ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-2544/2022 от 26.09.2022 Псковского областного суда (Псковская область)

Судья Грачева Н.Ю. № 12-186/2022

Дело № 5-2544/2022

УИД № 60RS0001-01-2022-006813-28

П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Р Е Ш Е Н И Е

26 сентября 2022 года г. Псков

Судья Псковского областного суда Русакова О.С.,

при секретаре Мингуловой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ОАО «Российские железные дороги» по доверенности ФИО1 на постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 28 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», Общество), юридический адрес: 107174, Москва, ул. Новая Басманная, д.2, ИНН <данные изъяты> ОГРН <данные изъяты> ОКПО <данные изъяты>, КПП <данные изъяты> дата государственной регистрации: <данные изъяты> года,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением судьи Псковского городского суда Псковской области от 28 июля 2022 года ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

В жалобе, поданной в Псковский областной суд, защитник ОАО «РЖД» ФИО1, действующий на основании доверенности, ставит вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу.

Указывает, что исходя из разъяснений, изложенных в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ», норм Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении 1951 года и фактических обстоятельств дела, перевозчик, не участвовавший в погрузочных мероприятиях на территории иностранного государства, не имел реальной возможности убедиться в достоверности сведений, указанных в товаросопроводительных документах, а также в силу из норм Соглашения железная дорога не обязана проверять правильность и достаточность документов, приложенных отправителем к накладной. Положения статьи 223 ТК ТС и статьи 23.1 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18 июня 2003 года № 28, исключают возможность удаления пломб, а соответственно и возможность проверки заявленных в документах сведений.

Обращает внимание, что для получения разрешения на проверку сведений, указанных в товаросопроводительных документах, о товарах, прибывших на территорию ЕАЭС, перевозчик должен представить таможенному органу товаросопроводительные документы, а недостоверность сведений влечет привлечение к ответственности по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

В данном случае на основании письма ОАО «РЖД» № 613/Т от 26 февраля от 26 февраля 2022 года было проведено таможенное наблюдение, в ходе которого установлено, что прибывшие контейнеры не являются порожними, в связи с чем полагает, что в деянии ОАО «РЖД» отсутствует вина.

Законный представитель ОАО «РЖД» при надлежащем извещении, подтвержденном отчетом об отслеживании почтового отправления с идентификатором 18090274611827, участия в судебном заседании не принял.

Защитник ОАО «РЖД» по доверенности ФИО1 поддержал доводы жалобы, настаивал на отсутствии у перевозчика фактических возможностей для проверки сведений о товаре, указанных в товаросопроводительных документах, при поступлении состава с сопредельной железной дороги в пункт пропуска. Указывал, что в данном случае вагон с контейнерами перевозчиком не принимался, был возвращен отправителю.

Представитель Псковской таможни ФИО2 возражала по доводам жалобы и доводам защитника в судебном заседании.

Проверив материалы дела, прихожу к следующему.

Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 названного Кодекса, под недействительными документами понимаются, в частности, документы, содержащие недостоверные сведения.

Согласно пункту 1 статьи 88 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в следующие сроки: в отношении товаров, перевозимых водным, воздушным или железнодорожным транспортом, - в течение времени, установленного технологическим процессом (графиком) порта, аэропорта или железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, либо иного срока, устанавливаемого законодательством государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 2).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 89 ТК ЕАЭС при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик при международной перевозке железнодорожным транспортом представляет следующие документы и сведения: транспортные (перевозочные) документы; передаточная ведомость на железнодорожный подвижной состав; документ, содержащий сведения о припасах; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; сведения о: количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; товарах; весе брутто товаров (в килограммах).

Из дела следует, что 25 февраля 2022 года в 21 час 29 минут на таможенный пост ЖДПП Посинь Псковской таможни в составе грузового поезда № 2626 (индекс <данные изъяты>-<данные изъяты> прибыл железнодорожный вагон (платформа) № 40015349 с двумя танк-контейнерами № <данные изъяты> и № <данные изъяты>.

25 февраля 2022 года на основании статьи 89 ТК ЕАЭС при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС перевозчиком ОАО «РЖД» в таможенный орган - таможенный пост ЖДПП Посинь Псковской таможни были предоставлены следующие документы: дорожная ведомость №32094251 от 23 февраля 2022 года, вагонный лист на контейнерные отправки от 23 февраля 2022 года, передаточная ведомость №453 от 25 февраля 2022 года.

На основании представленных документов было зарегистрировано сообщение о прибытии № 10209140/250222/5000449.

Исходя из сведений, заявленных в предоставленных документах, вышеуказанные контейнеры - № <данные изъяты> и № <данные изъяты>, находящиеся на железнодорожной платформе № <данные изъяты>, перемещались порожними. Тара контейнеров – 7 780 кг, масса груза – 0 т.

