ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-24/2021 от 18.06.2021 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Кунанбаева Е.С. Дело №7-246/2021

УИД: 22RS0009-01-2021-000002-19

№ 5-24/2021 (1 инстанция)

РЕШЕНИЕ

18 июня 2021 года г.Барнаул

Судья Алтайского краевого суда Пасынкова О.М., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Змеиногорская баритомоечная фабрика» - Н на постановление судьи Змеиногорского городского суда Алтайского края от 24 марта 2021 года, которым

общество с ограниченной ответственностью «Змеиногорская баритомоечная фабрика» (далее - ООО «ЗБФ»), юридический адрес: <адрес> ОГРН <***>, ИНН <***>,

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** рублей,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении от 23 декабря 2020 года ***, составленному главным специалистом отдела правового обеспечения управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края (далее - Алтайохранкультура) С, в ходе контрольного мероприятия, проведенного на основании задания заместителя начальника Алтайохранкультуры от 22 октября 2020 года *** 23 октября 2020 года выявлено, что ООО «ЗБФ» в районе <адрес> в <адрес> Алтайского края допущены нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, выразившиеся в проведении на объекте культурного наследия регионального значения «Карьер /разнос/», XVIII-XIX веков (далее - Объект культурного наследия), входящем в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс памятников Змеиногорского рудника - крупнейшего в XVIII веке в Сибири горно-заводского производства по добыче драгоценных металлов», XVIII-XIX веков, земляных работ с выемкой и вывозом грунта с применением строительной техники: 1) в районе западной границы каменного останца горы Змеиной Объекта культурного наследия (образована ровная площадка из насыпанного грунта размерами ориентировочно 10 х 40 метров), 2) в юго-восточной части Объекта культурного наследия вдоль русла <адрес> (снят слой грунта толщиной от 3 до 4 метров (в обнажившемся разрезе наблюдаются следы культурного слоя, остатки разрушенных бревенчатых конструкций)), 3) в юго-западной части Объекта культурного наследия в пойме <адрес>, 4) на вершине возвышенности за юго-западной границей Объекта культурного наследия, не относящихся к работам по сохранению объекта культурного наследия, без разработки проектной документации на проведение работ по сохранению, проектов обеспечения сохранности объекта культурного наследия, лицензии на осуществление деятельности по сохранению объекта культурного наследия, что противоречит пунктам 1-3 статьи 36, пунктам 1, 6 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ). В ходе приведенных работ изменен рельеф склона каменного останца в районе расположения Александровской шахты, складирован грунт в месте нахождения ФИО1 штольни Объекта культурного наследия. Деяние ООО «ЗБФ» квалифицировано по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По делу вынесено вышеуказанное постановление.

В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд 7 апреля 2021 года (копия постановления получена 29 марта 2021 года) защитник общества - Н просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что вина в совершении вмененного правонарушения не доказана, поскольку границы объекта культурного наследия не были установлены, обозначены на местности, сведения о таковых в Единый государственный реестр недвижимости не были внесены, а потому отсутствовала возможность идентификации названного объекта на местности, границы территории данного объекта установлены лишь приказом Алтайохранкультуры от 10 февраля 2021 года, в договорах аренды не приводились ограничения, связанные с объектом культурного значения, не дана оценка представленным обществом документам, включая технический проект разработки техногенного месторождения, лицензию; не доказан факт проведения земляных работ именно обществом; имелись основания для признания деяния малозначительным либо замены штрафа на предупреждение, поскольку административное правонарушение совершено впервые, имущественный вред не причинен, угроза причинения вреда, в том числе объектам культурного наследия не создана, общество внесено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В судебном заседании защитник ООО «ЗБФ» - Н доводы жалобы поддержала. Законный представитель общества, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, об отложении разбирательства не ходатайствовал. Должностное лицо, имеющее право составления протокола об административном правонарушении - Я просила об оставлении постановления без изменения.

Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции, действовавшей в момент совершения вмененного правонарушения, нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.

В силу части 2 той же статьи изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Как предусмотрено подпунктом 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ, на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Таким образом, на территории памятника проведение земляных работ, не относящихся к работам по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия, запрещено.

Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей (пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ).

