Дело № 5-2126/2020 Судья Шматкова О.В.
РЕШЕНИЕ № 12-227/2020
29 сентября 2020 года г. Брянск
Судья Брянского областного суда Цуканов Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника публичного акционерного общества «Детский мир» ФИО1 на постановление судьи Советского районного суда г. Брянска от 03 июля 2020 года, вынесенное в отношении публичного акционерного общества «Детский мир» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Советского районного суда г. Брянска от 03 июля 2020 года публичное акционерное общество «Детский мир» (далее – ПАО «Детский мир») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
В жалобе, поданной в Брянский областной суд, защитник ПАО «Детский мир» ФИО1 указывает, что данное юридическое лицо включено в Перечень системообразующих организаций российской экономики, утвержденный письмом Минпромторга от 15.04.2020 г., через сеть своих магазинов осуществляет реализацию товаров, в том числе первой необходимости, входящих в Перечень непродовольственных товаров первой необходимости, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27.03.2020 г. № 762-р, а также в План по первоочередным мероприятиям (действиям) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, утвержденным Председателем Правительства РФ 17.03.2020 г., деятельность ПАО «Детский мир» может быть ограничена только по согласованию с Правительством РФ. Выражает несогласие с видом назначенного наказания. В связи с этим просит отменить постановление судьи.
В письменном отзыве начальник Управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области ФИО3 просит оставить постановление судьи районного суда без изменения, жалобу ПАО «Детский мир» - без удовлетворения.
В судебное заседание суда второй инстанции законный представитель и защитник ПАО «Детский мир» не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не представили сведений об уважительности причины своей неявки, не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела. В связи с этим суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Опрошенная в качестве свидетеля юрист Управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области ФИО4 подтвердила обстоятельства совершения ПАО «Детский мир» административного правонарушения.
Выслушав свидетеля, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд второй инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Из протокола об административном правонарушении от 29 мая 2020 г. № 142 следует, что в ходе проведения 30 апреля 2020 года должностным лицом Управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области осмотра магазина «Детский мир», расположенного по адресу: <...>, установлено, что ПАО «Детский мир» осуществляло деятельность по розничной продаже товаров, не входящих в перечень непродовольственных товаров первой необходимости, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27.03.2020 № 762-р «Об организациях, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости в период нерабочих дней, установленных Указом Президента, и утверждении рекомендуемого Перечня непродовольственных товаров первой необходимости».
В торговом зале магазина «Детский мир» осуществлялась розничная продажа следующих товаров: детская одежда (для мальчиков, девочек, для малышей, белье и пижамы, верхняя одежда, школьная одежда); детская обувь; канцелярские товары; детские велосипеды; коляски для детей; удерживающие приспособления для детей; автокресла; игрушки; столики для кормления детей; кроватки и многое другое.
В момент проведения осмотра все отделы (секции) магазина «Детский мир» работали, доступ покупателей к ним не ограничен, в торговом зале находилось большое количество покупателей, в корзинах которых находились товары, не входящие в перечень непродовольственных товаров первой необходимости, определенных распоряжением Правительства РФ № 762-р, четыре кассовых аппарата функционировали в полном объеме.
ПАО «Детский мир» предоставлены сведения о продаже товаров за 30.04.2020 г., согласно которым в этот день были проданы товары, не входящие в перечень непродовольственных товаров первой необходимости, а именно: блокнот, поильник для детей, доска магнитная, губка для купания, набор «Технопарк КАМАЗ», игрушки мягкие, автокресла, горшок, набор «Клевер картина Слон», трансформер и многое другое. Представленная информация также свидетельствует о реализации в большом количестве товаров первой необходимости (детское питание, подгузники).
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1, 2 данной статьи).
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу положений ч. ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Вместе с тем постановление судьи Советского районного суда г. Брянска от 03 июля 2020 года не соответствует указанным требованиям КоАП РФ по следующим основаниям.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 (далее - Правила). Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206, от 2 апреля 2020 г. № 239 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации, периоды с 30 марта по 3 апреля 2020 г., с 4 по 30 апреля 2020 г., объявлены нерабочими днями с сохранением за работниками заработной платы.
Названные Указы Президента Российской Федерации содержат правовые предписания о том, что их действие не распространяется на организации (работодателей и работников), обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) постановлением Правительства Брянской области от 17 марта 2020 г. № 106-п на территории Брянской области введен режим повышенной готовности.