Отправитель товара: АО «ЭРСТЕ ЭГ», Латвия, Рига; получатель товара: АО «РН-Транс», Россия, Самарская область, город Новокуйбышевск; перевозчик: ОАО «РЖД».

В ходе проведенного на основании письма ОАО «РЖД» № 613/Т от 26 февраля 2022 года таможенного наблюдения (АТН № 10209140/260222/000390) установлено, что в контейнере № FAVU1201251 перемещается незаявленный товар – бесцветная прозрачная жидкость со специфическим запахом.

В результате проведенного 6 марта 2022 года таможенного досмотра (АТД № 10209140/060322/000030) установлено следующее:

- в грузовом отделении танк-контейнера № FAVU 1201251 перемещается прозрачная бесцветная легкоподвижная жидкость с характерным химическим запахом; загрузка примерно 10% от общего объема грузового отделения;

- в грузовом отделении танк-контейнера № FAVU1201272 перемещается незначительное количество (несливаемый остаток) прозрачной бесцветной легкоподвижной жидкости с характерным химическим запахом; загрузка менее 1% от общего объема грузового отделения.

При исследовании отобранных в ходе ОРМ «сбор образцов для сравнительного исследования» из контейнера образцов было установлено, что перемещаемый товар – ацетон (2-пропанон) в концентрации не менее 60% (справка об исследовании № 35 от 4 марта 2022 года, подготовленная ст. эксперта ЭКО ОМВД России по городу Великие Луки ФИО3).

3 марта 2022 года в ходе взвешивания платформы № 40015349 с двумя танк-контейнерами № <данные изъяты> и № <данные изъяты> на вагонных весах ВТВ-Д №<данные изъяты> установлено, что перевес составляет 1520 кг (вес по документам – 7,78 тонн, фактический вес нетто – 9,30 тонн).

Таким образом, в контейнерах № <данные изъяты> и № <данные изъяты> перемешался товар, не заявленный в товаросопроводительных документах.

Товар не изымался.

Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ОАО «РЖД» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, по признакам сообщения в таможенный орган недостоверных сведений о наименовании и весе брутто товаров при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются: контрольным листком обработки импортного груженого транзитного состава (л.д. <данные изъяты>); товаросопроводительными документами: дорожной ведомостью № <данные изъяты> от 23 февраля 2022 года (л.д.<данные изъяты>), вагонным листом на контейнерные отправки от 23 февраля 2022 года (л.д.<данные изъяты>), передаточной ведомостью № 453 от 25 февраля 2022 года (л.д.<данные изъяты> актом таможенного наблюдения от 26 февраля 2022 года № 110209140/260222/000390 (л.д. <данные изъяты>); письмом начальника станции Себеж от 26 февраля 2022 года № 613/т (л.д. <данные изъяты>); сведениями о результатах измерения веса состава от 3 марта 2022 года (л.д. <данные изъяты>); актом таможенного наблюдения от 3 марта 2022 года № 10209140/030322/000459 (л.д. <данные изъяты> актом таможенного досмотра №10209140/060322/000030 от 6 марта 2022 года (л.д<данные изъяты>); справкой об исследовании № 35 от 4 марта 2022 года (л.д. <данные изъяты>); служебной запиской от 15 апреля 2022 года № 50-26/0837 (л.д.<данные изъяты>), служебной запиской от 12 мая 2022 года № 50-26/1060 (л.д. <данные изъяты>); актом общей формы № 06610-1-1/276 от 25 февраля 2022 года (л.д. <данные изъяты> письмом отправителя AS ERSTE EG от 17 марта 2022 (л.д. <данные изъяты>) и другими материалами дела, исследованными судьей, и получившими надлежащую оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Разрешая дело, судья Псковского городского суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО «РЖД» состава вменяемого административного правонарушения, согласившись с выводами таможенного органа.

Доводы жалобы выводы судьи городского суда не опровергают.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Действительно, в соответствии со статьей 16 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении 1951 года (далее - СМГС) отправитель обеспечивает правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной. Вместе с тем, согласно статье 23 СМГС перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством.

Положениями Конвенции о международных железнодорожных перевозках (приложение В к Конвенции «Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (ЦИМ)», параграф 1 статьи 11) установлено право перевозчика в любой момент проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в документах, для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Положениями подпунктов 3 и 45 статьи 2 ТК ЕАЭС установлено, что ввоз товаров на таможенную территорию Союза – это совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами; товар - любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

Как установлено судьей городского суда и усматривается из материалов дела, перевозчиком ОАО «РЖД» при прибытии товара на таможенную территорию ЕАЭС таможенному органу представлены предусмотренные статьей 89 ТК ЕАЭС документы, по которым перемещались порожние транспортные средства (контейнеры), тем самым перевозчик сообщил недостоверные сведения о наименовании товара, находившегося в этих контейнерах.

