласилась, просила оставить постановление судьи без изменения, жалобу - без удовлетворения.
ФИО1 и его представитель ФИО2 в суд не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями (пункт 3 статьи 7 Закона о прокуратуре).
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).
Согласно ст. 17.7 КоАП РФ, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Как следует из материалов дела, во исполнение задания Прокуратуры Республики Тыва от 21 июня 2019 года № о проведении проверки исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении при осуществлении органами исполнительной власти и органами местного самоуправления полномочий и контрольно-надзорных функций в установленной сфере прокуратурой Тандинского района Республики Тыва проведена проверка в отношении администрации Тандинского кожууна Республики Тыва, на основании которых внесены представления об устранении нарушений федерального законодательства.
Из внесенного представления об устранении нарушений федерального законодательства от 25 августа 2019 года №№ следует, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении и установлено, что администрацией Тандинского кожууна Республики Тыва не установлены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентам, не утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы в сфере водоснабжения, не разработана и не утверждена схема водоснабжения и водоотведения. Администрацией Тандинского кожууна Республики Тыва утверждена муниципальная программа «Содержание и развитие коммунальной инфраструктуры на 2018-2020 годы», утвержденная постановлением администрации Тандинского кожууна Республики Тыва от 31 октября 2017 года № (далее – муниципальная программа). Из паспорта муниципальной программы следует, что на реализацию ее мероприятий в 2019 году предусмотрено 3 010 000 рублей, в то время как в решении о бюджете Тандинского кожууна на 2019 год предусмотрено 13 297 рублей. Кроме того, из текста муниципальной программы следует, что ее мероприятия подлежат выполнению ООО «К», которое находится на стадии ликвидации, несмотря на осуществление водоснабжения населения ООО «Б1», изменение в программу в этой части не внесено.
В представлении об устранении нарушений федерального законодательства от 28 августа 2019 года № указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства при подготовке к отопительному сезону 2019-2020 годы. Установлено, что тепловые сети на балансе ООО «Б2» не находятся. Теплосети построены в 1971 году, их общая протяженность 1,6 км. в двухтрубном исполнении. С 2016 года по настоящее время отремонтировано всего 560 м. теплосетей, 1 140 м. (71,26%) теплосетей никогда не ремонтировались. При этом тепловые сети не переданы по концессионному соглашению ООО «Б2». Протяженность водопроводных сетей составляет 8,3 км, замена и ремонт сетей не производились с момента введения их в эксплуатацию.
В установленный месячный срок со дня внесения представления конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих не принято, информация о результатах принятых мер прокурору района в письменной форме не поступала.
Решением Хурала представителей Тандинского кожууна пятого созыва от 19 января 2018 года №ФИО1 назначен временно исполняющим обязанности председателя администрации Тандинского кожууна Республики Тыва.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ в отношении председателя администрации Тандинского кожууна Республики Тыва ФИО1
Факт совершения председателем администрации Тандинского кожууна Республики Тыва ФИО1 административного правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 13 ноября 2019 года, представлениями об устранении нарушений федерального законодательства от 25 августа 2019 года № и от 28 августа 2019 года №, требованиями прокурора от 12 ноября 2019 года, актом о неявке лица от 13 ноября 2019 года и иными доказательствами.
Выводы суда об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку в содержании представления прокурора от 28 августа 2019 года № не усматривается адрес тепловых сетей, которые не были переданы ООО «Б2», что говорит о неисполнимости представления, являются обоснованными и в этой части не оспариваются.
Согласно п. 4 ст. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч.ч. 3 и 4 вышеуказанного закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
6) согласование инвестиционных программ;
8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
9.1) установление нормативов состава сточных вод;
10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч. 1.1.)
Согласно п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечения проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
В силу ст. 28 Устава муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва» от 11 июня 2019 года № на администрацию Тандинского кожууна Республики Тыва возлагается исполнение полномочий администрации сумона Бай-Хаакский, являющегося административным центром кожууна, если предусмотрено Уставом сумона.
