ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-25-69 от 07.04.2022 Ульчского районного суда (Хабаровский край)

2а- 62/2022

Ульчский районный суд Хабаровского края

682400, Хабаровский край, Ульчский район, с. Богородское, ул. Ленина, д. 56,

тел/факс: (42151) 5-25-69, E-mail: ulchsky.hbr@sudrf.ru, http://ulchsky.hbr.sudrf.ru

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Богородское 07 апреля 2022 года

Ульчский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Вьюшиной И.И.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Зайдуллиной О.М.,

административного истца Ковальчук А.А.,

с участием представителя административного ответчика Маноковой К.Г.,

Воропаева Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ульчского района Хабаровского края к Администрация Ульчского муниципального района Хабаровского края, Администрации сельского поседения «Село Софийск» Ульчского муниципального района Хабаровского края о признании бездействий не законными и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ, Прокурор района обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, согласно которому просит суд признать незаконным бездействие администрации Ульчского муниципального района (далее АУМР), выразившегося в непринятии мер по признанию бесхозяйным имуществом объект – летний водопровод, расположенный на территории с. Софийск Ульчского муниципального района, а также непринятие мер по обращению указанного имущества в муниципальную собственность. Обязать ответчика поставить на учет в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю летний трубопровод, расположенный по адресу: Хабаровский край, Ульчский района, с. Софийск, ул. Совхозная, как бесхозяйное имущество. Через год после постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества летний трубопровод, расположенный по указанному адресу, как бесхозяйное имущество признать данное имущество муниципальной собственностью.

В обосновании административный истец указал, что Прокуратурой Ульчского района, в рамках проведения надзорной деятельности установлены существенные нарушения действующего законодательства в жилищно - коммунальной сфере. Так, в июле 2021 года в прокуратуру района поступило обращение жителя с. Софийск Ульчского муниципального района о неправомерном взыскании денежных средств за обслуживание летнего водопровода. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории с. Софийск имеется летний водопровод, осуществляющих водоснабжением две улицы с. Софийск - ул. Советская и пер. Молодежный. При этом, указанный трубопровод, в соответствии с информацией, поступившей из администрации Ульчского муниципального района от 16.09.2021 № 01-13-4063, муниципальной собственностью не является, в реестре муниципального имущества Ульчского муниципального района не значится. В соответствии с позицией ВАС РФ в Определении от 18.04.2013 № ВАС-1150/13 по делу № А76-24747/2011 (далее - Определение № ВАС- 1150/13), наличие правопритязаний лица в отношении спорного объекта недвижимого имущества при отсутствии регистрации права на это имущество не может являться основанием для отказа в принятии на учет спорного объекта в качестве бесхозяйного. Учет спорного объекта в качестве бесхозяйного не влечет нарушения прав неизвестного собственника либо прав владельца в случае признания за ним права собственности на спорный объект недвижимости, а также не влечет изменений в фактическом владении лицом этим объектом. Обязанности по водоснабжению населения сельского поселения «Село Софийск» Ульчского муниципального района возложены на АУМР. Ссылаясь на положение Конвенции федеральной целевой Программы «Обеспечения населения России питьевой водой» (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998г. № 292), указав, что отсутствие собственника на летний водопровод, расположенный на территории с. Софийск может привести к не проведению текущего и капитального ремонта указанного имущества, что в свою очередь повлечет за собой ограничение водоснабжения населения с. Софийск, чем нарушит конституционные права граждан. Проблема надлежащего содержания сетей водоснабжения связана с реальной угрозой жизни и здоровья людей, что, в свою очередь, высвечивает проблему соотношения объектов муниципальной собственности, муниципального имущества и вопросов местного значения. Поскольку, обязанность водоснабжения населения на территории муниципального района в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ возложена на АУМР, обязанность по обращению в муниципальную собственность водопровода возлагается также на АУМР.

