ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-20/2021 от 11.08.2021 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Омелько Л.В. Дело № 7-360/2021

УИД 22RS0007-01-2021-000084-73

№ 5-20/2021 (1 инстанция)

РЕШЕНИЕ

11 августа 2021 года г.Барнаул

Судья Алтайского краевого суда Скляр А.А., рассмотрев жалобу Публичного акционерного общества «Россети Сибири» на постановление судьи Белокурихинского городского суда Алтайского края от 14 мая 2021 года, которым

Публичное акционерное общество «Россети Сибирь» (далее – ПАО «Россети Сибирь»), юридический адрес: <адрес>, ИНН/КПП *** ОГРН ***

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении № 17-25453 от 4 марта 2021 года, составленному старшим государственным инспектором Алтайского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1, при проведении административного расследования на основании заявления о проведении проверки с входящим № 342/659 от 28 января 2021 года гражданина ФИО2, 12 февраля 2021 года в 12:00 часов установлено пересечение воздушной линии электропередачи В Л-0,4 кВ от КТП №14-4-102, расположенной по адресу: <...> (от жилого дома №19з до жилого дома №25г), ул.Ключевая (от жилого дома № 32с до жилого дома № 54), с несущим канатом, принадлежащим ФИО2, в пролётах опор: фидер № 2, пролёт опор № 7-№7/1 (ул.Ключевая, 37), пролёт опор № 11-№ 11/1 (ул.Ключевая, 54), фидер № 1, пролет опор № 6-№7 (ул.Катунская, 21г). При проектировании реконструкции ВЛ-0,4 кВ от КТП № 14-4-102 в проектах СЭ 11000256559, 11000210729, 11000249628, 11000255677, 110002555916, Барнаул 2015 года, 11000305627 Барнаул 2016 года в нарушение пункта 5.7.2 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года № 229 (далее - Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей), не учтены данные о пересечениях ВЛ-0,4 кВ от КТП № 14-4-102 с несущим канатом.

В результате бездействия ПАО «Россети Сибирь», выразившегося в непредставлении проектной организации сведений о пересечении ВЛ-0,4 кВ с несущим канатом, в проектах СЭ11000256559, 11000210729, 11000249628, 11000255677, 110002555916, Барнаул 2015 года, 11000305627 Барнаул 2016 года отсутствуют технические решения, исключающие возможное падение несущего каната на воздушную линию электропередачи ВЛ-0,4 кВ, что создает угрозу жизни и здоровья граждан.

Бездействие ПАО «Россети Сибирь» квалифицировано по статье 9.11 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела вынесено вышеназванное постановление.

В жалобе ПАО «Россети Сибирь» просит отменить постановление судьи и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что трасса реконструированной ВЛ-0,4 кВ от КТП № 14-4-102 проходит по землям муниципалитета, на момент проектирования и строительства воздушной линии электропередачи ограничений и обременений на данных землях не было, информации о наличии охранной зоны несущего каната на публичной кадастровой карте не имеется. Кроме того, указывает на истечение срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку факт пересечения ВЛ-0,4 кВ от КТП № 14-4-102 с несущем канатом был установлен Ростехнадзором 15 ноября 2018 года.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника ПАО «Россети Сибирь» ФИО3, поддержавшего жалобу, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу пункта 5.7.2 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей при выдаче задания на проектирование ВЛ, сооружаемых и подлежащих техническому перевооружению, реконструкции и модернизации, энергосистемам и организациям, эксплуатирующим электрические сети, необходимо предоставлять проектным организациям имеющиеся данные о фактических условиях в зоне проектируемой ВЛ (данные по гололеду и ветру, загрязнениям атмосферы на трассе ВЛ, отказам ВЛ и их элементов и другие данные, характеризующие местные условия), которые должны быть учтены в проектной документации.

Привлекая ПАО «Россети Сибирь» к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 КоАП РФ, судья исходил из того, что в вину ПАО «Россети Сибирь» вменено нарушение, выразившееся в том, что воздушная линия электропередачи ВЛ-0,4 кВ от КТП № 14-4-102 имеет пересечения с несущим канатом, принадлежащим ФИО2, в пролётах опор: фидер № 2, пролет опор № 7-№7/1 (ул. Ключевая, 37), пролёт опор № 11-№ 11/1 (ул. Ключевая, 54), фидер № 1, пролёт опор № 6-№7 (ул. Катунская, 21г).

С указанным выводом согласиться нельзя, поскольку из материалов дела следует, что фактически ПАО «Россети Сибирь» вменялось только бездействие по непредставлению проектной организации сведений о пересечении ВЛ-0,4 кВ от КТП №14-4-102 с несущим канатом, что является нарушением пункта 5.7.2 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей.

Этот вывод следует из буквального содержания протокола об административном правонарушении № 17-25453 от 04.03.2021.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 4 марта 2021 года указанное бездействие явилось причиной отсутствия технических решений, исключающих возможное падение несущего каната на воздушную линию электропередачи, что создало угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с письменными объяснениями старшего государственного инспектора Алтайского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1 (л.д. 20 Том II) при изучении документов им было установлено, что в проектной документации отсутствуют сведения о пересечении ВЛ-0,4 кВ от КТП №14-4-102 с несущим канатом, что свидетельствует о нарушении пункта 5.7.2 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей. Факт пересечения воздушной линии электропередачи был установлен ранее - при проведении проверки 15 ноября 2018 года.

Таким образом, объективной стороной вменяемого правонарушения является бездействие ПАО «Россети Сибирь» по непредставлению проектной организации сведений о пересечении ВЛ-0,4 кВ от КТП №14-4-102 с несущим канатом при выдаче задания на проектирование ВЛ.

Судья городского суда необоснованно расширил объективную сторону административного правонарушения путем признания незаконными действий ПАО «Россети Сибирь», выразившихся в эксплуатация линии ВЛ-0,4 с пересечением с несущим канатом, которые не вменялись должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении, какие-либо нарушения в данной части не регламентированы, чем вышел за пределы предъявленного обвинения.

Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Таким образом, поскольку пунктом 5.7.2 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей предусмотрена обязанность организаций, эксплуатирующих электрические сети, представлять необходимые сведения проектным организациям при выдаче задания на проектирование ВЛ, совершенное ПАО «Россети Сибирь» правонарушение не является длящимся.

Срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год и начинает исчисляться с момента, когда возложенная на ПАО «Россети Сибирь» обязанность должна была быть исполнена, т.е. в данном случае со дня выдачи технических заданий (условий) на реконструкцию ВЛ-0,4 кВ от КТП № 14-4-102, которые были учтены проектными организациями при подготовке рабочих проектов СЭ 11000256559, 11000210729, 11000249628, 11000255677, 110002555916, Барнаул 2015 года, 11000305627 Барнаул 2016 года.

Согласно паспорту воздушной линии электропередачи 0,4 кВ от КТП № 11-4-102 «Быт» год её постройки и дата ввода в эксплуатацию – 2016 год.

При таких обстоятельствах срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения обжалуемого постановления истек.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, обсуждаться не может.

В нарушение указанных норм судья городского суда привлек ПАО «Россети Сибирь» к административной ответственности 14 мая 2021 года, то есть за пределами срока давности.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.

С учетом изложенного, обжалуемое постановление судьи городского суда нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем оно подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

жалобу Публичного акционерного общества «Россети Сибири» удовлетворить.

Постановление судьи Белокурихинского городского суда Алтайского края от 14 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 КоАП РФ, в отношении Публичного акционерного общества «Россети Сибири» - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья А.А. Скляр