ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-240/2022 от 12.09.2022 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Судья Капитонова М.И.Дело №7-12-235/2022

(1-я инстанция №5-240/2022)

УИД 75RS0010-01-2022-000790-76

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Судья Забайкальского краевого суда Толстобров А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите 12 сентября 2022 года жалобу уполномоченного отдела административных расследований таможенного поста МАПП Забайкальск Читинской таможни Баженова Д.Е. на постановление судьи Забайкальского районного суда Забайкальского края от 27 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «СИБЛЕС»,

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Забайкальского районного суда Забайкальского края от 27 июля 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, в отношении ООО «СИБЛЕС» прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с данным постановлением, должностное лицо Читинской таможни, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, Баженов Д.Е. обратился с жалобой в Забайкальский краевой суд, в которой просил отменить постановление судьи, направить дело на новое рассмотрение. По его мнению ООО «СИБЛЕС» злоупотребило правом, предусмотренным таможенным законодательством на извещение таможенного органа о желании либо о нежелании присутствовать при проведении таможенного досмотра.

Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок на обжалование постановления.

В судебном заседании защитник ООО «СИБЛЕС» Живоденко А.М. возражал против доводов жалобы. Должностное лицо таможенного органа Баженов Д.Е. в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. На основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав объяснения Живоденко А.М., проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены правильного постановления судьи.

В соответствии с частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, 17 октября 2021 года отделу таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста ЖДПП Забайкальск Читинской таможни для получения разрешения на убытие товаров и транспортных средств с таможенной территории Евразийского экономического союза представлены документы на товары, перемещаемые в железнодорожных вагонах , 96742861 отправителем и декларантом, которых является ООО «СИБЛЕС».

В результате проведенного 2 декабря 2021 года таможенного досмотра было установлено, что в железнодорожном вагоне , перемещались товары, незадекларированные в декларации на товары : пиломатериалы хвойных пород из сосны обыкновенной в количестве 1 шт., объемом 0,09 м. куб., код 4403211900 ТНВЭД ЕАЭС; пиломатериалы хвойных пород из сосны обыкновенной в количестве 163 шт., объемом 12,09 м. куб., код 4403259900 ТНВЭД ЕАЭС; в железнодорожном вагоне , перемещались товары, незадекларированные в декларации на товары : пиломатериалы хвойных пород из лиственницы сибирской в количестве 118 шт., объемом 17,75 м. куб., код ; пиломатериалы хвойных пород из лиственницы сибирской в количестве 45 шт., объемом 3,60 м. куб., код .

В ходе производства по делу и проведения административного расследования должностным лицом таможенного органа было установлено, что при декларировании товаров по ДТ декларантом ООО «СИБЛЕС» заявлены недостоверные сведения о классификационном коде ТНВЭД ЕАЭС товаров, что послужило основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин в размере 170322,22 руб.

Данные обстоятельства послужили основанием для квалификации должностным лицом таможенного органа действий ООО «СИБЛЕС» по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

При рассмотрении дела судья районного суда пришел к выводу о недопустимости представленных доказательств и прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Оснований не согласиться с такими выводами судьи районного суда не имеется.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Пунктом 3 статьи 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предусмотрено, что порядок проведения таможенного контроля с применением форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, определяется данным кодексом, а в части, не урегулированной этим кодексом, или в предусмотренных им случаях - в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Технологии (инструкции) применения форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Порядок проведения таможенного досмотра установлен статьей 328 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, согласно пункту 1 которого таможенный досмотр это форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении осмотра и совершении иных действий в отношении товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, со вскрытием упаковки товаров, грузовых помещений (отсеков) транспортных средств, емкостей, контейнеров или иных мест, в которых находятся или могут находиться товары, и (или) с удалением примененных к ним таможенных пломб, печатей или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Таможенный досмотр проводится в целях проверки и (или) получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль (пункт 2).

В силу пункта 3 статьи 328 названного кодекса таможенный орган уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра любым способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица установлены. При назначении времени проведения таможенного досмотра учитываются разумные сроки прибытия таких лиц.

Декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе по собственной инициативе присутствовать при проведении таможенного досмотра, за исключением случаев, установленных пунктом 6 настоящей статьи (пункт 4).

По требованию таможенного органа декларант или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители обязаны присутствовать при проведении таможенного досмотра и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством (пункт 5).

Согласно пункту 6 статьи 328 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей в следующих случаях: 1) неявка указанных лиц либо случаи, когда такие лица не установлены; 2) наличие угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных и растений, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств-членов и наступление иных обстоятельств, не терпящих отлагательства, в том числе наличие признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, а также случаи, когда товары распространяют неприятный запах; 3) пересылка товаров в международных почтовых отправлениях; 4) оставление на таможенной территории Союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз с таможенной территории Союза, или условий, установленных для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.

Таможенный досмотр в случаях, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 6 настоящей статьи, проводится в присутствии 2 понятых, а в случае, указанном в подпункте 3 пункта 6 настоящей статьи, - в присутствии представителя назначенного оператора почтовой связи, а при его отсутствии - в присутствии 2 понятых (пункт 7 статьи 328).

Результаты проведения таможенного досмотра оформляются путем составления акта таможенного досмотра, форма которого определяется Комиссией, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 статьи 317 настоящего Кодекса, либо оформляются иным способом, предусмотренным в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 8 статьи 328).

