ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-1/2022 от 15.04.2022 Вилючинского городского суда (Камчатский край)

Мировой судья Василенко В.С.Дело № 5-1/2022

№ 12-9/2022

РЕШЕНИЕ

г. Вилючинск Камчатского края

Судья Вилючинского городского суда Камчатского края Хорхордина Н.М., при секретаре судебного заседания Сибиряковой А.В., с участием:

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Норкина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Государственной жилищной инспекции Камчатского края Скуратова В.С. на постановление мирового судьи судебного участка № 25 Вилючинского судебного района Камчатского края от 24 января 2022 года по делу № 5-1/2022 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Полимир Плюс» Норкина Александра Владимировича,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 25 Вилючинского судебного района Камчатского края от 24 января 2022 года производство по делу № 5-1/2022 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Полимир Плюс» Норкина Александра Владимировича прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Государственная жилищная инспекция Камчатского края подала в суд жалобу, в которой просит отменить указанное постановление мирового судьи и вернуть дело на новое рассмотрение, считая его незаконным, ссылаясь на наличие состава административного правонарушения, полагая, что управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирными домами на основании заключенных договоров управления, а не орган местного самоуправления, обязана организовать и содержать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в силу закона, при этом обязанность по надлежащему содержанию контейнерных площадок, на которых осуществляется накопление твердых коммунальных отходов от многоквартирных домов, возлагается на лиц, осуществляющих управление такими домами, вне зависимости от расположения площадок (в пределах или за пределами сформированного земельного участка). Ссылаясь на положения ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 3 постановление Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ч. 1, 2 ст. 192, ч. 1, 1.1 ст. 161, ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации п.п. «а, б», п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года № 1110, п. 11.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, п. 26.1 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290 и п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, а также определение Верховного суда РФ от 16 апреля 2020 года № 307-ЭС20-3601, указала, что обязанность лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов может быть исполнена двумя способами: создание места (площадки) накопления на территории земельного участка, входящего в состав общего имущества; содержание контейнерной площадки, расположенной за границами придомовой территории при условии заключения соглашения о пользовании такой контейнерной площадки (в том числе совместном соглашении для группы домов). Ссылка в постановлении мирового судьи на то, что Белоус Л.С., по обращению которой была проведена внеплановая проверка, не является собственником или нанимателем помещений в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Полимир Плюс», в связи с чем, не имеет права для обращения в администрацию Вилючинского городского округа с жалобой на ООО «Полимир Плюс» является не обоснованной, поскольку ч. 3 ст. 196 Жилищного кодекса РФ, а также ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не содержит ограничений по статусу лиц, обращающихся в уполномоченный орган по факту нарушения требований к порядку управления многоквартирными домами. Полагал, что администрацией Вилючинского городского округа при проведении указанной проверки в отношении ООО «Полимир Плюс» не было допущено грубых нарушений порядка проведения контрольного мероприятия.

Должностное лицо – инспектор по государственному контролю (надзору) в отделе надзора за деятельностью ТСЖ управляющих организаций, региональных операторов за формированием фонда капитального ремонта государственной жилищной инспекции Камчатского края Скуратов В.С., о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, генеральный директор ООО «Полимир Плюс» Норкин А.В. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, полагал что постановление мирового судьи от 24 января 2022 года законно и обоснованно. При рассмотрении жалобы пояснил, что в рамках оказания услуг по договорам управления многоквартирными домами, услуга по содержанию контейнерных площадок не предоставляется, ранее действовала позвонковая системе сбора и вывоза ТКО и предусматривалась соответствующая плата за оказание данной услуги, в последующем их стал предоставлять региональный оператор и данная плата была исключена из состава платы за содержание жилья и выставляемых платежных документов, а в последующем собственники перешли на заключение прямых договоров с региональным оператором по обращению с ТБО на основании соответствующих решений. В составе общего имущества многоквартирных домов никогда не было контейнерных площадок для сбора ТКО, решений о необходимости их организации и установлении соответствующей платы на их содержание, собственниками помещений, не принималось, с какими-либо подобными обращениями или жалобами, никто не обращался. В настоящий момент все дома обеспечены контейнерными площадками, которые установлены администрацией Вилючинского городского округа на основании решения суда, в реестрах данные площадки закреплены за конкретными многоквартирными домами, но их содержание никем не производится, при этом, законных оснований передать обязанность по содержание этих площадок на управляющую компанию, нет. Ими подавалось в Администрацию города заявление на выделение мест под складирование ТКО, на что администрацией был дан ответ, что это не входит в их полномочия, в свою очередь у управляющей организации нет возможности разместить контейнерные площадки на придомовой территории с соблюдением всех санитарных норм. При этом также указал, что потерпевшая ФИО8 не является собственником либо пользователем помещений многоквартирных домов, которые находятся под управлением ООО «Полимир Плюс».

