ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-202/2022 от 05.04.2022 Пензенского областного суда (Пензенская область)

судья Чуглина Е.А. дело №12-88/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 5-202/2022

г. Пенза 5 апреля 2022 года.

Судья Пензенского областного суда Попов П.Г.,

при секретаре Никулиной Н.Н.,

с участием переводчика ФИО1,

защитника Ефремовой С.В.,

лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи жалобу ФИО2 на постановление судьи Белинского районного суда Пензенской области от 19 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением судьи Белинского районного суда Пензенской области от 19 марта 2022 года ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Постановлено до исполнения постановления судьи районного суда в части принудительного административного выдворения содержать ФИО2 в центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Пензенской области.

В жалобе, поданной в Пензенский областной суд, ФИО2 просит изменить постановление судьи районного суда, исключив наказание, назначенное ФИО2 в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации.

В обоснование жалобы ФИО2 указывает, что 23 марта 2022 года ею было направлено заявление в УВМ УМВД России по Пензенской области о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, так как её жизни угрожает опасность от представителей правительства Республики <данные изъяты>

Указывает, что она сообщила в представительство <данные изъяты>, что её гражданский статус аннулирован, потому что они убили её сына <данные изъяты>

Официальные представители органов опеки убивают людей, которые не делают то, что говорят и скрывают факты нарушений.

У неё на руках много документов доказывающие преступления, совершаемые в Республике <данные изъяты>

Считает, что если она вернется в <данные изъяты>, то будет подвергнута преследованию со стороны представителей власти, так как имеет на руках доказательства преступлений со стороны сотрудников ювенальной юстиции в <данные изъяты> и её тоже могут убить как её сына, поскольку она слишком много знает.

Ранее по вышеуказанным обстоятельствам ей уже было предоставлено временное убежище с 22 июня 2018 года по 22 июня 2019 года.

Ввиду своей неграмотности она вовремя не продлила своё свидетельство о предоставлении убежища.

Исследовав материалы дела, доводы жалобы, заслушав объяснения ФИО2, ее защитника Ефремовой С.В., поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно статье 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона (п.2).

В силу части 2 статьи 15 и части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Материалами дела об административном правонарушении установлено, что 19 марта 2022 года в 10 часов 40 минут в ходе проверки режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации по адресу: <данные изъяты> выявлена гражданка <данные изъяты> ФИО2 которая прибыла в Российскую Федерацию 5 июля 2018 года и состояла на миграционном учете по адресу: <данные изъяты> до 22 июня 2019 года. В нарушение пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» по истечении срока законного нахождения на территории Российской Федерации не выехала с территории Российской Федерации, патента, разрешающего осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации либо разрешения на временное проживание в Российской Федерации не оформляла, то есть с 22 июня 2019 года и до настоящего времени уклоняется от выезда из Российской Федерации.

Факт совершения административного правонарушения ФИО2 не оспаривается и подтверждается: протоколом об административном правонарушении <данные изъяты> от 19 марта 2022 года, которым зафиксированы обстоятельства совершенного правонарушения; письменным объяснением ФИО2 от 19 марта 2022 года; справкой ФМС России АС ЦБДУИГ; рапортом ст. УУП ОМВД России по Белинскому району <данные изъяты>. и иными собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При изложенных обстоятельствах ФИО2 обоснованно признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ответственность за уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении установленного законом срока предусмотрена именно данной статьей.

Вместе с тем, при назначении ФИО2 административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судьей не были в полной мере учтены обстоятельства, указанные в части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного ею административного правонарушения, личность виновной, ее имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах» лицо, ходатайствующее о признании беженцем или признанное беженцем либо утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) при сохранении в данном государстве обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах» беженцем признается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Иностранный гражданин вправе попросить временное убежище, которым признается возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 19.02.1993 г. N 4528-1 "О беженцах", с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.

Как было установлено в судебном заседании, что гражданке Федеральной Республики <данные изъяты> ФИО2 было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации на 1 год с 22 июня 2018 года по 21 июня 2019 года и выдано свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

На момент рассмотрения дела срок предоставления временного убежища истек и законных оснований нахождения ФИО2 на территории Российской Федерации не имеется.

Вместе с тем, ФИО2 представлены доказательства, что ею подано заявление в УВМ УМВД России по Пензенской области о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, поскольку от представителей правительства Республики <данные изъяты> ее жизни угрожает опасность.

Учитывая изложенного и положение части 1 статьи 10 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах», считаю возможным изменить постановление судьи Белинского районного суда Пензенской области от 19 марта 2022 года путем исключения из него указания на назначение ФИО2 административного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Белинского районного суда Пензенской области от 19 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 изменить путем исключения из него указания на назначение дополнительного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации.

В остальной части постановление судьи Белинского районного суда Пензенской области от 19 марта 2022 года оставить без изменения.

Освободить ФИО2 из специального учреждения – центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по Пензенской области.

Жалобу ФИО2 – удовлетворить.

Судья Пензенского областного суда: Попов П.Г.