Судья Соловьёв А.Н.(дело № 5-262/2022) | Дело № 7-47/2022 |
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский 27 апреля 2022 года
Судья Камчатского краевого суда Гончарова Н.В. при секретаре Пушкарь О.И., рассмотрев жалобу главы Паратунского сельского поселения ФИО3 на постановление судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 31 марта 2022 года, которым постановлено:
признать должностное лицо – главу Паратунского сельского поселения ФИО3 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 31 марта 2022 года глава Паратунского сельского поселения ФИО3 привлечена к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2000 руб.
Основанием привлечения ФИО3 к административной ответственности послужило невыполнение ею как должностным лицом представления заместителя Елизовского городского прокурора Лазаревой А.А. от 16 июля 2021 года об устранении нарушений законодательства.
В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, глава Паратунского сельского поселения ФИО3 просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. Указывает, что требования прокурора являются незаконными. При рассмотрении заявления ФИО1. от 21 апреля 2021 года со стороны администрации Паратунского сельского поселения нарушения отсутствовали. 18 мая 2021 года ФИО1. направлено письмо, которым она была уведомлена о рассмотрения своего заявления и причинах невозможности вынесения межведомственной комиссией заключения о признании жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, непригодным для проживания. При этом глава Паратунского сельского поселения к работе межведомственной комиссии отношения не имеет. Представление прокурора внесено в отношении несуществующего должностного лица, так как в реестре должностей Паратунского сельского поселения должность «глава администрации Паратунского сельского поселения» отсутствует. О дате и времени рассмотрении представления прокурора последний был уведомлен надлежащим образом и заблаговременно.
Выслушав защитника главы Паратунского сельского поселения ФИО3 – ФИО4, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьями 1 и 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее также - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями на осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением действующих на ее территории законов. Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона.
Согласно статье 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
Пунктом 3 статьи 7 Закона о прокуратуре установлено, что прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Из материалов дела следует, что 16 июля 2021 года заместителем Елизовского городского прокурора главе Паратунского сельского поселения ФИО3 внесено представление об устранении нарушений законодательства (л.д. 17-19).
Основанием для внесения прокурором указанного представления послужили результаты проведенной проверки по обращению ФИО1. о несогласии с действиями администрации Паратунского сельского поселения при рассмотрении вопроса о признании непригодным для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, внеочередному предоставлению жилого помещения по договору социального найма, в ходе которой прокурором выявлено нарушение администрацией Паратунского сельского поселения пункта 42 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее – Постановление Правительства РФ № 47), пунктов 10.1, 24.5, 24.9 Административного регламента предоставления администрацией Паратунского сельского поселения муниципальной услуги «Признание помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением администрации Паратунского сельского поселения от 5 августа 2019 года № 212/2019.
В представлении прокурора от 16 июля 2021 года об устранении нарушений законодательства, полученного администрацией Паратунского сельского поселения 10 августа 2021 года, содержались требования:
безотлагательно рассмотреть представление и принять меры к устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствовавших;
рассмотреть вопрос о привлечении в установленном законом порядке к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в неисполнении или ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, повлекших нарушение, изложенное в представлении;
представление рассмотреть с участием представителя прокуратуры города. О времени и месте рассмотрения представления заблаговременно уведомить в письменной форме;
о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в письменной форме в месячный срок.
10 сентября 2021 года заместитель главы Паратунского сельского поселения ФИО2. направил заместителю прокурора письмо, которым сообщил, что представление прокурора рассмотрено 3 сентября 2021 года в 9 часов 30 минут в кабинете заместителя главы Паратунского сельского поселения ФИО2., о чем была заблаговременно уведомлена Елизовская городская прокуратура. В целях устранения причин и условий, способствовавших выявленным нарушениям, принято решение об отмене заключения межведомственной комиссии от 13 мая 2021 года и назначении повторного заседания межведомственной комиссии по рассмотрению заявления ФИО1. Повторное заседание межведомственной комиссии запланировано в октябре месяце. О результатах рассмотрения заявления будет сообщено дополнительно (л.д. 20).
22 октября 2021 года заместитель главы Паратунского сельского поселения ФИО2. направил заместителю прокурора письмо, которым сообщил, что повторное заседание межведомственной комиссии, запланированное на октябрь, откладывается на неопределенный срок ввиду необходимости правовой оценки представления прокурора (л.д. 21-22).
16 декабря 2021 года заместитель главы Паратунского сельского поселения ФИО2. направил заместителю прокурора письмо, которым полагал представление прокурора незаконным (л.д. 23-24).