21.02.2022, в судебном заседании Ковальчук А.А. изменила заявленные требования, просила признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Село Софийск» Ульчского муниципального района (далее АСП с. Софийск), выразившегося в непринятии мер по признанию бесхозяйным имуществом объект – летний водопровод, расположенный на территории с. Софийск Ульчского муниципального района, а также непринятие мер по обращению указанного имущества в муниципальную собственность. Обязать АСП с. Софийск, поставить на учет в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю летний трубопровод, расположенный по адресу: Хабаровский край, Ульчский района, с. Софийск, ул. Совхозная, как бесхозяйное имущество. Обязать АСП с. Софийск, через год после постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества летний трубопровод, расположенный по адресу: Хабаровский край, Ульчский района, с. Софийск, ул. Совхозная, как бесхозяйное имущество признать данный объект муниципальной собственностью.

В обосновании указав, что поскольку, данный трубопровод расположен на территории сельского поселения «Село Софийск», обязанность по обращению в муниципальную собственность возложена на администрацию сельского поселения «Село Софийск». При этом, со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного законодательством Российской Федерации. К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов. В соответствии со ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в муниципальной собственности находится имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Поскольку, полномочия в сфере водоснабжения населения относятся к органам местного самоуправления муниципального района, «летний трубопровод» должен быть обращен в муниципальную собственность муниципального района.

Для рассмотрения, по существу которых по ходатайству административного истца к участию в деле в качестве соответчика привлечена соответствующая администрация сельского поселения.

В судебном заседании 07.04.2022, Ковальчук А.А., просила суд принять изменения заявленных требований и 1. Признать незаконным бездействие административных ответчиков АУМР, АСП с. Софийск, выразившегося в непринятии мер по признанию бесхозяйным имуществом объекты - водопровод, протяженностью 3100 п.м., 1980 года ввода в эксплуатацию, расположенный по ул. ул. Новая, Кирова, Советская и переулок Молодежный и водопровод протяженностью 1100 п.м., 1989 года ввода в эксплуатацию, расположенный по ул. ул. Школьная, Центральная, Таежная в с. Софийск, а также непринятие мер по обращению указанного имущества в муниципальную собственность. 2. Обязать АСП с. Софийск, поставить на учет в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю водопровод, протяженностью 3100 п.м., 1980 года ввода в эксплуатацию, расположенный по ул. ул. Новая, Кирова, Советская и переулок Молодежный, водопровод, протяженностью 1100 п.м., 1989 года ввода в эксплуатацию, расположенного по ул. ул. Школьная, Центральная, Таежная с. Софийск. 3. Обязать АСП с. Софийск, через год после постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества водопровод, протяженностью 3100 п.м., 1980 года ввода в эксплуатацию, расположенного по ул. ул. Новая, Кирова, Советская и переулок Молодежный, водопровод протяженностью 1100 п.м., 1989 года ввода в эксплуатацию, расположенный по ул. ул. Школьная, Центральная, Таежная с. Софийск, как бесхозяйное имущество признать данный объект муниципальной собственностью. 4. Обязать АСП с. Софиск, после признания водопровода, протяженностью 3100 п.м., 1980 года ввода в эксплуатацию, расположенный по ул. ул. Новая, Кирова, Советская и переулок Молодежный, водопровода, протяженностью 1100 п.м., 1989 года ввода в эксплуатацию, расположенного по ул. ул. Школьная, Центральная, Таежная с. Софийск, муниципальной собственностью, в течение месяца передать данный объект в собственность АУМР. 5. Обязать АУМР в течение месяца после признания муниципальной собственностью АСП с. Софийск, принять в собственность водопровод, протяженностью 3100 п.м., 1980 года ввода в эксплуатацию, расположенный по ул. ул. Новая, Кирова, Советская и переулок Молодежный, водопровод протяженностью 1100 п.м., 1989 года ввода в эксплуатацию, расположенного по ул. ул. Школьная, Центральная, Таежная с. Софийск.

