ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-235/2022 от 01.07.2022 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

РЕШЕНИЕ

№71-62/2022

№5-235/2022

г.Владикавказ 01 июля 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Кадзаев К.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Моздокского района РСО-Алания на постановление судьи Моздокского районного суда РСО-Алания от 20 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении главы АМС Моздокского района РСО-Алания Ярового Олега Дмитриевича,

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Моздокского районного суда РСО-Алания от 20 апреля 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении главы АМС Моздокского района РСО-Алания Ярового О.Д. прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Прокурор Моздокского района РСО-Алания в протесте просит постановление судьи Моздокского районного суда РСО-Алания от 20 апреля 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение, указывая на его незаконность и необоснованность, несоответствие выводов суда, изложенных в постановлении, требованиям закона.

В судебное заседание глава АМС Моздокского района РСО-Алания Яровой О.Д. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав пояснения помощника прокурора Моздокского района РСО-Алания Хадикова Г.В., поддержавшего протест, проверив доводы протеста, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) (положения, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Толкачева В.М. к административной ответственности).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые указанным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 этого закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного закона вносит представление об устранении нарушений закона (пункт 3 статьи 22 Федерального закона о прокуратуре).

Статьей 24 Федерального закона о прокуратуре установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из материалов дела следует, что в рамках проверки соблюдения органами местного самоуправления Моздокского района РСО-Алания требований градостроительного и земельного законодательства, проведенной прокуратурой Моздокского района РСО-Алания, выявлено, что распоряжением главы АМС Моздокского района РСО-Алания №328 от 29.05.2020 года утверждена схема расположения нестационарных торговых объектов на территории Моздокского городского поселения. Согласно данной схеме, по адресам места расположения нестационарных торговых объектов включены павильоны с видом специализации нестационарного торгового объекта – продажа непродовольственных товаров. Указанные павильоны, в нарушение Правил землепользования и застройки Моздокского городского поселения, утвержденных решением Собрания представителей Моздокского городского поселения от 18.05.2011 года №207, расположены на земельных участках, находящихся в территориальной зоне «Рекреационного назначения», индекс зоны-Р-1 «Зона зеленых насаждений общего пользования», для входящих в которую земельных участков Правилами не предусмотрен такой основной вид разрешенного использования, как объекты розничной торговли.

30 июля 2021 года заместителем прокурора Моздокского района РСО-Алания главе АМС Моздокского района РСО-Алания внесено представление N18-2021/1144 об устранении нарушений градостроительного и земельного законодательства.

В представлении прокурора изложено требование о его безотлагательном рассмотрении и принятии конкретных мер к устранению выявленных нарушений законодательства, их причин, условий, им способствующих (пункт 1); разрешении вопроса о дисциплинарной ответственности работников АМС Моздокского района РСО-Алания, виновных в нарушений законодательства (пункт 2); рассмотрении представления с обязательным участием представителя прокуратуры района (пункт 3); сообщении в прокуратуру Моздокского района РСО-Алания о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в установленный законом месячный срок (пункт 4).

Представление поступило в администрацию 03 августа 2021 года.

20 декабря 2021 года заместителем прокурора Моздокского района РСО-Алания в отношении главы АМС Моздокского района РСО-Алания Ярового О.Д. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.17.7 КоАП РФ, так как ответ на указанное представление главой АМС Моздокского района РСО-Алания в прокуратуру района не поступил.

Из письменных объяснений главы АМС Моздокского района РСО-Алания Ярового О.Д. от 01 апреля 2022 года, направленных в адрес районного суда, усматривается, что он признает тот факт, что ответ на представление в предусмотренный срок им не дан. В представлении прокурора было указано – «предлагаю», а не «требую», из чего он понял, что прокуратура именно предлагает, а не требует совершить указанные в представлении действия. Кроме того, пунктом 10 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления РСО-Алания схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного Постановлением Правительства РСО-Алания от 27.12.2010 года №370, изменения в схему могут быть внесены не чаще одного раза в квартал в порядке, установленном для ее разработки и утверждения. В третьем квартале 2021 года изменения в схему на момент внесения представления уже были внесены распоряжением Главы АМС Моздокского района РСО-Алания от 01.07.2021 года №635. По этой причине очередные изменения в схему могли быть внесены только в четвертом квартале 2021 года.

