Судья Благиных М.В.
Дело № 5-210/2022 (№ 7-41/2022)
УИД 79RS0003-01-2022-000558-73
РЕШЕНИЕ
20 сентября 2022 г. г. Биробиджан
Судья суда Еврейской автономной области Тимиров Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 на постановление судьи Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 25.07.2022, вынесенное в отношении юридического лица – администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 25.07.2022 юридическое лицо администрация муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области (далее – администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Защитником администрации Ленинского муниципального района ЕАО ФИО1, действующим на основании доверенности от 04.04.2022 № , подана жалоба в суд Еврейской автономной области, в которой защитник просил постановление судьи районного суда от 25.07.2022 отменить, производство по делу прекратить.
Мотивируя жалобу, полагает, что постановление вынесено незаконно, необоснованно и подлежит отмене в связи с острым дефицитом бюджета Ленинского муниципального района.
Указывает, что согласно решению Собрания депутатов муниципального образования ЕАО от 22.07.2022 № «О внесении изменений в решение Собрания депутатов муниципального района от 24.12.2021 № «Об утверждении бюджета муниципального образования ЕАО на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» дефицит бюджета муниципального района составляет 31 733,5 тыс. руб. Дефицит бюджета также имелся и в предыдущие годы.
Выражает несогласие с выводом судьи районного суда о том, что отсутствие денежных средств не является уважительной причиной неисполнения решения от 10.09.2019 по гражданскому делу № , поскольку в отсутствие денежных средств выполнить мероприятия, указанные в решении суда, невозможно. Считает, что вины юридического лица не усматривается.
Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, глава администрации ФИО2, защитник ФИО1 в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены заблаговременно надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, ходатайств об отложении не заявили, защитник ФИО1 просил рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с чем на основании статей 25.1, 25.4 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие законного представителя и защитника администрации Ленинского муниципального района ЕАО.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ в полном объёме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьёй 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», частью 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 6).
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105).
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105).
В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 113).
Частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 1 000 000 руб. до 3 000 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что постановлением судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Ленинскому району от 16.09.2020 по исполнительному листу от 17.10.2019 серия ФС № , выданному на основании решения Ленинского районного суда ЕАО от 10.09.2019 по делу № , в отношении должника администрации возбуждено исполнительное производство № -ИП. Предмет исполнения: обязать администрацию в срок до 01.07.2020 устранить нарушения требований законодательства безопасности гидротехнических сооружений, а именно:
Гидротехническое сооружение (дамба) с. Ленинское, ЕАО:
определить обслуживающую организацию; получить заключение органов МЧС России о готовности организации, эксплуатирующей гидротехнические сооружения, к локализации и ликвидации ЧС и защите населения и территории в случае аварии ГТС; обеспечить выполнение аварийно-спасательных работ защитной водооградительной дамбы; выполнить преддекларационное обследование дамбы, доработать декларацию безопасности, обеспечить ее экспертизу и утверждение в Ростехнадзоре; произвести страхование гражданской ответственности за причиненный вред в результате аварии ГТС; исключить несанкционированное землепользование на участке, занятом дамбой; обеспечить очистку дамбы от мусора.
Гидротехническое сооружение (дамба) , ЕАО:
определить обслуживающую организацию; получить заключение органов МЧС России о готовности организации, эксплуатирующей гидротехнические сооружения, к локализации и ликвидации ЧС и защите населения и территории в случае аварии ГТС; организовать преддекларационное обследование дамбы; разработать декларацию безопасности дамбы; организовать мониторинг безопасности ГТС; обеспечить регистрацию ГТС в Российском реестре ГТС; организовать эксплуатацию ГТС и обеспечить соответствующую нормами и правилами квалификацию работников эксплуатирующей организации; произвести страхование гражданской ответственности за причиненный вред в результате аварии ГТС; водопропускные сооружения на дамбах Д-1 и Д-2 оборудовать затворами, заградительными решетками, выполнить ремонт откосов в районе водопропускных сооружений, очистить оголовки водопропускных сооружений от навала камней; восстановить профиль канала 1-ГД, завершить восстановление тела дамбы-дороги к осушительной системе «Новинская» в районе .