В обосновании вышеуказанных требований, указав, что в соответствии с решение Совета депутатов сельского поселения «Село Софийск» № 55, от 26.12.2014, имеются «Летний» водопровод протяженностью 3100 п.м., 1980 года ввода в эксплуатацию, расположенный по ул. ул. Новая, Кирова, Советская и переулок Молодежный с. Софийск. «Летний» водопровод протяженностью 1100 п.м., 1989 года ввода в эксплуатацию, расположенный по ул. ул. Школьная, Центральная, Таежная с. Софийск. Поскольку, в нормах федерального законодательства отсутствует понятие «летнего» водопровода, указанные выше водопроводы относятся к общему понятию «Водопровод» и относится к понятию водопроводной сети, установленным ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». В соответствии с п. 1.1 ГОСТ 32569-2013 к трубопроводам технологическим относятся трубопроводы, по которым транспортируется сырье, полуфабрикаты и готовые продукты, пар, вода, топливо, реагенты и другие вещества, обеспечивающие ведение технологического процесса и эксплуатацию оборудования. Из анализа указанной нормы, в понятие трубопровод входит понятие водопровод. В соответствии с п. 3.1.2 Свода правил СП 30.13330.2020 "СНИП 2.04.01-85 Внутренний водопровод и канализация зданий" (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2020 г. N 920/пр) внутренняя система водопровода (внутренний водопровод) - это система трубопроводов и устройств, обеспечивающая присоединение к наружным сетям, подачу воды к санитарно-техническим приборам, технологическому оборудованию и пожарным кранам в границах внешнего контура стен одного здания или группы зданий и сооружений и имеющая общее водоизмерительное устройство от наружных сетей водопровода поселения, городского округа или предприятий. Поскольку, указанные «летние» водопроводы снабжают объекты жилого фонда, а также социальные объекты - МБОУ СОШ с. Софийск, водоснабжением, они относятся к системе трубопроводов и устройств, обеспечивающих присоединение к наружным сетям и подачу воды в здания и сооружения. Поскольку, указанные водопроводы расположен на территории сельского поселения «Село Софийск», обязанность по обращению в муниципальную собственность возложена на администрацию сельского поселения «Село Софийск». При этом, со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов. В соответствии со ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в муниципальной собственности находится имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Поскольку, полномочия в сфере водоснабжения населения относятся к органам местного самоуправления муниципального района, «летний трубопровод» должен быть обращен в муниципальную собственность муниципального района.

