ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-2224/2021 от 06.09.2020 Псковского областного суда (Псковская область)

Cудья Семенова Т.А. № 12-294/2021

Дело № 5-2224/2021

УИД № 60RS0001-01-2021-003375-44

П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Р Е Ш Е Н И Е

6 сентября 2020 г. гор. Псков

Судья Псковского областного суда Русакова О.С.,

при секретаре Ищенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО «Лео Логистик» ФИО1 на постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 5 июля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Лео Логистик», ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, адрес регистрации: 238750, <...>,

у с т а н о в и л :

постановлением судьи Псковского городского суда Псковской области от 5 июля 2021 г. ООО «Лео Логистик» (далее также Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказании в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения: бытовая химия с маркировкой “DOMESTOS” максимальная защита, средство универсальное, свежесть Атлантики”, 1 грузовое место 48 упаковок, 576 бутылок, общим весом брутто 677 кг.

В жалобе, поданной в Псковский областной суд, законный представитель ООО «Лео Логистик» ФИО1 просит об отмене постановления судьи городского суда и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В обоснование жалобы указывает, что нормы Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. не возлагают на перевозчика обязанности по проверке груза, его веса бруса брутто или количества; требовать такой проверки вправе только отправитель.

В рассматриваемом случае представителем перевозчика были выполнены все требования Конвенции. Доказательств того, что ООО «Лео Логистик» было известно о недостоверности содержавшихся в документах, в материалах дела не имеется, а также несоответствие веса в 671 кг при разрешенной максимальной массе тягача и прицепа более 16000 кг и весе груза 14000 кг не являлось очевидным.

В судебное заседание законный представитель ООО «Лео Логистик» не явился, сведений о причинах неявки не представил, об отложении рассмотрения не просил, в связи с чем дело рассмотрено без его участия.

Представитель Псковской таможни ФИО2 в судебном заседании по доводам жалобы возражала.

Проверив материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 92 ТК ЕАЭС для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Таким образом, для убытия товаров с таможенной территории Союза при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик представляет сведения, в том числе: о количестве грузовых мест, их маркировке, наименовании товаров, весе брутто товаров либо объеме товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 89 ТК ЕАЭС).

Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

Согласно пункту 2 примечания к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Из дела следует, что 29 декабря 2020 г. в 12 часов 14 минут на таможенный пост МАПП Бурачки Псковской таможни прибыл состав транспортных средств, регистрационный номер <данные изъяты> под управлением водителя А. Д.В.

Перевозчик ООО «Лео Логистик» в лице представителя А. Д.В. представил товаросопроводительные документы: CMR без номера от 28 декабря 2020 г., спецификацию № <данные изъяты> от 28 декабря 2020 г., накладную на внутреннее перемещение, передачу товара, тары № <данные изъяты> от 28 декабря 2020 г., согласно которым транспортным средством перемещался товар «сборный груз» 16958 грузовых мест, расположенных на 30 деревянных поддонах, весом брутто 14014,5 кг.

Отправитель товара: ООО «Метро кэш энд керри» (Москва); получатель товара: ООО «Метро кэш энд керри» (Калининград).

В ходе проведенного таможенного досмотра (акт таможенного досмотра № <данные изъяты>) было установлено, что фактический вес брутто товара с учетом деревянных поддонов 14685,5 кг.

Таким образом, по мнению таможенного органа, общий вес брутто товара на 671 кг превысил вес брутто товара, заявленный в товаросопроводительных документах.

Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения в отношении ООО «Лео логистик» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

При вынесении постановления судья Псковского городского суда с выводами таможенного органа согласилась.

Вместе с тем, данные выводы нельзя признать обоснованными в связи со следующим.

Статьей 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с Рекомендацией № 21/Rev.1 Европейской экономической комиссии ООН «Коды для видов упаковки груза, упаковки и материалов упаковки (с дополнительными кодами для наименования упаковки», принятой в августе 1994 г., грузовое место – это конечный продукт упаковочной операции в том виде, в каком он подготовлен для транспортировки и состоит из собственно упаковки (резервуар, контейнер) и находящегося в ней груза. В соответствии с примечанием к данному определению, термин «грузовое место» включает все применяемые для упаковки приспособления, и, в частности, держатели, используемые в качестве внешней или внутренней оболочки товаров; держатели, с помощью которых товары накручиваются, наматываются или связываются (в отличие от тех, что определены в международных конвенциях), и резервуары. Данный термин исключает средства транспортировки и транспортное оборудование, как-то поддоны и контейнеры.

Упаковка товара – это материалы и компоненты, используемые при любых упаковочных операциях для упаковки, хранения и защиты готовых изделий или материалов во время транспортировки.

Вид упаковки – форма или конфигурация грузового места в том виде, в каком оно представлено для транспортировки.