Согласно статьи 5 Федерального закона № 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

При этом в силу пункта 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Пунктом 3 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Таким образом, земляные работы за пределами территории объекта культурного наследия, но на участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, допускаются, но при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Согласно статье 3 Федерального закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.

Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 настоящего Федерального закона (пункт 7 той же статьи).

Из материалов дела следует, что решением Исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся от 7 июня 1974 года № 244 «О принятии на государственный учет памятников истории и архитектуры местного значения» утвержден перечень памятников истории и архитектуры, подлежащих государственной охране как памятники местного значения (приложение № 1 и № 2), в приложение № 1 включен исторический памятник «Комплекс памятников Змеиногорского рудника - крупнейшего в XVIII в. в Сибири горно-заводского производства по добыче драгоценных металлов: Плотина, построенная П в 1753 г., Плотина на реке Карболихе, построенная в 1763 г., Крестительская штольня, сооруженная в 1753 - 1758 гг., Остатки чугунной дороги, построенной в 1809 г. Ф, Карьер /разнос/, Валы от гидротехнического сооружения, возведенного Ф, Остатки Змеевского сереброплавильного завода». адрес: <адрес>.

Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28 декабря 1994 № 169 «Об историко-культурном наследии Алтайского края» объявлен охраняемым памятником истории и культуры, в том числе Змеиногорский рудник - крупнейшее в Сибири горно-заводское производство по добыче драгоценных металлов.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 30 ноября 2017 года ***-р зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением регистрационного номера *** объект культурного наследия регионального значения «Комплекс памятников Змеиногорского рудника - крупнейшего в XVIII в. в Сибири горно-заводского производства по добыче драгоценных металлов (далее - ансамбль) по адресу: <адрес>.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 1 декабря 2017 года ***-р зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением регистрационного номера *** объект культурного наследия регионального значения «Карьер/разнос/», XVIII-XIX веков, расположенный по адресу: <адрес>, входящий в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс памятников Змеиногорского рудника- крупнейшего в XVIII веке в Сибири горно-заводского производства по добыче драгоценных металлов», XVIII-XIX веков.

В силу пункта 5 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного приказом Минкультуры России от 3 октября 2011 года № 954, регистрация Минкультуры России объектов культурного наследия в Едином реестре осуществляется посредством присвоения объектам культурного наследия регистрационных номеров, состоящих из арабских цифр. В (5-й знак) - подраздел регистрационного номера, характеризующий объект культурного наследия, его нахождение в границах территории историко-культурного музея-заповедника, музейного комплекса, в частности памятник - 1; ансамбль - 2.

7 октября 2020 года Алтайохранкультурой оформлен паспорт объекта культурного наследия «Комплекс памятников Змеиногорского рудника - крупнейшего в XVIII в Сибири горно-заводского производства по добыче драгоценных металлов», согласно которому объект относится к региональным, вид - ансамбль, местонахождения: <адрес>, предмет охраны и границы территории объекта культурного наследия не утверждены. При этом приведено фотографическое изображение объекта.

Приказом Алтайохранкультуры от 30 ноября 2020 года № 1284 утвержден предмет охраны вышеуказанного объекта культурного наследия, согласно которому элементом охраны является, в том числе объект культурного наследия «Карьер (разнос)» (Змеиногорский рудник и каменный останец горы Змеиной), объемно-пространственные характеристики: выраженные в микрорельефе земной поверхности сооружения, в том числе внешний облик и внутреннее устройство сооружений в их ландшафтном окружении; культурный слой (слой в земле), включающий скрытые в земле сооружения м предметы, на территории объекта культурного наследия, в частности «Карьер(разнос)» - каменный останец горы Змеиной, в котором расположены сохранившиеся подземные сооружения Змеиногорского рудника и входы шахт и штолен, микрорельеф поверхности объекта, который отражает структуру и расположение исторических сооружений Змеиногорского рудника.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, по результатам контрольного мероприятия, проведенного на основании задания заместителя начальника Алтайохранкультуры от 22 октября 2020 года *** 23 октября 2020 года в связи с обращением администрации <адрес> Алтайского края, выявлено, что ООО «ЗБФ» в районе <адрес> в <адрес> Алтайского края допущены нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, выразившиеся в проведении на объекте культурного наследия регионального значения «Карьер /разнос/», XVIII-XIX веков:

1) земляных работ с выемкой и вывозом грунта с применением строительной техники в районе западной границы каменного останца горы Змеиной Объекта культурного наследия (образована ровная площадка из насыпанного грунта размерами ориентировочно 10 х 40 метров), в юго-восточной части Объекта культурного наследия вдоль русла <адрес> (снят слой грунта толщиной от 3 до 4 метров, в обнажившемся разрезе наблюдаются остатки разрушенных бревенчатых конструкций), в юго-западной части Объекта культурного наследия в пойме <адрес>, не относящихся к работам по сохранению объекта культурного наследия, что не соответствует пунктам 1-2 статьи 36, подпункту 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ;

2) земляных работ с выемкой и вывозом грунта с применением строительной техники на вершине возвышенности за юго-западной границей Объекта культурного наследия (на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории Объекта культурного наследия), не относящихся к работам по сохранению объекта культурного наследия, без разработки проектной документации на проведение работ по сохранению, проектов обеспечения сохранности объекта культурного наследия, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия, что противоречит пункту 3 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ.

Данное деяние правильно квалифицировано по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения вмененного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 23 декабря 2020 года ***; копиями писем администрации <адрес> Алтайского края от 22, 27 октября 2020 года, ответа общества от 5 ноября 2019 года на предписание от 1 ноября 2019 года *** о приостановлении работ, предписания от 23 октября 2020 года ***, акта осмотра объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГ с фототаблицей, ответа Змеиногорской межрайонной прокуратуры от 24 февраля 2021 года, вышеуказанных приказов, проекта границ территории объекта культурного наследия ««Комплекс памятников Змеиногорского рудника - крупнейшего в XVIII веке в Сибири горно-заводского производства по добыче драгоценных металлов», XVIII-XIX веков, выполненного ООО «Алтайгипрозем» в 2020 году, паспортом памятника «Змеиная гора» (прежнее наименование), оформленного Министерством истории и культуры РСФСР 10 ноября 1973 года, письмом Алтайохранкультуры от 7 мая 2020 года, лицензии на пользование недрами, выданной Департаментом по недропользованию по Сибирскому федеральному округу 26 июля 2019 года, технического проекта разработки техногенного месторождения хвостохранилища Змеиногорской баритомоечной фабрики, утвержденным ООО «ЗБФ» 7 сентября 2020 года, не содержащим раздела на проведение работ по сохранению Объекта культурного наследия, включающим календарный план разработки карьера, показаниями допрошенного в качестве свидетеля главного специалиста отдела учета и популяризации Алтайохранкультуры Т, являвшегося очевидцем проведения земляных работ при указанных в протоколе об административном правонарушении обстоятельствах, оцененными по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, из материалов дела усматривается, что общество 6 апреля 2020 года обращалось в Алтайохранкультуру с заявлением об определении границ охранной зоны Объекта культурного наследия согласно представленной схеме проектного контура отработки (техногенное месторождение) и геологоразведочных работ (карьер)) для проведения шурфования поверхности для определения перспективных направлений (участков) отработки.

В письме Алтайохранкультуры от 7 мая 2020 года обществу было сообщено о том, что в границах представленной схемы расположен объект культурного наследия «Комплекс памятников Змеиногорского рудника-крупнейшего в XVIII веке в Сибири горно-заводского производства по добыче драгоценных металлов», XVIII-XIX веков, включающий 8 объектов культурного наследия, в том числе «Карьер (разнос)», XVIII-XIX веков, разъяснено право разработки и представления на согласование проектов границ территорий объектов культурного наследия, обращено внимание на недопустимость проведения работ без проектов обеспечения сохранности объектов культурного значения, включающих оценку воздействия проводимых работ на объект культурного наследия, с положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы и согласованных с Алтайохранкультурой.

В приложении к лицензии на пользование недрами, выданной Департаментом по недропользованию по Сибирскому федеральному округу 26 июля 2019 года на срок до 1 июля 2021 года, указано на пользование участком недр - месторождение хвостохранилище Змеиногорской баритомоечной фабрики на территории <адрес> Алтайского края, вид пользования - разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов добычи полезных ископаемых и связанных с нею перерабатывающих производств (основные: золото и серебро из техногенных месторождений).