При этом из материалов дела следует, что при прибытии железнодорожного состава № <данные изъяты> индекс 0900/479/1800 ОАО «РЖД» не была предоставлена информация взвешивающего рельса, в связи с чем при принятии сообщения о прибытии № <данные изъяты> постом был выставлен запрос о предоставлении этой информации, на который поступило письмо о невозможности ее предоставления в связи с тем, что состав проследовал весы с нарушением скоростного режима, что повлекло недействительность весовой справки (л.д. <данные изъяты>).

Как следует из представленных в суде второй инстанции документов, в адрес начальника железнодорожной станции Себеж 25 февраля 2022 года в 22 часа 40 минут было направлено уведомление о необходимости произвести отцепку платформы № 40015349 ТТН 3294251 в связи с принятым решением о взвешивании.

Таким образом, письмо начальника станции Себеж от 26 февраля 2022 года № 613/т было направлено в таможенный орган после предоставления документов в порядке статей 88, 89 ТК ЕАЭС и выявления таможенным органом признаков недостоверности заявленных сведений.

При этом ОАО «РЖД», реализуя правомочие, предоставленное статьей 23 СМГС, оно не было лишено возможности произвести проверку груза для выполнения формальных требований таможенного законодательства и имел к тому технические возможности, поскольку на железнодорожной станции Себеж эксплуатируется весовое оборудование, позволяющее осуществлять взвешивание вагонов непосредственно в железнодорожном составе при движении.

Технологическая схема организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в многостороннем железнодорожном временном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Себеж, утвержденная на координационном совете пункта пропуска 8 декабря 20221 года протоколом № 61 не содержит положений, исключающих взвешивание и осмотр состава работниками перевозчика.

Нарушение отправителем обязательства о предоставлении достоверных сведений о перевозке не может повлиять на выполнение обязанностей перевозчика перед таможенными органами Российской Федерации, в том числе по сообщению достоверных сведений о наименовании товара и весе брутто товара. Именно на перевозчика возложена обязанность принять меры для обеспечения выполнения этих обязанностей, то есть проявить для этого необходимую заботливость и осмотрительность, что не было выполнено в данном случае, в том числе в связи с ненадлежащей организацией должного прохождения грузовыми составами имеющегося весового оборудования.

Перевозчик, не осуществивший фактическую проверку сведений, заявленных отправителем, до уведомления таможенного органа о прибытии товаров, и, следовательно, не принявший все зависящие от него меры по соблюдению таможенного законодательства, несет риск сообщения таможенному органу недостоверных сведений о товаре и привлечения его к административной ответственности по указанному факту.

Пояснения грузоотправителя АО «ЭРСТЕ ЭГ» о том, что груз ацетона из контейнеров на железнодорожной платформе №<данные изъяты> был слит, после грузовых операций танк-контейнеры № <данные изъяты> и <данные изъяты> на железнодорожной платформе № <данные изъяты> были закрыты, опечатаны и отправлены порожним составом (л.д.<данные изъяты>), не свидетельствуют об отсутствии вины ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, поскольку наличие груза ацетона достоверно установлено материалами дела, а остатки груза для целей таможенного законодательства квалифицируются как товар. Объективно эти пояснения не подтверждают наличие у ОАО «РЖД» каких-либо препятствий к проверке груза.

Возвращение платформы с танк-контейнерами отправителю также не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, в деянии ОАО «РЖД» и в частности, об отсутствии его вины.

Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности выполнения ООО «РЖД» требований таможенного законодательства и недопущения их нарушения при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, а равно принятия всех зависящих от него мер по их соблюдению, материалы дела не содержат, что свидетельствует о наличии вины юридического лица во вмененном ему административном правонарушении.

Срок давности и порядок привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности не нарушены.

Оснований для признания совершенного ОАО «РЖД» правонарушения малозначительным не имеется

Административное наказание ОАО «РЖД» назначено в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 16.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения и наличия обстоятельства, отягчающего его наказание, - неоднократное привлечение ОАО «РЖД» к административной ответственности за однородные административные правонарушения.

Обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных пунктами 2-5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ оснований для отмены или изменения состоявшегося постановления, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья Псковского областного суда

Р Е Ш И Л :

постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 28 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, в отношении ОАО «РЖД» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано, опротестовано путем подачи жалобы, принесения протеста непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Псковского областного суда (подпись) О.С. Русакова

Копия верна.

Судья Псковского областного суда О.С. Русакова