Согласно подпункту “b” статьи 1 Приложения B.3 Конвенции о временном ввозе (заключена в Стамбуле 26 июня 1990 г.) под упаковкой понимаются любые изделия и материалы, служащие или предназначенные - в том виде, в каком они ввозятся, - для упаковки защиты, размещения и крепления или разделения товаров, за исключением упаковочных материалов (солома, бумага, стекловолокно, стружка и т.п.), ввозимых навалом. Исключены также контейнеры и поддоны такие, как они определены соответственно в пунктах (c) и (d) настоящей статьи.

В силу указанного пункта “d” поддон - устройство, на настиле которого можно разместить вместе некоторое количество товаров с тем, чтобы образовать транспортный пакет с целью его перевозки, погрузки / выгрузки или штабелирования с помощью механических аппаратов. Это устройство состоит либо из двух настилов, соединенных между собой распорками, либо из одного настила, опирающегося на ножки; оно должно иметь как можно меньшую общую высоту, допускающую его погрузку / выгрузку с помощью вилочных погрузчиков или тележек для перевозки поддонов; оно может иметь или не иметь надстройку.

В соответствии с пунктом 14 Инструкции о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 289, при заполнении графы 35 декларации «Вес брутто (кг)» указывается в килограммах масса "брутто" товара, сведения о котором указываются в графе 31. Под массой "брутто" понимается общая масса товара, включая все виды их упаковки, необходимые для обеспечения неизменности их состояния до поступления в оборот, но исключая контейнеры и (или) транспортное оборудование

Таким образом, поддон используется для удобства транспортировки товаров и не относится к упаковке ввозимого товара, соответственно его вес подлежит исключению из веса брутто товара.

Из акта таможенного досмотра от 30 декабря 2020 г. № <данные изъяты> следует, что коробки с товаром для удобства их транспортировки были размещены на 30 деревянных паллетах, совместно с которыми были обернуты в прозрачную полимерную пленку, составляя транспортный пакет.

При этом из представленных товаросопроводительных документов следует, что ООО «Метро кэш энд керри» осуществлялось внутреннее перемещение товаров в отсутствие внешнеэкономического контракта в отношении товара и поддонов.

В CMR без номера от 28 декабря 2020 г. вес брутто товаров указан как 140 14,5 кг, а также указано на размещение товара на 30 поддонах.

В накладной на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары № ИМП-7007 от 28 декабря 2020 г. перечислено 326 наименований товара с указанием количества упаковок и массы брутто, а также стоимости; итогом указано 16958 упаковок и вес брутто 14014,5 кг вес брутто. При этом поддоны в данной накладной не перечислены.

В спецификации № 7007 от 28 декабря 2020 г. по накладной № ИМП-7007 от 28 декабря 2020 г. 326 наименований товаров сгруппированы в 32 позиции по кодам ТН ВЭД ЕАЭС с приведением сведений о количестве упаковок, стоимости товара и весе брутто, с указанием в строке «Итого» веса брутто товара 14014,5 кг. Ниже в спецификации указано: «Вес брутто, кг: 14014,50 (включая вес паллет) / Количество мест: 30 мест, в т. ч. 30 паллет / Общая стоимость, руб.: 5137893,02».

Вместе с тем, несмотря на указание в спецификации на включение веса паллет в вес брутто, из анализа данных документов следует, что фактически заявленный вес брутто 14014,5 кг составлял вес товара и коробок.

Данное обстоятельство (включение в товаросопроводительные документы сведений о весе брутто товара без учета вес поддонов) подтверждено и письмами ООО «Метро кэш энд керри» в адрес таможенного органа от 30 декабря 2020 г. (л.д. <данные изъяты>) и от 21 января 2021 г. (л.д. <данные изъяты>

При указанных обстоятельствах вес поддонов как транспортного оборудования подлежит исключению из установленного таможенным органом веса брутто товара 14685,5 кг.

Вес поддонов в ходе таможенного досмотра не устанавливался, что не позволяет установить вес брутто товаров без поддонов.

При этом ошибочное указание в спецификации о включении веса поддонов в вес брутто товара с учетом иных приведенных в нем сведений и других вышеназванных доказательств, опровергающих включение веса поддонов в вес брутто товара, не свидетельствует о том, что перевозчиком были сообщены недостоверные сведений о весе брутто товара в смысле нормы части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

С учетом изложенного, в действиях ООО «Лео Логистик» отсутствует объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а именно сообщение таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товаров при убытии с таможенной территории Таможенного союза, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 5 июля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Лео Логистик» подлежит отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ООО «Лео Логистик» состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья Псковского областного суда

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 5 июля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Лео Логистик» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Товар, изъятый в качестве предмета административного правонарушения: бытовая химия с маркировкой: “DOMESTOS” максимальная защита, средство универсальное, свежесть Атлантики”, 1 грузовое место 48 упаковок, 576 бутылок, общим весом брутто 677 кг, находящийся на ответственном хранении на СВХ ООО «транзит Терминал» (<данные изъяты>) вернуть законному владельцу.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано, опротестовано путем подачи жалобы, принесения протеста непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Псковского областного суда (подпись) О.С. Русакова

Копия верна.

Судья Псковского областного суда О.С. Русакова