ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-2625/2021 от 14.12.2021 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Чеснокова Е.В. Дело № 12-586/2021

(№ 5-2625/2021)

УИД 39RS0001-01-2021-000946-96

РЕШЕНИЕ

14 декабря 2021 года г. Калининград

Судья Калининградского областного суда Тимощенко Р.И.

при секретаре Юдиной Т.К.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «БрянскАгрострой» Борисова П.П. на постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 22 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ООО «БрянскАгрострой».

Заслушав объяснения защитников ООО «БрянскАгрострой» Борисова П.П., Мазитовой Е.М., поддержавших доводы жалобы, объяснения старшего уполномоченного по ОВД отдела административных расследований Калининградской областной таможни ФИО8, указавшей, что постановление судьи является законным и обоснованным,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 22 октября 2021 года ООО «БрянскАгрострой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 026 515,99 руб. без конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.

Защитник ООО «БрянскАгрострой» Борисов П.П. в жалобе просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием субъективной стороны административного правонарушения. Указывает на отсутствие возможности идентифицировать товар, как при подаче декларации на товары, так и в последующем при вывозе товара на территорию России, поскольку во ввозной декларации отсутствовали заводские номера изделия, указаны другие наименования производителей частей товара. Общество по требованию таможенного органа предоставляло необходимые сведения и совершало необходимые действия. Общество не имело возможности задекларировать товар при вывозе на остальную территорию России в рамках процедуры свободной таможенной зоны (ИМ78), так как не могло идентифицировать разобранный бывший в потреблении товар как ранее ввезенный иностранный товар, в связи с чем была заявлена таможенная процедура – выпуск для внутреннего потребления (ИМ40). Общество не имело цели уклониться либо занизить таможенные платежи при декларировании товара. Кроме того, таможенная пошлина по коду товара составляет «0», а сумма НДС, уплаченного обществом, является возвратной. Сумма НДС была возвращена налоговым органом.

Проверив законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В силу положений статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС. При этом, в соответствии с п. 3 данной статьи, таможенное декларирование производится в электронной форме с использованием таможенной декларации.

На основании ст. 50 ТК ЕАЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС предусмотрены обязанности декларанта, в том числе: произвести таможенное декларирование товаров (подпункт 1); представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации (подпункт 2); выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом (подпункт 6).

На основании положений статьи 106 ТК ЕАЭС декларирование производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации, в том числе, сведений о товарах, включая его наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, описание упаковок, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения.

В соответствии с п. 15 раздела II Порядка заполнения декларации на товары, ввозимые (ввезенные) на таможенную территорию, утвержденного решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения», в декларации на товары:

- в графе 31 «Маркировка и количество. Наименование контейнеров. Количество и отличительные особенности товаров» указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах;

- в графе 35 «Вес брутто» указывается в килограммах масса «брутто» товара. Под массой «брутто» понимается общая масса товара, включая все виды его упаковки, необходимые для обеспечения неизменности их состояния до поступления в оборот, но исключая контейнеры и другое транспортное оборудование;

- в графе 45 «Таможенная стоимость» указывается цифровыми символами таможенная стоимость декларируемого товара в валюте государства - члена Союза, таможенному органу которого подается ДТ, определяемая в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза (далее - Союза). Полученное значение таможенной стоимости округляется по математическим правилам с точностью до двух знаков после запятой;

- в графе 47 «Исчисление платежей» указываются сведения об исчислении таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также особенностях уплаты в соответствии с Классификатором особенностей уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.

Согласно п. 7 ст. 38 ТК ЕАЭС в случае, если товары, за исключением товаров, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 209 и абзаце втором пункта 1 статьи 217 ТК ЕАЭС, помещенные под одну из таможенных процедур, предусмотренных настоящим Кодексом, помещаются под иную таможенную процедуру либо такую же таможенную процедуру, таможенной стоимостью таких товаров является таможенная стоимость товаров, определенная при их первом помещении под иную таможенную процедуру, чем указанные в пункте 3 настоящей статьи, а если в декларацию на товары были внесены изменения в части, касающейся сведений о таможенной стоимости товаров, - таможенная стоимость товаров, определенная при внесении таких изменений.

В соответствии с п. 6 ст. 207 ТК ЕАЭС для вывоза товаров с территории СЭЗ на остальную часть таможенной территории Союза действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны завершается помещением:

- под таможенные процедуры, указанные в подпунктах 1, 4, 5, 7, 10, 14 - 16 пункта 2 статьи 127 настоящего Кодекса, иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и не подвергшихся операциям по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с учетом пункта 7 настоящей статьи;

- под таможенную процедуру реимпорта:

товаров Союза, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, которые остались в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа, а также изменений вследствие естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

- товаров, изготовленных (полученных) исключительно из товаров Союза, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в том числе с использованием товаров Союза, не помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;

- под таможенную процедуру таможенного транзита иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и возимых в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного носа, а также изменений вследствие естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, с территории портовой ЭЗ или логистической СЭЗ одного государства-члена на территорию другого государства-члена.