Административный ответчик в лице Главы АУМР Шереметьев О.Л., не согласившись с требованиями прокурора, дополнительными изменениями к административному иску, направил в суд возражение. Согласно которому указал, что основанием для обращения в суд для административного истца послужили результаты проверки по обращению жителя с. Софийск ФИО1 о неправомерном взыскании денежных средств за обслуживание летнего водопровода, которое прямо с государственной регистрацией права на недвижимое имущество, постановкой на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сети водоснабжения, не связано. Исполнение указанных действий к восстановлению нарушенного права жителя с. Софийск на надлежащее водоснабжение не приведёт. Полагает, что прокурором избран неверный способ защиты нарушенных прав граждан. Ссылаясь на положение ст. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) действия (бездействие) администрации по непринятию мер по признанию бесхозяйным имуществом объекта - летний водопровод, а также по обращению данного имущества в муниципальную собственность не является незаконным, поскольку не нарушает действующие нормативные правовые акты, а также права, свободы и законные интересы прокурора района, действующего в интересах граждан. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. Летний водопровод находится на территории сельского поселения «Село Софийск», следовательно, орган местного самоуправления, который должен подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав является - администрация сельского поселения «Село Софийск». Сельские поселения предпринимают все необходимые действия для постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей, регистрируют право собственности на имущество. После чего, в случае, если это имущество не соответствует вопросам местного значения, передают его в собственность муниципального района или в краевую собственность. Кроме того, понятие "летний водопровод" в законодательстве отсутствует. По общему правилу, под летним водопроводом понимается устройство (сооружение), предназначенное для подачи холодной воды в целях полива гражданами своих земельных участков исключительно в летний период. Водоснабжение посредством летнего водопровода не является обязательной составляющей организации водоснабжения населения, осуществляется исключительно в летний период, нормативно не закреплено. В соответствии с письмом ООО «Софийское коммунальное хозяйство» от 08.02.2022 № 80 данный летний водопровод был построен Леспромхозом в 1975 г., который его и обслуживал и в 2008 году прекратил свое существование. На общем сходе граждан с.п. «Село Софийск» жителями села приняли решение о том, что содержание летнего водопровода они берут на себя. Все потребители, кто был не согласен с таким решением, отказывались от летнего водопровода и подвоз воды осуществлялся водовозной машиной по графику. В 2021 году по жалобам двух потребителей с ул. Советская, ул. Кирова на предприятии ООО «Софийское КХ» проводилась проверка органами МВД и следственного комитета на предмет достоверных документов по начислению потребления воды с летнего водопровода. Каких-либо правонарушений не установлено. Считает, что, летний водопровод не является объектом недвижимости, так как у него отсутствуют признаки капитальности, неразрывной связи с землей. Он имеет надземное расположение, может переноситься в любое место без нанесения несоразмерного ущерба его назначению. Таким образом, поскольку летний водопровод не является недвижимым имуществом, то он не подлежит постановке на учет. Администрация района никаким образом не вступала во владение данным водопроводом и не имеет намерения обращать его в свою собственность. Обязанности обращения бесхозяйного движимого имущества в муниципальную собственность органов местного самоуправления действующее законодательство не содержит. Полномочия по организации в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, администрация района осуществляет в полном объеме. Обязанность по водоснабжению населения посредством именно летнего водопровода, который используется в целях полива гражданами своих земельных участков исключительно в летний период и является побочным и необязательным средством водоснабжения, нормативно за органами местного самоуправления не закреплена. В соответствии с п. 9 ст. 7 Федерального закона № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. АУМР организован подвоз питьевой воды, который осуществляется исправно по утвержденному графику, объем поставляемой питьевой воды достаточен, жалоб от населения не поступало. Вместе с этим, считает, что проверка соблюдения требований жилищно-коммунального хозяйства прокурором проводилась по обращению одного гражданина - ФИО1, о чем свидетельствует запрос прокурора района от 13.06.2021 № 2-08-2021, на который администрация района дала письменный ответ от 16.09.2021. При таких обстоятельствах административный истец пропустил сроки обращения в суд.

В судебном заседании 07.04.2022, Ковальчук А.А., поддержала изменение требования в последней редакции полностью, просила их удовлетворить. Суду показала, что согласно указанных требований, на административного ответчика АСП с. Софийск, не возлагается обязанность по содержанию и ремонту указанных объектов. А требования прокурора связаны с установлением собственник на спорный водопровод, что относится к полномочиям органов местного самоуправления. Кроме того, представитель административного ответчика АУМР, пояснила суду, что данные объекты не были приняты в собственность района. Вместе с этим такого понятия, как летний водопровод отсутствует в нормах федерального законодательства, следовательно, спорные объекты относятся к общему понятию «Водопровод» и относиться к понятию водопроводной сети, установленным нормами федерального закона о водоснабжении и водоотведении. Вместе с этим любой наземный водопровод возможно утеплить и использовать его кругодично, что обеспечит население водой.

Представитель ответчика АУМР Манокова К.Г., действующая на основании доверенности, в судебных заседания поддержала доводы главы района, изложенные в возражениях полностью. Просила суд отказать в удовлетворении иска полностью. Дополнительно суду сообщила, что по решению Совета депутатов сельского поселения «Село Софийск, спорные объекты в связи с разграничение полномочий были включены в перечень передаваемого муниципального имущества в муниципальную собственность района. Но данная передача носила формальный характер, поскольку Администрация района в свою собственность спорных объектов не принимала. И решение Совета депутатов с. Софийск № 55 не имеет юридической силы. Кроме того, летний водопровод используется в летний период не относиться к объектам, подлежащим обязательной государственной регистрации как объект недвижимости.