Согласно ст. 20 Устава сельского поселения сумон Бай-Хаакский Тандинского кожууна Республики Тыва от 10 августа 2011 года № исполнение полномочий администрации сумона Бай-Хаакский, предусмотренных настоящим Уставом, возлагается на администрацию Тандинского кожууна
Администрацией Тандинского кожууна Республики Тыва и ООО «Б1» заключен договор аренды от 18 декабря 2018 года №, согласно которому ООО «Б1» принимает во временное хозяйственное ведение нежилое помещение, находящееся по адресу **, площадью 129, 1 кв.м., и имущество: водопроводную сеть протяженностью 8,3 км, резервуар накопительный в м. К, колонки водозаборные, скважины разведочные и разведочно-эксплуатационные и пожарные гидранты.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 27 сентября 2019 года договор аренды от 18 декабря 2018 года №, заключенный между администрацией муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва» и ООО «Б1», признан недействительной (ничтожной) сделкой. На ООО «Б1» возложена обязанность передать администрации муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва» нежилое здание и имущество, поименованное в приложении № к договору аренды.
Постановлением администрации муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва» от 16 октября 2019 года № по договору аренды ООО «Б1» передано муниципальное имущество - муниципальная водопроводная сеть, административное здание, резервуар накопительный на территории центрального водозабора, резервуар накопительный на территории верхнего водозабора м. К.
Также заключен договор аренды № от 16 октября 2019 года о предоставлении администрацией Тандинского кожууна ООО «Б1» во временное хозяйственное ведение вышеуказанного имущества. Срок аренды составляет 10 месяцев с момента принятия арендуемого имущества.
Постановлением администрации муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва» от 31 октября 2017 года № утверждена муниципальная программа «Содержание и развитие коммунальной инфраструктуры Тандинского кожууна на 2018-2020 годы», объем финансирования которой из местного бюджета составляет 9338958 рублей, в том числе в 2019 году - 3010000 рублей.
Из паспорта муниципальной подпрограммы «Содержание и развитие коммунальной инфраструктуры Тандинского кожууна на 2018-2020 годы» следует, что ответственным исполнителем программы указана администрация муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва», соисполнителями - ООО «Б2», ООО «К», ЮРЭС АО «Т», Управление образования Тандинского кожууна, Управление культуры Тандинского кожууна.
Согласно абз. 1, 4 п. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Абзацем 4 п. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
Решением Хурала представителей Тандинского кожууна от 14 декабря 2018 года № «О муниципальном бюджете муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годы» на финансирование расходов на реализацию подпрограммы «Содержание и развитие коммунальной инфраструктуры Тандинского кожууна на 2018-2020 годы» на 2019 год предусмотрено 13573, 2 рубля.
Решением Хурала представителей от 27 мая 2019 года № внесены изменения в решение Хурала представителей Тандинского кожууна «О муниципальном бюджете муниципального района «Тандинский кожуун РТ» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов».
Из представленного суду нового паспорта программы следует, что общий объем предполагаемого финансирования программы на 2019 год составляет - 13 537 422,02 рубля. Ответственным исполнителем программы указана Администрация Тандинского района, соисполнителями ООО «Б2», ООО «Б1», ЮРЭС АО «Т», Управление образования Тандинского кожууна, Управление культуры Тандинского кожууна.
Таким образом, в настоящее время подпрограмма «Содержание и развитие коммунальной инфраструктуры Тандинского кожууна на 2018-2020 годы» не приведена в соответствие с решением Хурала представителей Тандинского кожууна.
Как следует из данной подпрограммы исполнителем мероприятий по ней указано ООО «К», при этом сведений о том, что ООО «К» находится в стадии ликвидации, прокуратурой не представлено, поэтому доводы прокурора о невнесении изменений в программу в этой части суд правомерно признал необоснованными.
Оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья пришел к обоснованному выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку представление прокурора района № администрацией района не исполнено.
Доводы жалобы о том, что устав муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва», утвержденный решением Хурала представителей муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва» от 18 июля 2006 года №, послуживший основанием для вынесения постановления, является недействующим и не подлежал применению, не влекут отмену постановления судьи, поскольку из представленного суду устава муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва», утвержденного решением Хурала представителей муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва» от 11 июня 2019 года №, видно, что содержание ст.28 названных уставов идентично.
Иные доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда, не опровергают выводы районного судьи и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого постановления судьи Тандинского районного суда Республики Тыва не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
постановление судьи Тандинского районного суда Республики Тыва от 11 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя администрации Тандинского кожууна Республики Тыва ФИО1 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения.
Судья Т.В. Кунгаа