Из вышеуказанного проекта границ Объекта культурного наследия следует, что часть памятника «Карьер /разнос/» находится в границах земельных участков, предназначенных для добычи и разработки полезных ископаемых (земельные участка с кадастровыми номерами 22:67:020116:2; 22:67:020121:288; 22:67:020116:26; 22:67:000000:77).

Из писем администрации <адрес> от 22, 27 октября 2020 года следует, что обществу направлялось требование о прекращении деятельности по добыче и перевозке отходов добычи полезных ископаемых, земляных работ на территории Объекта культурного значения.

Доводы жалобы о том, что границы объекта культурного наследия не были установлены, обозначены на местности, сведения о таковых в Единый государственный реестр недвижимости не были внесены, границы территории данного объекта установлены лишь приказом Алтайохранкультуры от 10 февраля 2021 года, не свидетельствуют об отсутствии в деянии общества состава вмененного правонарушения. В силу вышеприведенных норм отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации.

Утверждение заявителя о том, что отсутствовала возможность идентификации названного объекта на местности, само по себе не исключает вины в совершении вмененного правонарушения, поскольку из приведенных доказательств с очевидностью следует, что информация о наличии в <адрес> культурного наследия с 30 ноября 2017 года находилась в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, 7 мая 2020 года Алтайохранкультурой обществу было сообщено о том, что в границах представленной схемы (проектного контура отработки (техногенное месторождение) и геологоразведочных работ (карьер)) для проведения шурфования поверхности для определения перспективных направлений (участков) отработки расположен объект культурного наследия.

Генеральный план муниципального образования <адрес> Алтайского края, утвержденный решением Змеиногорского городского Совета депутатов от 9 сентября 2011 года № 61, содержит границы Змеиногорского рудника, который входит в Объект культурного наследия.

В такой ситуации обществу не следовало приступать к земляным работам в районе памятника «Карьер /разнос/» до уточнения вопроса о границе территории данного объекта.

Кроме того, из приведенных доказательств, включая акт проверки, приложенные к нему материалы фотофиксации в цветном исполнении, картографический материал в отношении Объекта культурного наследия (приложение *** к акту) с нанесенными контурами отводов, памятника и мест обнаружения земляных работ, схему местоположения объекта культурного наследия в структуре населенного пункта (пункт 2.1 проекта границ территории объекта культурного наследия «Комплекс памятников Змеиногорского рудника- крупнейшего в XVIII веке в Сибири горно-заводского производства по добыче драгоценных металлов», XVIII-XIX веков, выполненного ООО «Алтайгипрозем», утвержденного приказом Алтайохранкультуры от 10 февраля 2021 года *** (далее - Проект границ), содержащую взаимное расположение контуров территории объектов культурного комплекса, входящих в ансамбль, отображающую <адрес>, карту-схему границ территории Объекта культурного наследия, отображающую утвержденные границы, схему действующих границ земельных участков (пункт 4.1 Проекта границ) в цветном исполнении, а также показания свидетеля Т, усматривается, что карьер, находящийся в нем каменный останец горы Змеиной, выражены в рельефе местности, карьер на территории г.Змеиногорска один.

При этом сопоставление вышеприведенных карт и фотографий с учетом показаний свидетеля позволяет прийти к выводам о проведении земляных работ на территории объекта и на непосредственно связанном с ним земельном участке.

Так, факт земляных работ в районе западной границы каменного останца имел место в пределах Объекта культурного наследия, поскольку каменный останец находится внутри такового в полном объеме (фотография ***, на которой видна насыпанная площадка непосредственно у останца, ближайшая поворотная точка 18 контура границ согласно карте-схеме). Факт земляных работ в юго-восточной части Объекта культурного наследия вдоль русла <адрес> имел место в пределах Объекта культурного наследия, поскольку осуществлен вглубь карьера от протекающей по нему в данном месте <адрес> (фотографии ***, на которых видна <адрес> и место земляных работ вглубь карьера от русла реки, ближайшая поворотная точка 3 контура границ согласно карте-схеме). Факт земляных работ в юго-западной части Объекта культурного наследия имел место в пределах Объекта культурного наследия, поскольку работы осуществлены в пойме и непосредственно у <адрес> внутри карьера между каменным останцем и нижней границей карьера (фотографии 10, 13, на которых видны останец, <адрес> и работающая у данной реки техника, ближайшие поворотные точки 6-7 контура границ согласно карте-схеме). Факт осуществления земляных работ на участке, связанном с участком на территории объекта, на вершине возвышенности за юго-западной границей Объекта культурного наследия имел место в зоне археологических наблюдений согласно фрагменту генерального плана (фотография ***, на которой видна работающая техника, вынимающая грунт, ближайшая поворотная точка контура границы памятника - 8).