В судебном заседании административный ответчика Глава АСП с. Софийск, Воропаев Г.В., не согласился с заявленными требованиями прокурора района. Просил отказать в удовлетворении требований по следующим основаниям. Суду пояснил, что в сельской администрации на спорные объекты технической документации не сохранилось. Полномочия, связанные с объектом водопровода, протяженностью 1100 п.м., расположенного на ул. Таежная, к администрации сельского поселения ни когда не относилась и не относиться в настоящее время. Поскольку данный объект и относиться к централизованной системе холодного водоснабжения, обеспечивающей школьный комплекс. По этим основаниям никогда в собственности сельского поселения не находился. Тарифы за потребления воды получаемой из водопровода 1100 п.м., устанавливает АУМР и оплачиваются МУП Ульчского района «Софийская ЖКХ». Данный вид водопровода является объектом капитального строительства, и представляет собой трубу диаметром около 300 мм, размещенной на глубине около 3-х метров под замлей, и расположенной на железобетонных латках, так называемом фундаменте. Данный водопровод используется круглый год и находится в комплекте школьного комплекса без которого не может быть самого комплекса., в который входит и котельная и баня, эксплуатируемые в зимний период. Водопровод протяженностью 3100 пм., остался от Де-Кастринского леспромхоза, который прекратил свою деятельность. Он действительно является летним и используется в период с мая по октябрь. Поскольку представляет собой трубы диаметром 25мм, около пяти сантиметров над уровнем земли. И в зимний период его использовать не возможно. Труба со временем ржавеет, и вод подаваемая этим водопроводом не является питьевой. Она используется для технических целей и полива огорода. Которые самостоятельно сделали отводы для этого на свои участки. Для помощи населению и по их просьбе, он обращается к предприятию ЖКХ, для подключение воды на летний период и ее отключения на зиму. Поскольку данная вода для населения дешевле, чем привозная. Полагает, что наименование «летний водопровод» в отношении двух объектов в перечне имущества передаваемого в муниципальную собственность указан был ошибочно. Поскольку водопровод протяженностью 1100 п.м. таковым не является. А в перечень передачи его включили, с целью оформить документально, что передано в собственность района. Поскольку ни каких документов в период разграничения полномочий не имелось. В связи с разграничение полномочий в 2014 году оба объекта были передан по Акту приема передачи на основании Решения совета депутатов сельского поселения, а районная администрация приняла в свою собственность спорные объекты. Он обращался в орган проводящий регистрации. Таких объектов и получил разъяснение, что летний, надземный водопровод не относиться к объектам недвижимости и его государственная регистрация не обязательна. В отношении водопровода входящего в школьный комплекс водоснабжения, действий требуемых прокурором АСП с. Софийск совершать не уполномочена, и исполнить требования сельской администрации Софийск не возможно, поскольку он находится в собственности УАМР, а водопровод, протяжённостью 3100 п.м. предназначен на использование в летний период, не относиться к объектам недвижимости, и не требует обязательной государственной регистрации. Права граждан поселения администрацией не нарушаются и не нарушены, поскольку, кроме водопровода, протяженностью 1100 п.м., находящегося в эксплуатации ЖКХ с. Софийска, в целях обеспечения водоснабжения населения с. Софийск, в пределах своих полномочий Администрация приобрела две водовозный машины. Существует график доставления привозной воды, которая проходит соответствующую систему очистки и является питьевой.

Рассмотрев данное дело, выслушав доводы участвующих по делу сторон, представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с нормами ст. 225 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно ч.2 ст. 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга.

По смыслу указанной нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это сделать.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество, установленных решением суда, арбитражного суда или третейского суда права на недвижимое имущество, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22 ноября 413 г. N 701 2, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет (далее - заявление) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Из правового содержания вышеуказанных норм действующего законодательства Российской Федерации следует, что круг субъектов, имеющих право на подачу заявления о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, довольно специфичен. Такими заявителями могут быть только органы, имеющие право на управление муниципальным имуществом. Обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимость вправе орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, по истечении одного года, со дня постановки на государственный учет.