Согласно п. 1 ст. 209 ТК ЕАЭС при помещении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и не подвергшихся операциям по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин применяются ставки ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, действующие на день регистрации таможенным органом декларации на товары, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а в отношении товаров, выпуск которых при их помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны произведен до подачи декларации на товары, - на день регистрации таможенным органом заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, за исключением случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

При помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления оборудования, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, введенного в эксплуатацию и используемого резидентом участником, субъектом) СЭЗ для реализации соглашения (договора) об осуществлении (ведении) деятельности на территории СЭЗ (договора об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционной декларации, предпринимательской программы), а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории портовой СЭЗ или логистической СЭЗ, для исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин применяются ставки ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, действующие на день регистрации таможенным органом декларации на товары, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

С момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (статья 111 ТК ЕАЭС).

Как следует из материалов дела, 30 сентября 2020 года декларантом ООО «БрянскАгрострой» на Калининградский таможенный пост (центр электронного декларирования) Калининградской областной таможни подана декларация на товары №№100120020/300920/0112623 в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без идентификации товара (4000103) товара - «оборудование технологическое для мясоперерабатывающей промышленности котел варочный опрокидывающийся 2 шт., модель KIPPKO 1200, с комплектующими для присоединения узлов агрегата в единый контур: в составе рубашка разделительная нагревательная - 2 шт., устройство понижения давления в рубашке - 2 шт. (с просеивателями 4мм/12100 - 2 шт.), комплект труб с вентилем DN65/1200 - 2 шт., устройство подъемно-опрокидывающее (№№, ) - 2 шт., труба 2 водяная с клапаном безопасного включения/выключения - 2 шт., насос стационарный (шнековый) №№ , - 2 шт., а также в составе 2 электрошкафа для осуществления управления агрегатом после монтажа и соединения частей агрегата в единый контур - 2 шт. серийные номера , , в разобранном виде для транспортировки; бывший в употреблении: производитель BERIEFINNOVATIV GMBH». Указан классификационный код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 8419818000; заявленная декларантом таможенная стоимость товара – 297 317 руб., сумма, подлежащего уплате налога на добавленную стоимость (далее – НДС), согласно графе 47 ДТ, составила 59 463,40 руб.

Таможенным органом проведен таможенный контроль в форме таможенного досмотра, составлен акт таможенного досмотра (АТД) №10012040/031020/000924, которым подтверждено описание товара, заявленного в ДТ №10012020/300920/0112623, и зафиксировано на товаре наличие бумажной маркировки с указанием сведений о ДТ № 10226180/060212/0000602. По результатам таможенного досмотра составлен акт таможенного досмотра (далее - АТД) № 10012040/031020/000924.

10 октября 2020 года, в связи с невыполнение условий, предусмотренных ст.ст. 120-123 ТК ЕАЭС, таможенным органом в выпуске товара по ДТ№ 10012020/300920/0112623 отказано в соответствии с подп. 1 п. 1 ст.125 ТК ЕАЭС. Рекомендовано подать декларацию на товары с предоставлением обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов по требованию таможенного органа.

10 ноября 2020 года декларантом ООО «БрянскАгрострой» подана ДТ № 10012020/101120/0131299 в отношении товара, описанного ранее в ДТ № 10012020/300920/0112623 (по которому отказано в выпуске). В выпуске товара по ДТ № 10012020/101120/0131299 таможенным органом отказано 13 ноября 2020 года в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 126 ТК ЕАЭС, в связи с отсутствием возможности помещения под таможенную процедуру.

14 ноября 2020 года на Калининградский таможенный пост (центр электронного декларирования) подана ДТ № 10012020/141120/0133394 для помещения товара под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления с целью завершения таможенной процедуры «свободная таможенная зона» по ДТ № 10226180/060212/0000602. Заявленная декларантом в ДТ № 10012020/141120/0133394 таможенная стоимость товара составила 22 847 196,62 руб., код ТН ВЭД ЕАЭС 8419818000. Сумма исчисленного и подлежащего уплате в связи с таможенным декларированием товара НДС составила 4 112495,39 руб. В графе 40 ДТ № 10012020/141120/0133394 указаны сведения о предшествующем документе, а именно ДТ № 10226180/060212/0000602. Таможенным органом осуществлен выпуск товара 14 ноября 2020 года в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Таким образом, в ходе осуществления таможенного контроля было установлено, что при таможенном декларировании товара по ДТ № 10012020/300920/0112623 декларантом ООО «БрянскАгрострой» были заявлены недостоверные сведения об особенностях заявляемой таможенной процедуры, а также недостоверные сведения о таможенной стоимости декларируемого товара, что в совокупности повлекло занижение суммы НДС на сумму 4 053 031,99 руб. (4 112 495,39 руб. - 59 463,40 руб.)