Указание в жалобе на то, что в договорах аренды не приводились ограничения, связанные с объектом культурного значения, несостоятельно, ввиду заключения договоров аренды 1 декабря 2020 года, то есть после выявления вмененного правонарушения.

Довод о том, что судьей городского суда не дана оценка представленным обществом документам, включая технический проект разработки техногенного месторождения, лицензию, не может послужить основанием к отмене постановления, поскольку данные документы не опровергают факта совершения правонарушения.

Ссылка в жалобе на то, что не доказан факт проведения земляных работ именно обществом, не соответствует материалам дела, содержащим убедительные доказательства проведения обществом земляных работ, притом что при составлении протокола об административном правонарушении соответствующие возражения не приведены, работы проводились с применением техники, предусмотренной представленным обществом техническим проектом разработки месторождения хвостохранилища Змеиногорской баритомоечной фабрики.

Указание заявителя на малозначительность деяния безосновательно.

В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснено в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, охраняемые общественные отношения, основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют.

В рассматриваемом случае не установлено наличие совокупности всех условий, при которых в соответствии с положениями части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 названного Кодекса допускается замена административного штрафа предупреждением.

Наказание назначено исходя из санкции соответствующей статьи в минимальном размере.

Существенных нарушений процессуальных требований, влекущих за собой отмену либо изменение постановления судьи, не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Между тем в постановлении содержатся также суждения о проведении работ на объекте культурного наследия без согласования с региональным органом охраны объектов культурного наследия раздела проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия или проекта обеспечения сохранности объекта культурного значения.

Объективная сторона вмененного деяния заключается в части работ непосредственно на объекте культурного наследия в самом факте проведения земляных работ, не относящихся к работам по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Поскольку земляные работы на территории объекта культурного наследия, не относящиеся к вышеуказанным, запрещены, обязанности по разработке и согласованию названной проектной документации законодательно предусмотрены.

Кроме того, в постановлении содержится вывод о непринятии обществом всех необходимых, своевременных мер, направленных на исполнение предписания административного органа, тогда как данные обстоятельства не имеют отношения к событию вмененного по настоящему делу административного правонарушения.

В постановлении также изложены выводы о том, что в обнажившемся разрезе в юго-восточной части Объекта культурного наследия наблюдаются следы культурного слоя.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 73-ФЗ под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

В материалах дела отсутствует достаточная совокупность доказательств повреждения культурного слоя, свидетель Т показал, что при внесении данных сведений в акт проверки не обсуждался вопрос о давности обнажившихся следов существования человека, специалисты в соответствующей области не привлекались, исследования не проводились.

В этой связи постановление подлежит уточнению в соответствующей части с исключением из него вышеприведенных ошибочных выводов.

Между тем данные обстоятельства не повлияли на правильность квалификации деяния и наказания, назначенного в минимальном размере.

Руководствуясь статьей 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Змеиногорского городского суда Алтайского края от 24 марта 2021 года оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Змеиногорская баритомоечная фабрика» - Н - без удовлетворения.

Уточнить постановление с исключением выводов о том, что обществом с ограниченной ответственностью «Змеиногорская баритомоечная фабрика» проводились работы на объекте культурного наследия без согласования с региональным органом охраны объектов культурного наследия раздела проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия или проекта обеспечения сохранности объекта культурного значения, не приняты все необходимые, своевременные меры, направленные на исполнение предписания административного органа, а также о том, что в обнажившемся разрезе в юго-восточной части объекта культурного наследия наблюдаются следы культурного слоя.

Решение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Алтайского краевого суда О.М. Пасынкова