ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-2254/2022 от 20.06.2022 Псковского областного суда (Псковская область)

УИД 60RS0001-01-2022-0001566-55

Судья Васильева И.В. Дело № 12-141/2022

(Дело № 5-2254/2022)

ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Псковского областного суда Малыгина Г.В.,

при секретаре Мищанчук М.В.,

рассмотрев жалобу должностного лица - заместителя начальника юридического отдела ООО «Автомобильные дороги Пскова» ФИО1 на постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 13 мая 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, в отношении должностного лица - заместителя начальника юридического отдела ООО «Автомобильные дороги Пскова» ФИО1 (дд.мм.гг.), уроженки <данные изъяты>, гражданки Российской Федерации, проживающей по адресу: <****>

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Псковского городского суда Псковской области от 13 мая 2022 года заместитель начальника юридического отдела ООО «Автомобильные дороги Пскова» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.

В жалобе, поданной в Псковский областной суд, заместитель начальника юридического отдела ООО «Автомобильные дороги Пскова» ФИО1, не оспаривая фактические обстоятельства совершённого административного правонарушения, просит о замене назначенного ей административного штрафа на предупреждение в соответствии с положениями части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

В обоснование доводов жалобы ссылается на следующие обстоятельства: вменённое ей административное правонарушение предусматривает формальный состав, и не повлекло наступления тяжёлых последствий, угроза причинения вреда отсутствует; административное правонарушение совершенно неумышленно, поскольку умысла на сокрытие от органов миграционного контроля факта заключения трудового договора с гражданином Республики Таджикистан Х. у нее не имелось.

Также просит суд учесть: характер и обстоятельства совершенного правонарушения, признание вины, привлечение к административной ответственности впервые, наличие на её иждивении двух несовершеннолетних детей, наличие ипотечного кредитного обязательства, небольшой размер заработной платы - 20 000 рублей, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.

В судебном заседании заместитель начальника юридического отдела ООО «Автомобильные дороги Пскова» ФИО1 доводы жалобы поддержала по указанным основаниям.

Представитель отдела по вопросам миграции УМВД России по городу Пскову, при надлежащем извещении, участия в рассмотрении жалобы не принял, и, поскольку его участие в рассмотрении жалобы обязательным не признано, жалоба рассматривается в отсутствие представителя данного административного органа.

Выслушав заместителя начальника юридического отдела ООО «Автомобильные дороги Пскова» ФИО1, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу обжалуемое постановление законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Судьёй Псковского городского суда установлено, что 29 июня 2021 года ООО «Автомобильные дороги Пскова» заключило трудовой договор (****) с гражданином Республики Таджикистан Х. и, в нарушение требований части 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ, ФИО1, являясь заместителем начальника юридического отдела ООО «Автомобильные дороги Пскова», в обязанности которой входит направление соответствующих уведомлений в уполномоченный орган, не уведомила об этом Управление по вопросам миграции УМВД России в течение трех рабочих дней с даты заключения договора, то есть в срок до 02 июля 2021 года (включительно).

Уведомление о заключении указанного трудового договора было направлено ООО «Автомобильные дороги Пскова» в адрес УВМ УМВД России Псковской области 19 января 2022 года, то есть с нарушением указанного трехдневного срока.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 17 марта 2022 года (л.д.10); письменными пояснениями ФИО1 от 03 февраля 2022 года (л.д.12); приказом (****) от 30 сентября 2013 года (л.д.15); приказом (****) от 01 декабря 2020 года (л.д.16); должностной инструкцией заместителя начальника юридического отдела, утвержденной 01 декабря 2020 года (л.д.17-21); трудовым договором (****) от 30 сентября 2022 года (л.д.22-25); трудовым договором (****) от 29 июня 2021 года (л.д.27-30); приказом (****) от 29 июня 2021 года (л.д.31); справкой о приеме уведомления (л.д.32), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Вопрос о вине заместителя начальника юридического отдела ООО «Автомобильные дороги Пскова» ФИО1 обсуждался применительно к положениям статьи 2.4 названного Кодекса, согласно которой административной ответственности подлежит должностное лицо, в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

По делу дела установлено, что на основании приказа (****) от 01 декабря 2020 года ФИО1 переведена на должность заместителя начальника юридического отдела ООО «Автомобильные дороги Пскова» (л.д. 16).

