ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-21/2023 от 16.11.2023 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

судья Зиничева О.И. дело № 7/1-275/2023

дело № 5-21/2023

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск 16 ноября 2023 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Федорова Г.А.,

с участием защитника привлекаемого лица Большакова Е.В.,

рассмотрев жалобу привлекаемого лица на постановление Верхнеколымского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы администрации МР «Верхнеколымский улус (район)» Яхонтовой А.С.,

установил:

16 августа 2023 года главным инспектором отдела контроля расходов бюджета в хозяйственной сфере П. в отношении должностного лица Яхонтовой А.С. составлен протокол об административном правонарушении по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

11 октября 2023 года постановлением судьи Верхнеколымского районного суда Республики Саха (Якутия) должностное лицо Яхонтова А.С. признана виновной в совершении указанного правонарушения с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, привлекаемое лицо Яхонтова А.С. направила жалобу в Верховный Суд Республики Саха (Якутия), просит постановление районного суда отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мотивируя тем, что все указания предписаний относились к МКУ «Финансово-казначейское управление», МКУ «Централизованная бухгалтерия МО» и должностным лицам данных учреждений. Кроме того, 01.09.2023 года, 15.09.2023 года Администрацией МР «Верхнеколымский улус (район)» направлялись уведомления о принятых по результатам выполнения представления решениях и мерах с ходатайством о продлении исполнения предписаний в соответствии с ч. 6 ст. 18 Закона РС (Я) «О Счетной палате РС (Я)» в связи с большим объемом работы по инвентаризации активов трех муниципальных образований и отсутствием 40% работников МКУ «Централизованная бухгалтерия МО» в связи с отпусками и вакансиями (отсутствием кадров). Между тем, в письме Аудитор Счетной палаты РС (Я) указал, что предписания Счетной палаты муниципальными образованиями полностью не исполнены. При этом не указали, в чем конкретно она, как должностное лицо в соответствии с Уставом МО частично не исполнила предписание.

Большаков Е.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме, пояснил, что Яхонтова А.С. о рассмотрении дела об административном правонарушении не была извещена надлежащим образом.

Яхонтова А.С. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения жалобы надлежаще извещена, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявила, направила в суд защитника Большакова Е.В.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие привлекаемого лица.

Проверив на основании части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объёме, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания должностного лица.

Как усматривается из материалов дела, Счетной палатой РС (Я) проведено контрольное мероприятие «Внешняя проверка бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств за 2021 год (камерально)» в Администрации МР «Верхнеколымский улус (район)» Республики Саха (Якутия).

Акт по результатам контрольного мероприятия от 15.04.2022 № ....

Исходящим письмом Счетной палаты Республики Саха (Якутия) от 06.05.2022 № ... в адрес Администрации МР «Верхнеколымский улус (район)» Республики Саха (Якутия) направлено представление по устранению нарушений, выявленных по результатам контрольного мероприятия, в частности:

провести инвентаризацию всех активов и обязательств Администрации МР «Верхнеколымский улус (район)», по итогам которой внести исправительные записи в текущей бюджетной отчетности в части уточнения размера дебиторской задолженности и отражения просроченной дебиторской задолженности в соответствие с требованиями Инструкции №191н (пункт 2);

обеспечить проведение претензионно-исковых мероприятий по взысканию просроченной задолженности в доход бюджета МР «Верхнеколымский улус (район)» в сумме .......... рублей в отношении 5 арендаторов (пункт 3);

обеспечить ведение реестра расходных обязательств МР «Верхнеколымский улус (район)», а также муниципальных образований поселений, которые передали соответствующие полномочия, в строгом соответствии со ст. 87 Бюджетного кодекса РФ, актуализированным Порядком ведения реестра расходных обязательств, утвержденными методическими рекомендации по заполнению реестра расходных обязательств (пункт 7);

целевые показатели 2 муниципальных программ («Поддержка талантливых детей муниципального района «Верхнеколымский район»», «Развитие системы образования Верхнеколымского района») привести в соответствие с показателями Стратегии СЭР МР «Верхнеколымский улус (район)» (пункт 9).

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона Республики Саха (Якутия) 10.11.2011 976-3 № 837-IV «О Счетной палате Республики Саха (Якутия)» органы государственной власти и государственные органы Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления, а также организации в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения обязаны уведомить в письменной форме Счетную палату о принятых по результатам выполнения представления решениях и мерах.

Постановлением Коллегии Счетной палаты РС (Я) от 10.11.2022 № ... исполнение представления от 06.05.2022 № ..., направленного в адрес Администрации продлено до 01.06.2023 года.