Потерпевшая ФИО5, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО7, являющаяся ведущим консультантом отдела муниципального контроля администрации Вилючинс кого городского округа, показала, что во время проведения отделом муниципального контроля данной проверки, никаких нарушений, тем более грубых, не было, предписание было выдано. ООО «Полимир Плюс». Полагала, что у муниципального контроля были все основания в соответствии с ч. 3 ст. 196 ЖК РФ для проведения проверки, вне зависимости от того, является ли потерпевшая собственником (пользователем) жилым помещением и потребителем услуг по договору управления, грубых нарушений допущено не было. В соответствии с жилищным законодательством все многоквартирные дома должны быть обеспечены местами сбора ТКО, однако в полномочия администрации муниципального образования не входит давать указание в каком месте должны быть эти места организованы, главное – это соблюдение санитарных норм. При этом, если у управляющей организации нет возможности сделать это в границах придомовой территории, она должна обратиться с этой целью в администрацию Вилючинского городского округа.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

Частью 3 ст. 30.6 названного Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с п. 3 (п.п. «а, б») указанного Положения, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных п.п. 1 - 6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, являются, в том числе соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.

Согласно п. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

При этом, состав общего имущества в многоквартирном доме утверждается на общем собрании собственников простым большинством голосов от общего числа голосов собственников (ч. 1 ст. 44, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). Пересмотр состава общего имущества в МКД, включая увеличение или уменьшение состава общего имущества, также относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений.

В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Частью 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

На основании частей 1, 1.1, 1.2 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Понятие общего имущества многоквартирного дома сформулировано в п. 4 ст. 36 ЖК РФ и в п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу пункта 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В свою очередь, существование земельного участка как объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, подтверждает его государственный кадастровый учет (пункт 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно основным понятия, содержащимся в ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ), твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии со статьей 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. При этом жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ с 1 января 2019 года органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра определен Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64, для установки контейнеров, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора, должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Согласно подпункту «а» пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.

В соответствии с подпунктом «д(2)» пункта 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.

При этом, как предусмотрено пунктом 17 Правил, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Согласно п. 3 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 (далее - Минимальный перечень).

Исходя из Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом: в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме; в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.

В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (пункт 26 (1) Минимального перечня услуг).

Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами» разъяснено, что работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз), обязанность по осуществлению которой возложена на регионального оператора.

При этом под "организацией" понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.

Из комплексного анализа законодательства Российской Федерации следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, в том числе по выкату контейнеров из мусороприемных камер до мест накопления ТКО, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений МКД или лицах, осуществляющих управление МКД. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, в том числе выкат контейнеров из мусороприемных камер до мест накопления ТКО, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в МКД.

По общему правилу, контейнеры, являющиеся неотъемлемой частью контейнерной площадки, без наличия которых невозможна организация и содержание контейнерной площадки, могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление МКД, потребителями.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах регулируют Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354).

Согласно пункту 2 Правил № 354 к коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил № 354.

Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) Правил № 354 (пункт 148(1) Правил № 354).

Исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 148(4) и 148(5) Правил N№ 354 (пункт 148(3) Правил № 354), это, в частности: управляющая организация; товарищество или кооператив; региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами; организация (в том числе садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В целях предоставления потребителям коммунальной услуги по обращению с ТКО, указанным лицам (кроме региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами) необходимо заключить договоры с региональными операторами по обращению с ТКО (п. 148(7) Правил № 354).

Условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме определяются в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом (пункт 148(4) Правил № 354).

Пунктом 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 и пунктом 148(12) Правил № 354 установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил № 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.