Следовательно, в заявлении о признании права муниципальной собственности необходимо указать орган, который поставил бесхозяйную недвижимую вещь на учет, конкретную дату постановки ее на учет, а также представить доказательства, которые свидетельствуют об отсутствии собственника.

В соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", п. 4 ст. 41 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также должны соответствовать другим требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. Указанные требования распространяются также на указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации (п. 4, ст. 26.1).

Согласно ст. 14 Федерального закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относиться определены п. 3 указанной статьи. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении". Согласно которому, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (ст. 6).

В судебном заседании установлено, что на спорные объекты водопровод, протяженностью 3100 п.м., 1980 года ввода в эксплуатацию, расположенный по ул. ул. Новая, Кирова, Советская и переулок Молодежный, водопровод, протяженностью 1100 п.м., 1989 года ввода в эксплуатацию, расположенного по ул. ул. Школьная, Центральная, Таежная с. Софийск Ульчского муниципального района, право собственности не зарегистрировано.

Вместе с этим водопровод, протяженностью 3100п.м., 1980 года ввода в эксплуатацию и водопровод протяженностью 1100 п.м., 1989 года ввода в эксплуатацию 26.12.2014, указанные как летний водопровод, включены в соответствующий перечень имущества передаваемого в муниципальную собственность Ульчского муниципального района, в связи с разграничением полномочий. Который был согласован главами сельского поселения и района, и утвержден Решением Совета депутатов СП «Село Софийск» № 55, Решением Собрания депутатов района № 119. С передаваемым имуществом Главой АСП с. Софийск, направлены Свидетельство –сети водовода № 27-27-08/007/2006-117 от 26.03.2008, и Свидетельство № 27-27/08/002/2005-514 ОТ 26.03.2008, на наружный водопровод, который принял Глава АУМР. Передаваемые объекты были приняты администрацией Ульчского муниципального района о чем составлен Акт приема –передачи и подписанный главами администраций. 31.12.2014. Поскольку, согласно уведомления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, сведения об этом в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. Летний водопровод по ул. Советская и пер. Молодежный не является собственностью Ульчского муниципального района, не числится в реестре муниципального имущества района.

Согласно сведений, представленных председателем ликвидационной комиссии ООО «Софийского коммунальное хозяйство Дубровиной И.А., в 1975 году был построен летний водопровод от скважины № 1 с.п. с. Софийск. Который обслуживал Леспромхоз, прекративший свое существование в 2008 году. При образовании ООО «Софийское коммунальное хозяйство» 012.01.2016, указанный водопровод обществу в аренду не передавался и обществом не был принят. В настоящее время износ труб составляет 100%.Вместе с тем, подача воды через летний водопровод осуществляется населению в летний период для полива огорода. Потребители пожелавшие его использовать установили, оплачивают потребление воды в соответствии с приборами учета, установленного внутри скважины отдельно на данный водопровод. Потребителям, отказавшимся от использования данного летнего водопровода подвоз воды осуществляется водовозной машиной по графику. Централизованная подача воды осуществляется посредством водопровода, протяженностью 1100 п.м., по установленным тарифом АУМР, и обеспечивается муниципальным унитарным предприятием УРМ «Софийское жилищно–коммунальное хозяйство».

Данные обстоятельства, сторонами по делу не оспаривались. Напротив сведений о том, что водопровод протяженностью 3100 п.м. не является надземным и используется круглый год, являясь объектом постоянного и бесперебойного водоснабжения населения и относится к системе централизованного водоснабжения, административным истцом суду не представлено.

Напротив, в рамках надзорной деятельности проверка административном истцом проводилась на основании поступившей жалобы ФИО1, который обратился в прокуратуру района 15.07.2021, с просьбой разобраться с взысканием денежных средств на оплату связанную с подключением летнего водопровода.