Письмом от 01.06.2023 № ... администрация МР «Верхнеколымский улус (район)» указала о неисполнении пунктов 2,3,7 и 9 представления Счетной палаты Республики Саха (Якутия) от 06.05.2022 № ..., в том числе:

пункт 2 - «В работе»;

пункт 3 - «1. Уточнена задолженность по арендаторам;

2. Подготовлены акты сверки и направлены в адрес арендаторов. На 01.06.2023 года акты в МКУ «ЦБ МО» от арендаторов еще не поступили;

3. 23.05.2023 года направлено исковое заявление РКО КМНС им. В.Г. Дьячкова»;

пункт 7 - «В связи с утверждением Приказа ФКУ от 26.05.2023 №10 «О методических рекомендациях по заполнению РРО» до 01.07.2023 будут уточнены РРО 2023 года»;

пункт 9 - «Постановление МР «О внесении изменений в МП «Развитие системы образования Верхнеколымского района» на стадии согласования».

Неисполнение пунктов 2,3,7 и 9 представления Счетной палаты Республики Саха (Якутия) от 06.05.2022 № ... свидетельствует о наличии в действиях (бездействиях) главы администрации МР «Верхнеколымский улус (район)» Яхонтовой А.С. признака административного правонарушения, установленного ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 7 статьи 18 Закона Республики Саха (Якутия) 10.11.2011 976-3 № 837-IV «О Счетной палате Республики Саха (Якутия)» невыполнение представления или предписания Счетной палаты влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

В указанный срок в орган государственного финансового контроля информация о принятых мерах от Яхонтовой А.С. не поступила, что послужило основанием для составления 16 августа 2023 года в отношении Яхонтовой А.С. протокола об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как усматривается из материалов дела, в обоснование привлечения главы администрации МР «Верхнеколымский улус (район)» Яхонтовой А.С. к административной ответственности, предусмотренной частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда сослался на невыполнение в установленный срок представления должностного лица Счетной палаты РС (Я).

Между тем, судьей районного суда не учтено следующее.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении судья выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (пункт 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Исходя из части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

В силу части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц.

Выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.

Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении жалобы на постановление, вынесенное по делу об административном правонарушении.

Рассматривая дело об административном правонарушении в отсутствие Яхонтовой А.С., судья районного суда не учел, что извещение указанного лица нельзя признать надлежащим.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что в целях соблюдения установленных статьей 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку указанный Кодекс не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года. N 343.

Разрешая дело по существу и принимая решение от 11 октября 2023 года в отсутствие Яхонтовой А.С. судья районного суда указала, что она извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 36).

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Яхонтовой А.С. 18 сентября 2023 года направлено уведомление о судебном заседании, назначенном на 11 октября 2023 года.

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № ..., указанная выше корреспонденция 18 сентября 2023 года принята в отделении связи, 18 сентября 2023 года прибыла в место вручения, сведений о попытке вручения указанный отчет об отслеживании не содержит и 26 сентября 2023 года отправление возвращено обратно с указанием причины "возврат отправителю из-за истечения срока хранения". Возвращенное отправление передано в суд 29 сентября 2023 года.

Таким образом, объективных сведений о том, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, было извещено о рассмотрении дела судьей Верхнеколымского районного суда РС (Я) 11 октября 2023 года, не имеется. Судья районного суда фактически при отсутствии информации о надлежащем извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о месте и времени судебного заседания необоснованно рассмотрел дело в его отсутствие.

Иных данных о надлежащем и своевременном извещении лица привлекаемого к административной ответственности – Яхонтовой А.С., либо иными средствами связи, о месте и времени рассмотрения дела, в материалах дела не имеется.

Учитывая, что неизвещение участников производства по делу об административном правонарушении является существенным процессуальным нарушением, принятое по делу оспариваемое постановление судьи районного суда законным признать нельзя.

Постановление судьи районного суда от 11 октября 2023 года не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных статьями 24.1, 25.1 и 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а дело в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит возвращению на новое рассмотрение в тот же суд, учитывая при этом, что срок давности привлечения лица к административной ответственности в настоящее время не истек.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть вышеизложенное и принять по делу об административном правонарушении законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление Верхнеколымского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы администрации МР «Верхнеколымский улус (район)» Яхонтовой А.С., отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Г.А. Федорова

Подлинник решения подшит в деле № ... Верхнеколымского районного суда Республики Саха (Якутия)