Материалы дела свидетельствуют о том, что прокурор действовал в пределах полномочий, представленных ему Законом о прокуратуре. Представление об устранении нарушений закона внесено главе АМС Моздокского района РСО-Алания Яровому О.Д. по результатам проверки соблюдения требований градостроительного и земельного законодательства.

В установленном законом порядке представление прокурора главой АМС Моздокского района РСО-Алания не обжаловалось.

Если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Если лицо не воспользовалось указанной процедурой защиты своих нарушенных прав и по факту неисполнения представления прокурора возбуждено дело об административном правонарушении по ст.17.7 КоАП РФ, то обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в представлении, лежит на прокуроре, а суду необходимо исследовать вопрос о законности и обоснованности внесенного представления, поскольку ответственность по ст.17.7 КоАП РФ наступает лишь в случае неисполнения законных требований прокурора.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (чч. 2, 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").

При рассмотрении дела судья районного суда, оценивая представление прокурора на предмет правомерности требований, указал, что согласно ст.12.8 Правил землепользования и застройки Моздокского городского поселения РСО-Алания от 18 мая 2011 года №207, в зоне Р-1 разрешено размещение и использование киосков, временных павильонов розничной торговли.

Из материалов дела усматривается, что распоряжением Главы АМС Моздокского района РСО-Алания №328 от 29 мая 2020 года утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Моздокский район, куда включены нестационарные торговые объекты на земельных участках по следующим адресам: г.Моздок, пересечение ул.... г.Моздока, в районе дома№115 ... под номерами 26-31, на земельных участках с кадастровыми номерами ... которые, по мнению прокуратуры района, находятся в зоне «Рекреационного назначения» индекс зона Р-1 «Зона зеленых насаждений общего пользования».

Вместе с тем, решением комитета по архитектуре и градостроительству РСО-Алания от 10 февраля 2020 года №11 утверждены правила землепользования и застройки с внесенными изменениями Моздокского городского поселения Моздокского района РСО-Алания, из которых не усматривается, что в зоне Р-1 "Зона зеленых насаждений общего пользования" разрешено размещение и использование киосков, временных павильонов розничной торговли.

Однако в материалах дела отсутствуют сведения из регистрирующего органа на вышеуказанные земельные участки, на которых расположены нестационарные торговые объекты. Таким образом, судом первой инстанции не исследован вопрос, относятся ли указанные земельные участки к зоне Р-1 "Зона зеленых насаждений общего пользования".

Кроме того, согласно пункту 5 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Республики Северная Осетия - Алания схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 27.12.2010 N 370, разработка схемы размещения нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии с градостроительным, земельным законодательством, с учетом санитарно-эпидемиологических, экологических, противопожарных и других установленных федеральными законами требований.

Включение нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в федеральной государственной собственности, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Включение нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности Республики Северная Осетия-Алания, осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с Министерством государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания.

В нарушение указанных требований судом первой инстанции не выяснено, в чьей собственности находятся указанные земельные участки, включены ли вышеуказанные нестационарные торговые объекты в схему в соответствии с градостроительным, земельным законодательством, с учетом санитарно-эпидемиологических, экологических, противопожарных и других установленных федеральными законами требований, согласовано ли было их включение в схему с соответствующими органами и учреждениями.

Судом первой инстанции не дана оценка не рассмотрению главой АМС Моздокского района РСО-Алания представления прокурора Моздокского района РСО-Алания и не направления ответа на него в указанный месячный срок.

Таким образом, судьей районного суда допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных статьями 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поэтому постановление судьи Моздокского районного суда РСО-Алания от 20 апреля 2022 года нельзя признать законным, оно подлежит отмене.

Поскольку на день рассмотрения дела в Верховном Суде РСО-Алания не истек годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по данной категории дел, дело об административном правонарушении в отношении главы АМС Моздокского района РСО-Алания подлежит на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возвращению в Моздокский районный РСО-Алания на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.8 КоАП РФ,

решил:

постановление судьи Моздокского районного суда РСО-Алания от 20 апреля 2022 года отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы АМС Моздокского района РСО-Алания Ярового Олега Дмитриевича возвратить на новое рассмотрение в Моздокский районный суд РСО-Алания.

Судья Верховного Суда

РСО-Алания К.Р.Кадзаев

Решение11.07.2022