Гидротехническое сооружение (дамба) , ЕАО:
организовать эксплуатацию ГТС и обеспечить соответствующую нормами и правилами квалификацию работников эксплуатирующей организации; обеспечить разработку и экспертизу проектно-сметной документации на капитальный ремонт защитной дамбы; решить вопрос по ремонту водопропускного сооружения, гребня дамбы на участке от карьера песка до свалки; обеспечить разработку и экспертизу декларации безопасности ГТС, обеспечить мониторинг за показателями состояния гидротехнического сооружения; обеспечить ведение мониторинга состояния ГТС; обеспечить страхование гражданской ответственности за причиненный вред в результате аварии ГТС; вынести в натуру пикетаж.
В установленный судебным приставом срок (немедленно) требования исполнительного документа должником добровольно не исполнено. Документы, подтверждающие невозможность исполнения, либо подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в установленный срок, либо свидетельствующие о намерениях должника обжаловать судебное постановление, судебному приставу не представлены.
В рамках названного исполнительного производства постановлением от 31.03.2021 с должника администрации, не исполнившей в добровольном порядке требования исполнительного документа, взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Постановлением судьи Ленинского районного суда ЕАО от 23.07.2021, вступившим в законную силу 10.08.2021, администрация привлечена к ответственности по части 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Определением Ленинского районного суда ЕАО от 20.08.2021, с учётом определения суда ЕАО от 01.10.2021, должнику администрации предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 10.09.2019 по делу № до 31.05.2022.
После окончания срока предоставленной определением Ленинского районного суда ЕАО от 20.08.2021, с учётом определения суда ЕАО от 01.10.2021, отсрочки, постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО3 от 07.06.2022 администрации назначен новый срок для исполнения требований исполнительного документам до 23.06.2022, о чём администрация была уведомлена 09.06.2022.
Также, 07.06.2022 в адрес должника администрации направлено предупреждение об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ и требование в срок до 23.06.2022 исполнить требование исполнительного документа по делу № от 10.09.2019.
Согласно акту совершения исполнительных действий от 06.07.2022, составленному судебным приставом требования исполнительного документа в полном объёме не исполнены, ведутся работы, денежные средства отсутствуют, в частности установлено:
Гидротехническое сооружение (дамба) , ЕАО:
- определить обслуживающую организацию - исполняется ООО ;
- получить заключение органов МЧС России о готовности организации, эксплуатирующей гидротехнические сооружения, к локализации и ликвидации ЧС и защите населения и территории в случае аварии ГТС – имеется акт обследования от 19.04.2022;
- обеспечить выполнение аварийно-спасательных работ защитной водооградительной дамбы – ведутся работы по укреплению, договоры заключались правительством ЕАО, в администрации района копии договора отсутствуют;
- выполнить преддекларационное обследование дамбы, доработать декларацию безопасности, обеспечить ее экспертизу и утверждение в Ростехнадзоре – в связи с отсутствием финансирования не исполнено в полном объёме;
- произвести страхование гражданской ответственности за причиненный вред в результате аварии ГТС – ежегодно, 14.03.2022 заключен договор обязательного страхования в отношении опасного объекта;
- исключить несанкционированное землепользование на участке, занятом дамбой; - обеспечить очистку дамбы от мусора – производится осмотр приблизительно 1 раз в 2 месяца.
Гидротехническое сооружение (дамба) , ЕАО:
- определить обслуживающую организацию – ООО ;
- получить заключение органов МЧС России о готовности организации, эксплуатирующей гидротехнические сооружения, к локализации и ликвидации ЧС и защите населения и территории в случае аварии ГТС – акт от 21.04.2022;
- организовать преддекларационное обследование дамбы – не исполнено в связи с отсутствием финансирования;
- разработать декларацию безопасности дамбы – не исполнено в связи с отсутствием финансирования;
- организовать мониторинг безопасности ГТС – ведётся, имеется журнал;
- обеспечить регистрацию ГТС в Российском реестре ГТС – проходят процедуру;
- организовать эксплуатацию ГТС и обеспечить соответствующую нормами и правилами квалификацию работников эксплуатирующей организации – не проводили работу;
- произвести страхование гражданской ответственности за причиненный вред в результате аварии ГТС – ежегодно, 15.03.2022 заключен договор обязательного страхования в отношении опасного объекта;
- водопропускные сооружения на дамбах Д-1 и Д-2 оборудовать затворами, заградительными решетками, выполнить ремонт откосов в районе водопропускных сооружений, очистить оголовки водопропускных сооружений от навала камней – работы не проводились;
- восстановить профиль канала 1-ГД – не проводилась работа;
- завершить восстановление тела дамбы-дороги к осушительной системе в районе – находится в оперативном управлении ФГБУ Управление .