Пунктом 2.1.7 данного постановления (в редакции постановления Правительства Брянской области от 03 апреля 2020 г. № 136-п) временно приостановлена на территории Брянской области в период действия режима повышенной готовности с 30 марта по 30 апреля 2020 г. работа объектов розничной торговли, за исключением аптек и аптечных пунктов, специализированных объектов розничной торговли, в которых осуществляется заключение договоров на оказание услуг связи и реализация связанных с данными услугами средств связи (в том числе мобильных телефонов, планшетов), специализированных объектов розничной торговли, реализующих зоотовары, а также объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 762-р, продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки.
Данная правовая норма является отсылочной, поскольку содержит указание на применение к регулируемым ею правоотношениям Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 762-р, утвердившего Перечень непродовольственных товаров первой необходимости, реализация которых разрешена в период режима повышенной готовности (далее – Перечень).
Из анализа указанных норм права в их совокупности следует, что Постановление Правительства Брянской области от 17 марта 2020 г. № 106-п (в редакции от 03 апреля 2020 г.), предусматривая ограничения в части реализации непродовольственных товаров, ограничило их в той части, в которой была ограничена реализация товаров распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года № 762-р.
Таким образом, положения регионального законодательства Брянской области в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости не содержат дополнительных правил поведения при введении на территории Брянской области режима повышенной готовности, т.е. соответствуют положениям законодательства Российской Федерации в этой части.
К возникшим правоотношениям в полном объеме применимы положения вышеуказанного Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 762-р (далее – Распоряжение), а не только в части содержащегося в нем Перечня непродовольственных товаров первой необходимости, реализация которых разрешена в период режима повышенной готовности.
Распоряжение содержит нормы, разъясняющие порядок применения Перечня. В частности, пунктом 2 Распоряжения органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе дополнить перечень в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки на соответствующей территории Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Распоряжения к организациям, обеспечивающим население товарами первой необходимости, указанным в Перечне, относятся организации и индивидуальные предприниматели, обеспечивающие всю товаропроводящую цепочку таких товаров от производителя до конечного потребителя, включая производителей, поставщиков, дистрибьюторов, транспортно-логистические организации, логистические комплексы, организации, оказывающие услуги по подготовке, обработке, упаковке товаров и иные подобные услуги, распределительные центры, оптовые рынки, склады, службы доставки, курьерские службы, пункты выдачи заказов, объекты торговли всех форматов (в том числе нестационарные и мобильные объекты), а также управляющие компании, в том числе обеспечивающие функционирование объектов недвижимости, в которых располагаются такие организации.
Пунктом 4 Распоряжения предусмотрено, что при реализации хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, товаров, входящих хотя бы в одну группу товаров, указанных в перечне, такие хозяйствующие субъекты вправе реализовывать товары, не включенные в перечень.
Аналогичные пункту 4 Распоряжения разъяснения содержатся также в Письме Минпромторга России от 27 марта 2020 г. № ЦС-21568/15 и в Письме Роспотребнадзора от 31 марта 2020 г. № 02/5550-2020-32.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности ПАО «Детский мир» по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) является «торговля розничная непродовольственными товарами, не включенными в другие группировки, в специализированных магазинах» с кодом наименования вида деятельности 47.78.9, а дополнительными видами экономической деятельности, в том числе, «торговля розничная прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах» (код наименования вида деятельности 47.29), «торговля розничная косметическими и товарами личной гигиены в специализированных магазинах (код наименования вида деятельности 47.75).
Из материалов дела усматривается, что 30 апреля 2020 г. в магазине «Детский мир» осуществлялась, в том числе реализация в большом количестве продуктов питания (детского питания), а также товаров первой необходимости (подгузников), включенных в утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 762-р Перечень непродовольственных товаров первой необходимости, реализация которых разрешена в период режима повышенной готовности.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание положения изложенных выше правовых норм, факт реализации наряду с продуктами питания и непродовольственными товарами первой необходимости иных товаров не свидетельствует о невыполнении ПАО «Детский мир» правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Брянской области.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд второй инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях ПАО «Детский мир» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, постановление судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ПАО «Детский мир» прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу защитника ПАО «Детский мир» ФИО1 удовлетворить.
Постановление судьи Советского районного суда г. Брянска от 03 июля 2020 года вынесенное в отношении публичного акционерного общества «Детский мир» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Брянского областного суда Д.А. Цуканов