Судья Идрисова М.А. Дело №5-2511/2022
Дело №7-1103/2022
р е ш е н и е
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Сабитов И.Н., рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Вахитовского районного суда Республики Татарстан от 21 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Вахитовского районного суда Республики Татарстан от 21 марта 2022 года, ФИО1 (далее по тексту – заявитель) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) и подвергнут административному штрафу в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан через районный суд, заявитель просит постановление отменить, производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
ФИО1 извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, что подтверждается уведомлением о вручении заказного почтового отправления, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не известил, в связи с чем, с учетом правовой позиции, выраженной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, утвержденной Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2008 года, дело рассмотрено в отсутствие заявителя.
Проверка материалов дела, изучение доводов жалобы, позволяют прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ административным правонарушением признаются публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 вменено совершение административное административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
19 марта 2022 года в 02 часа 50 минут ФИО1 находясь в общественном месте у дома №13 по улице Пушкина города Казани, совершил активные публичные действия, направленные на подрыв авторитета и доверия к Вооруженным Силам Российской Федерации и дискредитацию их использования на основании решения Президента Российской Федерации и с согласия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением от 22.02.2022г. №35-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» в Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а именно в присутствии окружающих граждан, демонстрировал плакат с публичными призывами к воспрепятствованию использования Вооруженных сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, адресованные неопределенному кругу лиц.
Принимая оспариваемое постановление, судья районного суда исходил из доказанности вины ФИО1 в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
С таким вывод следует согласиться.
Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации принято постановление 22 февраля 2022 года № 35 «Об использовании Вооруженных сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации». 24 февраля 2022 года Президентом Российской Федерации ФИО2 объявлено о проведении специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, данная информация является общеизвестной.
Граждане, направленные для выполнения задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, признаются ветеранами боевых действий (Федеральный закон от 26.03.2022 № 69-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах").
В соответствии с диспозицией части 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ, с объективной стороны данное правонарушение выражается в публичных действиях, направленных на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ и виновность заявителя в его совершении, подтверждаются представленными в дело доказательствами: протоколом об административном правонарушении, составленным полномочным лицом в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ (л.д. 1-2); рапортами сотрудников полиции (л.д. 3,4); видеоматериалом на CD-диске (л.д. 23, 24) и другими доказательствами, оцененными судьей районного суда по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.
Событие правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ и сведения о заявителе, как лице, его совершившем, установлены и изложены в протоколе полно, положения статьи 51 Конституции Российской Федерации и процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ заявителю были разъяснены, что подтверждается подписью в соответствующей графе протокола. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода о доказанности вины ФИО1 в совершении вмененного ему административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Вопреки доводам жалобы, представленные в материалы дела рапорты сотрудников полиции отвечают требованиям статей 26.2, 26.7 КоАП РФ, предъявляемым к доказательствам такого рода, обоснованно признаны судьей допустимыми доказательствами. Исполнение сотрудниками полиции своих служебных обязанностей, включая выявление правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать об их предвзятости в изложении совершенного заявителем административного правонарушения. Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности сотрудников полиции в исходе дела, материалы дела не содержат.
При таком положении, обоснованность привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ не вызывает сомнений. Оспариваемое постановление вынесено судьей районного суда в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ по делам данной категории, административное наказание назначено заявителю в соответствии с санкцией части 1 статьи 20.3.3. КоАП РФ.
В обоснование заявленных требований, в жалобе ФИО1 сослался в том числе на нарушение права на справедливое судебное разбирательство, выразившееся по мнению заявителя в рассмотрении дела судьей без участия лиц, поддерживающих обвинение от имени государства.
Данный довод не является безусловным основанием для отмены постановления судьи.
КоАП РФ не содержит норм, предусматривающих процессуальную фигуру лица, выполняющего функцию обвинителя по делу об административном правонарушении и не предусматривает в качестве участников производства должностных лиц, составивших протокол об административном правонарушении.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5, должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ. При рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов. В данном случае указанные лица опрашиваются в качестве свидетелей по правилам статьи 25.6 КоАП РФ.
Реализация полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях, как следует из Приказа Генерального прокурора РФ от 19 февраля 2015 года №78 осуществляется путем: возбуждения дела об административном правонарушении, проведения административного расследования; участия в рассмотрении дела об административном правонарушении; принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление независимо от участия в деле (ст. 25.11 КоАП РФ); совершения иных предусмотренных федеральным законодательством действий.
В то же время следует указать, что КоАП РФ в действующей редакции не предусматривает обязательное участие прокурора в каждом деле об административном правонарушении. Перечень дел об административных правонарушениях, подлежащих рассмотрению с обязательным участием прокурора, закреплен в части 2 статьи 25.11 КоАП РФ. Применительно к рассматриваемым обстоятельствам, основания для привлечения прокурора к участию в рассматриваемом деле, отсутствовали.
Иные доводы жалобы не содержат аргументов, ставящих под сомнение правильность выводов судьи районного суда. Неустранимые сомнения, которые в силу требований статьи 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу заявителя, по делу не установлены, принцип презумпции невиновности не нарушен.
Нормы материального права применены и истолкованы судьей суда правильно. Состоявшееся по делу постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р е ш и л:
постановление судьи Вахитовского районного суда Республики Татарстан от 21 марта 2022 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим дело в суд, либо опротестовано прокурором в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья И.Н. Сабитов
Решение08.06.2022