Согласно пункту 9 статьи 328 указанного Кодекса в акте таможенного досмотра указываются следующие сведения: 1) сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении; 2) причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров; 3) результаты таможенного досмотра; 4) иные сведения, предусмотренные формой акта.

Из приведенных норм закона следует, что таможенный досмотр проводится в присутствии декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, если эти лица установлены, которые по собственной инициативе решают присутствовать при проведении таможенного досмотра, либо в их отсутствии при наличии сведений об их извещении о времени и месте проведения таможенного досмотра.

Установление извещения декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, если эти лица установлены, о времени и месте проведения таможенного досмотра имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, в частности для защиты лица, привлекаемого к административной ответственности.

Акт таможенного досмотра это процессуальный документ, фиксирующий сведения о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль.

В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что акты таможенных проверок являются средством фиксации выявленных нарушений.

Как следует из материалов дела и правильно установил суд, таможенный досмотр в отношении товаров, перемещаемых ООО «СИБЛЕС», был проведен в период со 2 по 7 декабря 2021 года и оформлен актом таможенного досмотра в отсутствии декларанта и в отсутствие сведений о его извещении.

При таком положении судья районного суда пришел к обоснованному выводу о нарушении права ООО «СИБЛЕС» на участие в таможенном контроле, проводимом в форме таможенного досмотра, и исходя из положений части 3 статьи 26.2 КоАП РФ, согласно которой не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением требований закона, признал акт таможенного досмотра недопустимым доказательством.

Довод жалобы о том, что имеющаяся в материалах дела форма уведомления о проведении таможенного досмотра утверждена приказом ФТС России от 7 декабря 2020 года №1067, на правильность выводов судьи не влияет, поскольку в уведомлении от 9 ноября 2021 года ООО «СИБЛЕС» уведомлено о проведении таможенного досмотра на 15 часов 10 ноября 2021 года (), о проведении таможенного досмотра 2 декабря 2021 года такого уведомления не представлено.

Имеющаяся в материалах дела переписка таможенного органа о сообщении ООО «СИБЛЕС» желания присутствовать при проведении таможенного досмотра о соблюдении положений пункта 3 статьи 328 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза не свидетельствует.

Решение арбитражного суда, на которое имеется ссылка в жалобе, выводам судьи районного суда не противоречит, а уклонение ООО «СИБЛЕС» от явки для проведения таможенного досмотра, которой оно вправе воспользоваться по собственной инициативе, не препятствует проведению таможенного досмотра в его отсутствие при наличии сведений о его извещении о времени и месте проведения таможенного досмотра.

Поскольку протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом на основании акта таможенного досмотра , так как на основании именно этого документа сделан вывод о количестве и объеме товаров, перемещаемых в железнодорожных вагонах , в отношении которых по ДТ декларантом ООО «СИБЛЕС» заявлены недостоверные сведения о классификационном коде ТНВЭД ЕАЭС товаров, что послужило основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин в размере 170322,22 руб., в связи с чем признание акта таможенного досмотра недопустимым доказательством по делу, влечет за собой признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством вины ООО «СИБЛЕС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ. Декларация на товары свидетельствует только о том, какой вес и объем товара был заявлен ООО «СИБЛЕС» под таможенную процедуру «экспорт», заключение эксперта от 18 марта 2022 года устанавливает рыночную стоимость товара, являющегося предметом административного правонарушения, что необходимо для исчисления размера штрафа при назначении наказания юридическому лицу, заключение эксперта от от 18 марта 2022 года и заключение специалиста от 15 декабря 2021 года устанавливают качественные характеристики товара. Протокол об изъятии вещей и документов от 22 декабря 2021 года свидетельствует об изъятии в качестве предмета административного правонарушения товара, характеристики которого определены актом таможенного досмотра, акт приема-передачи на ответственное хранение от 22 декабря 2021 года свидетельствует о передаче на хранение товара, являющегося предметом административного правонарушения, что необходимо для исполнения наказания в виде конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения, в случае его назначения судом. Таким образом, декларация на товары , заключение эксперта от 18 марта 2022 года, заключение эксперта от от 18 марта 2022 года, заключение специалиста от 15 декабря 2021 года, протокол об изъятии вещей и документов от 22 декабря 2021 года, акт приема-передачи на ответственное хранение от 22 декабря 2021 года в своей совокупности не являются достаточными доказательствами вины ООО «СИБЛЕС».

Таким образом, достоверных, допустимых и достаточных доказательств того, что при декларировании товаров, перемещаемых в железнодорожных вагонах , по ДТ декларантом ООО «СИБЛЕС» заявлены недостоверные сведения о классификационном коде ТНВЭД ЕАЭС товаров, что послужило основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин в размере 170322,22 руб., в материалах дела не имеется и суду в ходе рассмотрения дела представлено не было.

С учетом изложенного, при рассмотрении дела судья районного суда полно и правильно определил юридически значимые обстоятельства, исследовал представленные, дал им верную правовую оценку и пришел к правильному выводу о прекращении производства по делу

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

постановление судьи Забайкальского районного суда Забайкальского края от 27 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «СИБЛЕС», оставить без изменения, жалобу уполномоченного отдела административных расследований таможенного поста МАПП Забайкальск Читинской таможни Баженова Д.Е. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано (опротестовано) в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке статей 30.12 - 30.14 КоАП РФ.

Судья

Забайкальского краевого судаТолстобров А.А.