Гидротехническое сооружение (дамба) , ЕАО – исполнено в части мониторинга и страхования, 15.03.2022 заключен договор обязательного страхования в отношении опасного объекта.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации судьёй Ленинского районного суда ЕАО к административной ответственности по части 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Факт совершения администрацией административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, подтверждается, в том числе протоколом № об административном правонарушении от 06.07.2022 (л.д. 2-3), постановлением о возбуждении исполнительного производства от 16.09.2020 (л.д. 8), постановлением о взыскании исполнительского сбора от 31.03.2021 (л.д. 9), постановлением судьи Ленинского районного суда ЕАО от 23.07.2021 по делу № (л.д. 11-18), постановлением о назначении нового срока исполнения от 07.06.2022 (л.д. 25-26), актом о совершении исполнительных действий от 06.07.2022 (л.д. 35-37), и другими материалами, которым в постановлении судьи дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела судьёй районного суда в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ вопреки доводам жалобы всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 указанного Кодекса.
Выводы судьи о виновности администрации в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, правовых оснований не согласиться с которыми не имеется.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судья районного суда пришёл к обоснованному выводу о том, что администрацией не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры, отвечающие принципам достаточности и эффективности (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования), к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Вопреки доводам жалобы, отсутствие денежных средств и недостаточное финансирование не являются безусловным основанием для неисполнения решения суда и не свидетельствует о совершении должником всех зависящих от него мер по его исполнению, при этом, длительное неисполнение решения суда создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения ущерба жителям муниципального района, объектам жизнеобеспечения населения.
Совершённое администрацией административное правонарушение посягает на институт судебной власти и в соответствии с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека исполнение решения суда должно рассматриваться в качестве составной части «судебного разбирательства» (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»), в связи с чем органы власти не могут ссылаться на отсутствие денежных средств и иных ресурсов в качестве оправдания для неисполнения судебного решения.
Протокол об административном правонарушении от 06.07.2022 соответствует требованиям КоАП РФ, вынесен уполномоченным должностным лицом в соответствии с компетенцией, постановление судьёй районного суда вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При назначении наказания, судья районного суда учёл характер совершённого административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, представленные документы (справка о дефиците бюджета муниципального района от 25.07.2022) отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, и в целях исключения избыточного ограничения прав администрации правомерно применил положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снизил размер наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, до 500 000 руб.
Вместе с тем, имеются основания для изменения постановления судьи районного суда в части времени совершения административного правонарушения.
Время совершения административного правонарушения относится к событию административного правонарушения, входит в предмет доказывания и является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.
Время совершения административного правонарушения также подлежит указанию в постановлении по делу об административном правонарушении в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, которым предусмотрено, что в данном акте должны быть отражены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
В протоколе об административном правонарушении от 06.07.2022 при описании события вменённого администрации административного правонарушения указано, что оно имело место 06.07.2022 по адресу: ЕАО, , когда должностным лицом, уполномоченным на составление протокола по делу об административном правонарушении, было выявлено административное правонарушение, с чем согласился судья районного суда.
Между тем, согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», невыполнение обязанностей, возложенных нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Исходя из изложенного, днём совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, является день, следующий за днём исполнения требования, указанного судебным приставом-исполнителем в постановлении о назначении нового срока исполнения от 07.06.2022.
Таким образом, предельным сроком исполнения требования исполнительного документа являлось 23.06.2022, следовательно, административное правонарушение, состоящее в невыполнении указанного требования, было совершено 24.06.2022.
При таких обстоятельствах, суд, считает возможным изменить постановление от 25.07.2022, датой совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, считать 24.06.2022.
Данные изменения не влекут усиление административного наказания, назначенного юридическому лицу, и никаким иным образом не ухудшают его положение.
Иных доводов, опровергающих законность и обоснованность постановления судьи районного суда, жалоба не содержит, а по существу направлена на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не может повлечь освобождение юридического лица от административной ответственности.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.
Таким образом, оснований для отмены постановления судьи районного суда от 25.07.2022 и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 25.07.2022, которым администрация муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей – изменить, датой совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, считать 24.06.2022.
В остальной части постановление судьи Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 25.07.2022 оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения, на него может быть подана жалоба в Девятый кассационный суд общей юрисдикции () в порядке статей 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Р.В. Тимиров