Из протокола об административном правонарушении от 16 сентября 2021 года № 312 следует, что 21 июня 2021 года, в ходе проведения отделом муниципального контроля администрации Вилючинского городского округа внеплановой выездной проверки по обращениям ФИО5 соблюдения лицензионных требований ООО «Полимир Плюс» при управлении многоквартирными домами № 8 по мкр. Северный; №№ 11, 12, 13, 15, 19, 21 по мкр. Центральный, № 4 по ул. Владивостокская, №№ 19, 20, 21 по ул. Победы и №№ 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 17 по ул. Мира, в городе Вилючинске Камчатского края, выявлено, что Норкин А.В., являясь генеральным директором ООО «Полимир Плюс», имеющего юридический адрес: Камчатский край, гор. Вилючинск, ул. Мира, дом № 7, офис № 18, допустил осуществление предпринимательской деятельности по управлению указанными многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, предусмотренных п.п. «а, б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года № 1110, ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно, не обеспечил выполнение работ по организации и содержанию на обслуживаемой территории мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.

Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, ООО «Полимир Плюс» на основании договоров управления многоквартирными домами, является организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами: № 8 по мкр. Северный; №№ 11, 12, 13, 15, 19, 21 по мкр. Центральный, № 4 по ул. Владивостокская, №№ 19, 20, 21 по ул. Победы и №№ 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 17 по ул. Мира в городе Вилючинске Камчатского края.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 16 сентября 2021 года, ООО «Полимир Плюс» является действующим юридическим лицом, состоит на учете в налоговом органе и создано, в том числе, для управления эксплуатацией жилого фонда, его генеральным директором является Норкин А.В.

В соответствии с Уставом предприятия, предметом деятельности ООО «Полимир Плюс» является управление недвижимым имуществом. Данное Общество осуществляет свою деятельность на основании лицензии № 5, выданной 20 апреля 2015 года Государственной жилищной инспекцией Камчатского края.

На основании приказа начальника отдела муниципального контроля администрации Вилючинского городского округа № 145/2021 от 29 июня 2021 года была проведена внеплановая выездная проверка деятельности ООО «Полимир Плюс» по соблюдению лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Основанием для проведения данной проверки послужило обращение гражданки ФИО5 по факту неисполнения управляющей компанией требований законодательства по созданию, содержанию и внесению в Реестр мест накопления ТКО.

По результатам проверки 21 июля 2021 года был составлен Акт № 131 проведения внепланового мероприятия по государственному контролю, согласно которому управляющей многоквартирными домами № 8 по мкр. Северный; №№ 11, 12, 13, 15, 19, 21 по мкр. Центральный, № 4 по ул. Владивостокская, №№ 19, 20, 21 по ул. Победы и №№ 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 17 по ул. Мира в городе Вилючинске Камчатского края, организацией ООО «Полимир Плюс», не выполнены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением администрации ВГО № 800 от 10 августа 2021 года (с учетом внесенных в последующем постановлением № 1028 от 20 октября 2021 года), был утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории ВГО, в нем отсутствуют сведения о месте (площадок) накопления ТКО для использования потребителями, проживающими в многоквартирных домах № 8 по мкр. Северный; № 11 и № 12 в мкр. Центральный; № 4 по ул. Владивостокская, №№ 5 и 8 по ул. Мира. Сбор и вывоз ТКО осуществлялся по бестарной (позвонковой) системе посредством мусоровозов.

В связи с выявленными нарушениями лицензионных требований генеральному директору ООО «Полимир Плюс» Норкину А.В. выдано предписание № 26 от 21 июля 2021 года на выполнение работ по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями для многоквартирных домов, находящихся в управлении, а именно: № 8 по мкр. Северный; №№ 11, 12, 13, 15, 19, 21 по мкр. Центральный, № 4 по ул. Владивостокская, №№ 19, 20, 21 по ул. Победы и №№ 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 17 по ул. Мира, со сроком исполнения до 23 декабря 2021 года, которое на момент проведения проверки не исполнено.

На основании данных выявленных при проведении проверки нарушений, 16 сентября 2021 года инспектором ГЖИ Камчатского края в отношении генерального директора ООО «Полимир Плюс» Норкина А.В. был составлен вышеназванный протокол № 312 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей также было установлено, что на момент выявления вменяемого генеральному директору ООО «Полимир Плюс» Норкину А.В. правонарушения, а также на момент принятия в управление данным обществом указанных в протоколе об административном правонарушении многоквартирных домов, контейнерные площадки для накопления и сбора ТКО в состав общего имущества многоквартирных домов, а также в целом на территории ж/р Приморский Вилючинского городского округа, отсутствовали. При этом сбор и вывоз ТКО осуществлялся по бестарной системе путем сбора и погрузки потребителями мусора в мусоровозы в соответствии с установленным графиком вывоза мусора временем и в определенных местах (позвонковый способ сбора ТКО). При этом, как верно установлено мировым судьей данные обстоятельства в рамках проведенной в отношении ООО «Полимир Плюс» внеплановой проверки не устанавливались, осмотр придомовой территории находящихся в управлении многоквартирных домов не осуществлялся, состав общего имущества не устанавливался.