Согласно пункту 2.4 должностной инструкции заместителя начальника юридического отдела ООО «Автомобильные дороги Пскова», с которой ФИО1 была ознакомлена 01 декабря 2020 года, на неё возложена обязанность подавать от имени Общества документы о привлечении на работу иностранных граждан в органы государственной власти, уведомлять МВД о приеме на работу и увольнении иностранных граждан (л.д.17-21).

Проанализировав установленные по делу обстоятельства, применительно к положениям закона и с учетом положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда пришел к правильному выводу о доказанности вины должностного лица - заместителя начальника юридического отдела ООО «Автомобильные дороги Пскова» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, вывод судьи Псковского городского суда о наличии вины заместителя начальника юридического отдела ООО «Автомобильные дороги Пскова» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, основан на имеющихся в деле доказательствах.

Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения заместителем начальника юридического отдела ООО «Автомобильные дороги Пскова» ФИО1 требований миграционного законодательства, а равно принятия ею всех зависящих от нее мер по его соблюдению при той степени заботливости и осмотрительности, которая от нее требовалась, в деле не имеется.

При назначении административного наказания, судья Псковского городского суда не усмотрел оснований для применения положений статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ ввиду отсутствия совокупности всех обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, поскольку правонарушение выявлено в сфере миграции.

Данные выводы судьи Псковского городского суда являются правильными.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

По общему правилу оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

С учетом конкретных обстоятельств дела и характера охраняемых отношений, общественной значимости и целей установленной ответственности, оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.

Частью 3 статьи 3.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ) с 06 апреля 2022 года при назначении административного наказания субъектам малого и среднего предпринимательства, а также их работникам - должностным лицам, предусмотрена обязательное правило по замене административного штрафа на предупреждение в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьёй раздела II настоящего Кодекса или субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, взаимосвязанные положения части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусматривают возможность замены наказания в виде административного штрафа на предупреждением только при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса, предусматривающей, что предупреждение устанавливается за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры Российской Федерации), безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Заместителем начальника юридического отдела ООО «Автомобильные дороги Пскова» ФИО1 не выполнена публично-правовая обязанность, возложенная на неё требованиями миграционного законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения между иностранными гражданами с одной стороны, и органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие, в частности, в связи с осуществлением иностранными гражданами на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности и необходимостью осуществления федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации с целью регулирования процессов внешней трудовой миграции, что может служить предпосылкой для возникновения угрозы причинения вреда неопределённому кругу лиц и безопасности государства.

Таким образом, основания для применения при назначении заместителю начальника юридического отдела ООО «Автомобильные дороги Пскова» ФИО1 административного наказания положений статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.

Сроки и порядок составления протокола об административном правонарушении в отношении заместителя начальника юридического отдела ООО «Автомобильные дороги Пскова» ФИО1 должностным лицом административного органа соблюдены.

Постановление о привлечении заместителя начальника юридического отдела ООО «Автомобильные дороги Пскова» ФИО1 к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 35000 рублей должностному лицу ФИО1 назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения и иных обстоятельств, предусмотренных статьями 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отвечает требованиям закона и является справедливым, его вид и размер обоснованы. Обстоятельств, которые могли бы повлиять на вид и размер наказания, но не были учтены судьей при его назначении, не имеется.

Возможность снижения административного штрафа по настоящему делу отсутствует, поскольку в силу части 22 статьи 4.1 КоАП РФ наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьёй или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, может быть назначено в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее пятидесяти тысяч рублей.

Процессуальных нарушений или обстоятельств, которые, в силу пунктов 2 - 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, могли бы являться основанием к отмене или изменению постановления судьи, по доводам настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья Псковского областного суда,

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 13 мая 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, в отношении должностного лица - заместителя начальника юридического отдела ООО «Автомобильные дороги Пскова» ФИО1, оставить без изменения, жалобу должностного лица - заместителя начальника юридического отдела ООО «Автомобильные дороги Пскова» ФИО1 – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано (опротестовано) непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Псковского областного суда Г.В.Малыгина