Понятие водопроводная сеть определено Федеральным закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 28.01.2022) "О водоснабжении и водоотведении", согласно которому водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды. Нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.

При этом, согласно указанных положений, все гидротехнические сооружения связаны с землей и в этом смысле отвечают признакам объекта недвижимости, установленным гражданским законодательством, в частности статьей 130 ГК РФ. Однако, учитывая данные критерии и функции гидротехнических сооружений, например, предназначенность для использования водных ресурсов, летние водопроводы, конструируемые на летний период во многих населенных пунктах, можно отнести к гидротехническим сооружениям, но не к объектам недвижимости. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Такого понятие как "летний водопровод" в законодательстве отсутствует. По общему правилу, под летним водопроводом понимается устройство (сооружение), предназначенное для подачи холодной воды в целях полива гражданами своих земельных участков исключительно в летний период. Что в свою очередь помогает отличать его от системы централизованного кгруглодичного и бесперебойного водоснабжения.

Понятие "объект недвижимости" не тождественно понятию "объект капитального строительства", (Определение Верховного Суда РФ от 03.12.2008 N 9-Г08-19). Вместе с этим, в судебном заседании, установлено, что водопровод протяженностью 3100 п.м., 1980 года ввода в эксплуатацию, расположенный по ул. ул. Новая, Кирова, Советская и переулок Молодежный с. Софийск, по своей конструкции и предназначению не может быть отнесен к объектам недвижимости, подлежащему соответствующей государственной регистрации. Поскольку, он не отвечает требованиям установленным вышеуказанной ст. 130 ГК РФ, расположен над землей, перемещение которого возможно без несоразмерного ущерба его назначению. Водопровод, протяженностью 1100 п.м., в 12014 году передан в муниципальную собственность Ульчского муниципального района. Требования о признании данного водопровода бесхозяйным является не обоснованным в силу принятого решения между главами административных ответчиков, совершенных в 2014 году, по передачи данного водопровода. Указанное наименование в перечне и акте приема-передачи данного объекта как «летний» не изменяет его предназначение и конструктивность сооружения. Каких либо оснований для постановки на учет как бесхозяйной имущество, а в последующем принимать его в собственность, и передать АУМР у административного ответчика АСП с. Софийск, не имеется. Возлагать на административного ответчика АУМР обязанность принять данный объект посредством судебного решения не целесообразным, поскольку данные действия АУМР совершены в 2014 году. Кроме того административный истец, просит возложить обязанность по признанию собственности на спорные объекты на АСП с. Софийск, во обосновании указывая требования, Федеральным законом № 131-ФЗ который устанавливает обязанность водоснабжения населения на территории муниципального района в соответствии с возложена на АУМР, обязанность по обращению в муниципальную собственность водопровода возлагается также на АУМР.

Проведя анализ юридически значимых обстоятельств по данному делу, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются не законными и не обоснованными. Поскольку указанных в административном иске бездействиями административных ответчиков не нарушены конституционные права граждан. Проблема надлежащего содержания сетей водоснабжения связана с реальной угрозой жизни и здоровья людей, что, в свою очередь, высвечивает проблему соотношения объектов муниципальной собственности, муниципального имущества и вопросов местного значения в судебном заседании не установлена. Кроме того административный истец, просит возложить обязанность по признанию собственности на спорные объекты на АСП с. Софийск, во обосновании указывая требования, Федеральным законом № 131-ФЗ который устанавливает обязанность водоснабжения населения на территории муниципального района в соответствии с возложена на АУМР, обязанность по обращению в муниципальную собственность водопровода возлагается также на АУМР.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении Требования прокурора Ульчского муниципального района Хабаровского края к Администрация Ульчского муниципального района Хабаровского края, Администрации сельского поседения «Село Софийск» Ульчского муниципального района Хабаровского края о признании бездействий не законными и возложении обязанности - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ульчский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Мотивированная часть решения составлена 11.04.2022

Судья подпись И.И. Вьюшина

<данные изъяты>

Судья И.И. Вьюшина