Все земельные участки, находящиеся под многоквартирными домами, то есть придомовая территория, перечисленными в протоколе об административном правонарушении, и обслуживание которых осуществляется ООО «Полимир Плюс», сформированы и поставлены на кадастровый учет.

В соответствии с договорами управления в отношении многоквартирных домов № 8 по мкр. Северный; №№ 11, 13, 15, 19, 21 по мкр. Центральный, №№ 19, 20, 21 по ул. Победы, №№ 7, 8 по ул. Мира в г. Вилючинске Камчатского края от 20 апреля 2015 года, а в отношении многоквартирного дома № 4 по ул. Владивостокская от 24 марта 2020 года, № 17 по ул. Мира от 17 февраля 2017 года, №№ 1, 2, 3, 5 и 6 по ул. Мира от 30 ноября 2015 года и № 12 по мкр. Центральный от 28 декабря 2015 года; управляющая организация ООО «Полимир Плюс» взяла на себя, по заданию собственников на основании принятых их общим собранием решений, обязательства за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению вышеназванными многоквартирными домами, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений и пользователям жилых и нежилых помещений в этих многоквартирных домах.

Согласно договорам управления, содержание общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем оказания услуг и выполнения работ по перечню, приведенному в Приложении № 2 и 3 к договорам. Собственниками в рамках Перечня оказываемых управляющей организацией по договору работ и услуг по содержанию общего имущества помещений многоквартирных домов были утверждены работы по вывозу и захоронению ТБО и крупногабаритного мусора.

При этом, в Перечень работ и услуг по содержанию общего имущества помещений многоквартирного дома № 4 по ул. Владивостокская по договору от 24 марта 2020 года и соответственно в состав платы за содержание общего имущества, данный вид услуг собственниками уже не включался, поскольку с 19 декабря 2017 года ГУП «Спецтранс» был присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края, который оказывал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Вилючинского городского округа.

Решениями общих собраний собственников помещений выше перечисленных многоквартирных домов внесены изменения с исключением услуг по сбору и вывозу ТБО и заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями и оператором по обращению с ТБО, в связи с чем мировой судья, верно пришел к выводу относительно того, что в состав перечня оказываемых управляющей организацией ООО «Полимир Плюс» по договорам управления работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирных домов, в том числе на момент составления протокола об административном правонарушении, не входят работы по вывозу и захоронению ТБО и крупногабаритного мусора.

На момент совершения вменяемого административного правонарушения, ООО «УправКом К» не оказывает собственникам квартир данных обслуживаемых домов коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, не собирает плату за эту коммунальную услугу, а также не взимает с жильцов указанных в протоколе об АП многоквартирных домов плату за организацию и содержание мест (площадок) накопления ТКО в составе платы за содержание общего имущества, что подтверждается, в том числе, платежным документов за декабрь 2017 года и январь 2018 года, поскольку отсутствие в составе общего имущества вышеназванных многоквартирных домов контейнерных площадок для накопления и сбора ТКО, существующая степень их благоустройства, не предусматривает возможность предоставления данного вида услуги, при этом, общим собранием собственников помещений данных многоквартирных домов не принималось каких-либо решений о необходимости создания таких мест (площадок) накопления ТКО в отношении конкретных МКД, приобретении мусорных контейнеров, об увеличении с учетом этого состава общего имущества, а также о порядке финансирования данного вида работ, которые в силу норм закона не являются обязательными, и о включении соответственно в Перечень оказываемых ООО «Полимир Плюс» работ и услуг, в рамках заключенных договоров управления, работ по организации и содержанию создаваемых (созданных) мест (площадок) накопления ТКО, и об утверждении в этих целях тарифа и размера платы за содержание такого общего имущества.

Каких-либо обращений от собственников либо иных граждан, пользующихся жилыми и нежилыми помещениями указанных в протоколе об административном правонарушении многоквартирных домов, в управляющую организацию ООО «Полимир Плюс», администрацию ВГО, иные государственные надзорные органы, свидетельствующих о нарушении их прав на благоприятную и безопасную среду обитания, как потребителей в сфере жилищных правоотношений в рамках заключенных договоров управления, не поступало, такие данные в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют.