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом таможенного органа определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, по итогам которого 18 декабря 2020 года составлен протокол по делу об административном правонарушении в отношении ООО «БрянскАгрострой» по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства вменяемого ООО «БрянскАгрострой» административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении № 10012000-1728/2020; копией ДТ № 10012020/300920/0112623; копией ДТС-2 № 10012020/300920/0112623; копией ДТ № 10226180/060212/0000602; копией ДТС № 10226180/060212/0000602; копией контракта № 2758 от 09.02.2011; копией инвойса № 900008652-1 от 27.01.2012; копией ДТ № 10012020/141120/0133394; копией АТД № 10012040/031020/000924; копией оборотно-сальдовой ведомости по учету основных средств за период 01.09.20-28.09.20; протоколом опроса генерального директора <данные изъяты>ФИО1 протоколом опроса свидетеля ФИО5. от 10.12.2020; пояснениями ФИО4.; пояснениями генерального директора ООО «БрянскАгрострой»; объяснениями ФИО2 объяснениями ФИО3 договором поставки товара № Д0505-19465 от 07.05.2020; служебной запиской отдела контроля таможенной стоимости таможни и другими материалами дела.

Оценив представленные в дело доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, судья пришел к обоснованному выводу о виновности ООО «БрянскАгрострой» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Указание защитника общества на то, что при приобретении товара у <данные изъяты> отсутствовала возможность идентификации товара как ввезенного в Калининградскую область, не может быть принято во внимание.

Из объяснений руководителя отдела логистики и таможенного оформления <данные изъяты>ФИО6 генерального директора <данные изъяты>ФИО7 следует, что ранее <данные изъяты> имело наименование <данные изъяты>; ООО «БрянскАгрострой» было продано именно то оборудование для мясоперерабатывающей промышленности, которое ввезено <данные изъяты> в Калининградскую область на территорию Свободной экономической зоны из Германии. Данный факт также подтверждается договором поставки товара от 7 мая 2020 года, спецификацией к договору поставки, счет-фактурой от 29 сентября 2020 года, техническим описанием к товару, декларациями на товары.

30 сентября 2020 года декларация на товары № 10012020/300920/0112623 была подана ООО «БрянскАгрострой» по доверенности в лице ФИО9 которая с 2009 года работает в <данные изъяты> в должности специалиста по таможенному оформлению.

Таким образом, ООО «БрянскАгрострой» было достоверно известно о том, какой именно приобретается товар у <данные изъяты> а также было известно о его происхождении.

Довод защитника об отсутствии в действиях ООО «БрянскАгрострой» вины в совершении административного правонарушения отклоняется ввиду его несостоятельности.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Материалами дела доказан состав вменяемого обществу административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено.

Подпунктом 35 пункта 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, определено, что во втором подразделе графы 37 «Процедура» ДТ указывается трехзначный код особенности перемещения декларируемых товаров в соответствии с Классификатором особенностей перемещения товаров.

Согласно Классификатору особенностей перемещения товаров, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378, код 103 означает «товары, находящиеся на территории свободной (специальной, особой) экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, которые не могут быть идентифицированы таможенным органом как товары, помещенные под одну из таможенных процедур (для Российской Федерации)».

Вместе с тем, материалами дела установлено, что товар по ДТ № 10012020/300920/0112623 ранее был ввезен в Калининградскую область по таможенной процедуре свободной таможенной зоны (ИМ 7800000) по ДТ № 10226180/060212/0000602. Таможенная стоимость товара № 1 по ДТ № 10226180/060212/0000602, заявленная декларантом в ДТС-1 по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) и принятая таможенным органом, составила 22 847 196,62 руб.

Ввиду изложенного, ссылка на законность применения обществом таможенной процедуры «103» является необоснованной.

Довод защитника отсутствии умысла заявлять недостоверные сведения о товаре для занижения размера налога также не может быть принят во внимание, поскольку ООО «БрянскАгрострой», действуя разумно и осмотрительно, имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований таможенного законодательства при декларировании товара, имело возможность указать соответствующую таможенную процедуру и таможенную стоимость товара до момента регистрации декларации на товары, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от нее меры для выполнения условий, предусмотренных таможенным законодательством, что свидетельствует о его виновности.

Вопреки утверждению защитника указание обществом недостоверных сведений о таможенной процедуре (трехзначном коде особенностей перемещения декларируемых товаров в соответствии с Классификатором особенностей перемещения товаров) и таможенной стоимости повлекло занижение размера НДС.

Принятие обществом по указанию таможенного органа мер, связанных с указанием требуемой таможенной процедуры, таможенной стоимости, а также возврат НДС в указанном выше размере, не исключают в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Данные действия были совершены уже после совершения события вменяемого правонарушения.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений таможенного законодательства, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права к конкретным фактическим обстоятельствам данного дела.

Существенных нарушений предусмотренного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.

Административное наказание назначено ООО «БрянскАгрострой» с учетом обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Доводы жалобы не опровергают выводы суда о наличии состава вмененного обществу административного правонарушения и не свидетельствуют о наличии каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 22 октября 2021 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья