ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-1/2022 от 06.04.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Ноль Ю.А. Дело № 7-91/2022

УИД: 22RS0067-01-2021-005296-75

№ 5-1/2022 (1 инстанция)

РЕШЕНИЕ

6 апреля 2022 года г.Барнаул

Судья Алтайского краевого суда Титова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Голухинский цемент» З.Н.С. на постановление судьи Заринского районного суда Алтайского края от 14 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Голухинский цемент»,

установил:

согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ***, составленному государственным инспектором отдела по надзору за подъемными сооружениями Сибирского управления Ростехнадзора Ш.К.А., ДД.ММ.ГГ выявлено, что общество с ограниченной ответственностью ООО «Голухинский цемент» (далее - ООО «Голухинский цемент», общество), эксплуатирующее по адресу: <адрес> опасные производственные объекты: «Цех «Помол», регистрационный номер ***, IV класс опасности, «Цех «Сырьевой», регистрационный номер ***, IV класс опасности, «Цех «Транспортный», регистрационный номер ***, допустило нарушение абзаца 1 пункта 1 статьи 9, статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 22(а), пункта 251(в) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГ***, выразившееся в отсутствии экспертизы промышленной безопасности о возможности продления срока службы кранов зав №***.

Деяние ООО «Голухинский цемент» квалифицировано по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением судьи Октябрьского районного суда г. Барнаула от 26 октября 2021 года протокол об административном правонарушении и иные материалы дела переданы на рассмотрение в Заринский районный суд Алтайского края.

Постановлением судьи Заринского районного суда Алтайского края от 14 января 2022 года ООО «Голухинский цемент» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, защитник ООО «Голухинский цемент» - З.Н.С. просит постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что краны №*** обществом не эксплуатируются, они обесточены, опечатаны, связаны между собой стальным канатом и зафиксированы в неподвижном положении к стене здания, что делает невозможным их использование, что также подтверждается протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГ***; в материалах дела отсутствуют доказательства фактической эксплуатации обществом подъемных сооружений (кранов), входящих в состав опасного производственного объекта; действующим законодательством не определено, подлежат ли экспертизе промышленной безопасности выведенные из эксплуатации технические устройства, здания и сооружения при наличии оснований проведения такой экспертизы, что не было учтено должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении и судьей районного суда при вынесении постановления.

Законный представитель ООО «Голухинский цемент» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выслушав защитника З.Н.С., настаивавшую на удовлетворении жалобы, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения ООО «Голухинский цемент» к административной ответственности явились изложенные в протоколе об административном правонарушении, составленном должностным лицом Сибирского управления Ростехнадзора, обстоятельства, а именно: ДД.ММ.ГГ ООО «Голухинский цемент», эксплуатирующее по адресу: <адрес> опасные производственные объекты, допустило нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, выразившееся в отсутствии экспертизы промышленной безопасности о возможности продления срока службы кранов зав ***

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются, в частности, проведении административного расследования.

Частью 1 статьи 26.3 указанного Федерального закона предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона применяются до 31 декабря 2024 года включительно: при организации и осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора), к каковым федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности не отнесен; при применении уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности; в отношении видов регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля до дня вступления в силу положений о видах контроля, принятых во исполнение Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», но не позднее 31 декабря 2021 года в части возможности использования единого реестра проверок.

С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон №248-ФЗ от 31 июля 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон о государственном контроле (надзоре)), за исключением положений, для которых статьей 98 данного Закона установлены иные сроки вступления их в силу.

Пунктом 6 статьи 2 названного Федерального закона предусмотрено, что организация и осуществление, в том числе, федерального государственного надзора в области промышленной безопасности регулируются федеральными законами о видах контроля, принимаемыми в соответствии с ними положениями о видах федерального государственного контроля (надзора) и (или) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года №1082 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Согласно пункту 4 статьи 16 указанного Федерального закона организация и осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Статьей 56 Закона о государственном контроле (надзоре) установлен перечень видов контрольных (надзорных) мероприятий.

К ним отнесены контрольные (надзорные) мероприятия, при проведении которых осуществляется взаимодействие с контролируемым лицом - контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка (часть 2).

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование (часть 3).

Пунктом 7 статьи 16 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктом 13 Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, предусмотрено, что при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия: выездные проверки; документарные проверки.В отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые выездные проверки не проводятся (подпункт «в» пункта 8 статьи 16 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 11 Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности).

Основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий закреплены в статье 57 Закона о государственном контроле (надзоре).

В силу положений части 1 статьи 64 Закона о государственном контроле (надзоре) для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа.

В данном случае уполномоченным должностным лицом такое решение в отношении ООО «Голухинский цемент» не принималось.

В материалах дела имеется определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГ, определение об истребовании сведений у ООО «Голухинский цемент» от ДД.ММ.ГГ, протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов *** от ДД.ММ.ГГ с приложенной фототаблицей, документы, предоставленные ООО «Голухинский цемент» по запросу должностного лица, в том числе, копия свидетельства о регистрации опасных производственных объектов, эксплуатируемых организацией, сведения, характеризующие опасные производственные объекты, протокол об административном правонарушении *** от ДД.ММ.ГГ, составленный должностным лицом отдела по надзору за подъемными сооружениями Сибирского управления Ростехнадзора.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Закона о государственном контроле (надзоре) для целей настоящего Федерального закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю в числе прочего не относятся производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

По запросу Алтайского краевого суда государственным инспектором отдела по надзору за подъемными сооружениями Сибирского управления Ростехнадзора сообщено, что с целью проверки фактов, указанных в обращении П.Е.Ю., поступившем в Сибирское управление Ростехнадзора из инспекции Гостехнадзора Алтайского края для рассмотрения в пределах установленной компетенции, на основании статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО «Голухинский цемент» Сибирским управлением Ростехнадзора проведено административное расследование по части 1 статьи 9.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам административного расследования в отношении ООО «Голухинский цемент» составлен соответствующий протокол об административном правонарушении, материалы дела переданы в Октябрьский районный суд г. Барнаула для рассмотрения по подведомственности.

Вместе с тем, как обоснованно указано судьей Октябрьского районного суда г. Барнаула в определении от ДД.ММ.ГГ при передаче протокола об административном правонарушении и иных материалов дела на рассмотрение в Заринский районный суд Алтайского края, административное расследование по делу фактически не проводилось, поскольку каких-либо требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление по настоящему делу не совершалось.

Кроме того, согласно пункту 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности соблюдение требований промышленной безопасности к эксплуатации опасных производственных объектов, применяемых на них технических устройств, а также зданий и сооружений на опасных производственных объектах является предметом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

Частью 4 статьи 56 Закона о государственном контроле (надзоре) установлено, что оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований контрольными (надзорными) органами не может проводиться иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в названной статье.

Соответственно проверка соблюдения требований промышленной безопасности к эксплуатации опасных производственных объектов, применяемых на них технических устройств, возможна при проведении предусмотренных законом контрольных (надзорных) мероприятий.

Фактически должностным лицом в отношении ООО «Голухинский цемент», исходя из вида отраженных в протоколе об административном правонарушении нарушений, проведено контрольное (надзорное) мероприятие при взаимодействии с контролируемым лицом.

Каких-либо документов, подтверждающих законность проведения этого контрольного (надзорного) мероприятия, по судебному запросу не представлено.

Учитывая, что федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, то выявление признаков административного правонарушения в рассматриваемом случае могло иметь место только в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

Данных о проведении должностным лицом отдела по надзору за подъемными сооружениями Сибирского управления Росстехнадзора контрольного (надзорного) мероприятия в установленном законом порядке материалы дела не содержат.

Отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий, проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования, в силу положений части 2 статьи 91 Закона о государственном контроле (надзоре) относится к грубым нарушениям требований к организации и осуществлению государственного надзора, являющимся основанием для отмены решений, принятых по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, и признания результатов такого мероприятия недействительными.

В соответствии с частью 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 названного Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В данном случае вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о допущенных нарушениях при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в связи с чем составленный на его основе протокол об административных правонарушениях не мог быть использован в качестве доказательства виновности ООО «Голухинский цемент» в совершении вмененного административного правонарушения.

Изложенное оставлено судьей районного суда без внимания.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При установленных по делу обстоятельствах постановление судьи подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении – прекращению ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Заринского районного суда Алтайского края от 14 января 2022 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Голухинский цемент» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Алтайского краевого суда В.В.Титова