Решением Вилючинского городского суда от 27 января 2021 года по делу № 2а-99/2021, вступившим в законную силу, именно на администрацию ВГО была возложена обязанность: создать и обеспечить содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Вилючинского городского округа в соответствии с требованиями ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; определить схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и организовать ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно схемам размещения мест (площадок) накопления ТКО на территории ВГО, отражающим данные о нахождении мест (площадок) ТКО на карте, а также ситуационному плану мест производства земляных работ в целях устройства фундаментных плит для обустройства контейнерных площадок, ни одна контейнерная площадка не располагается и не планируется к созданию в границах земельных участков, являющихся придомовой территорией и общим имуществом собственников многоквартирных домов, перечисленных в протоколе об административном правонарушении.

Учитывая, что контейнерные площадки для накопления ТКО и крупногабаритных отходов не находятся в пределах сформированных под домами земельных участков, к придомовой территории и общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов не относятся, собственниками помещений указанных домов не принималось решений о необходимости создания таких мест, а в составе перечня оказываемых по договору управления работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества дома, не утверждались работы и услуги по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, а также размер их финансирования, и подобная плата управляющей организацией с потребителей фактически не взимается, то с учетом существующих конструктивных особенностей и уровня благоустройства данных многоквартирных домов, у ООО «Полимир Плюс» в рамках заключенных с собственниками помещений договоров управления многоквартирными домами, отсутствует обязанность по организации и обслуживанию мест (площадок) накопления ТКО, соответственно у генерального директора Норкина А.В. соответствующих полномочий на обеспечение выполнения данных видов работ, также не имелось, в связи с чем, нельзя говорить о нарушении тем самым им лицензионных требований, установленных п.п. «а, б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и наличии в данном случае в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, что было верно установлено мировым судьей, в связи с чем, им принято решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, с которым суд апелляционной инстанции соглашается.

Также несостоятелен довод ФИО6 об обязанности управляющей организации выполнять все включенные в Минимальный перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290, услуги и работы, поскольку данные нормы описывают обязанности управляющей организации по содержанию общего имущества многоквартирного дома, к которому, в рассматриваемом случае, контейнерные площадки накопления ТКО не относились и не относятся. Перечень конкретных услуг и работ из числа включенных в данный Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, определяется общим собранием собственников помещений и отражается в договоре управления, исходя из состава общего имущества, конструктивных особенностей и степени благоустройства многоквартирного дома.

Кроме того, мировой судья пришел к верному выводу о том, что внеплановая документарная (выездная) проверка проведена административным органом с грубыми нарушениями, поскольку заявитель ФИО5, по обращению которой была проведена внеплановая проверка, не является лицом, чьи права как потребителя были нарушены управляющей организацией ООО «Полимир Плюс» при осуществлении деятельности, либо собственником либо иным законным пользователем помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется этой управляющей организацией и перечисленных в протоколе об административном правонарушении, ее обращение не содержало информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо причинения такого вреда, а также возникновения таких ситуаций, при том, что на территории Вилючинского городского округа обеспечены условия для сбора, накопления и вывоза ТКО, что осуществляется жителями посредством использования соответствующих мест (площадок) накопления ТКО, созданных органом местного самоуправления и указанных в реестре и позвонковым способом сбора и вывоза ТКО, то законные основания для проведения внеплановой выездной проверки, результаты которой послужили основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении, отсутствовали, в связи с чем, порядок проведения внеплановой проверки, контролирующим органом был грубо нарушен.

Основания для проведения внеплановых проверок установлены Федеральными законами от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ и от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ, а ч. 3 ст. 196 ЖК РФ, вопреки мнению административного органа, хоть и упоминает обоснования внеплановых проверок, в тоже время таких оснований не устанавливает.

Иные доводы, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения мирового судьи при вынесении постановления, им дана надлежащая оценка, о чем подробно указано в обжалуемом постановлении, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.

Какие-либо иные доводы, которые не были бы предметом рассмотрения мирового судьи и могли бы повлечь отмену постановления, в жалобе не приведены.

Таким образом, поданная жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку судебный акт мирового судьи является законным и обоснованным, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности выводов судьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 25 Вилючинского судебного района Камчатского края от 24 января 2022 года по делу № 5-1/2022 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Полимир Плюс» Норкина Александра Владимировича, оставить без изменения, жалобу представителя Государственной жилищной инспекции Камчатского края ФИО6, – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья

Н.М. Хорхордина