18 января 2022 года Елизовский городской прокурора возбудил в отношении главы Паратунского сельского поселения ФИО3 дело об административном правонарушении по статье 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях за умышленное невыполнение требований прокурора, содержащихся в представлении от 16 июля 2021 года (л.д. 1-6).
В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении указано, что в нарушение статьи 24 Закона о прокуратуре представление рассмотрено в отсутствие прокурора, прокурор о дате и времени рассмотрения представления не извещен. Представление рассмотрено неуполномоченным лицом – заместителем главы Паратунского сельского поселения. Главой Паратунского сельского поселения, которая в силу статьи 32 Устава Паратунского сельского поселения руководит администрацией Паратунского сельского поселения, представление в установленный срок и в установленном порядке не рассмотрено, нарушения не устранены, информация о мерах, направленных на устранение нарушений, в прокуратуру не направлена. Датой совершения административного правонарушения указано 11 сентября 2021 года.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, судья Елизовского районного суда в постановлении от 31 марта 2022 года пришел к выводу о наличии в действиях главы Паратунского сельского поселения ФИО3 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 105-110).
Вынося постановление о привлечении должностного лица к ответственности за неисполнение требования прокурора, судья исходил из того, что Елизовская городская прокуратура о времени и месте рассмотрения представления, назначенного на 3 сентября 2021 года на 9 часов 30 минут, извещалась направлением посредством электронной почты сканированного уведомления № 1413 от 2 сентября 2021 года за подписью заместителя главы Паратунского сельского поселения. Данное извещение, направленное накануне дня рассмотрения представления прокурора, а именно 2 сентября 2021 года в конце рабочего дня, является ненадлежащим извещением для целей реализации прокурором права участвовать в рассмотрении внесенного им представления.
С законностью вынесенного постановления судьи нельзя согласиться в силу следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является институт государственной власти в виде реализации полномочий, в том числе, прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.
Привлекая лицо к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях за умышленное невыполнение требований прокурора, судья обязан оценить законность и исполнимость таких требований.
Из материалов дела следует, что между прокурором и администрацией Паратунского сельского поселения возник спор о применении и понимании норм права, в частности Постановления Правительства РФ № 47. Глава Паратунского сельского поселения ФИО3 полагает предписание незаконным.
Несмотря на данные обстоятельства, выводы судьи о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения ограничены только анализом соблюдения процедуры уведомления прокурора о дате и времени рассмотрения представления. В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях законность представления заместителя прокурора фактически не проверена, правовой оценки на предмет соответствия представления требованиям действующего законодательства судьей не дано, тогда как эти обстоятельства имеют существенное значение для выяснения вопроса о наличии в действиях главы Паратунского сельского поселения состава административного правонарушения.
Данное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодекса РФ об административных правонарушениях, является существенным, повлиявшим на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, поэтому выводы судьи о наличии в действиях ФИО3 состава административного правонарушения являются преждевременными, а вынесенное по делу постановление не может быть признано законным.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Вместе с тем передача дела на новое рассмотрение невозможна по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по общему правилу равен трем месяцам. В случае если субъектом административной ответственности по данной норме является лицо, в отношении которого может быть применено наказание в виде дисквалификации, то в соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях оно может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, если Кодексом не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, а также занимать руководящие должности в органах управления юридического лица.
Круг лиц, к которым может быть применена дисквалификация, определен в части 3 названной статьи, к числу которых относятся, в том числе лица, замещающие должности муниципальной службы.
Согласно части 2 статьи 32.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом.
В силу частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.
Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (часть 2 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Законом Камчатского края от 4 мая 2008 года № 58 «О муниципальной службе в Камчатском крае» утвержден реестр должностей муниципальной службы в Камчатском крае (приложение № 1), согласно которому к должностям муниципальной службы относится глава администрации поселения, назначенный на должность по контракту. Должность главы поселения в реестре не поименована.
Согласно Положению «О муниципальной службе в Паратунском сельском поселении» (утв. Решением Собрания депутатов Паратунского сельского поселения от 27 октября 2011 года № 106), должность главы Паратунского сельского поселения не относится к должностям муниципальной службы в Паратунском сельском поселении.
В соответствии с Уставом Паратунского сельского поселения установлены следующие наименования органов местного самоуправления Паратунского сельского поселения: 1) представительный орган муниципального образования - Собрание депутатов Паратунского сельского поселения; 2) глава муниципального образования - глава Паратунского сельского поселения; 3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) - администрация Паратунского сельского поселения (статья 3). Глава Паратунского сельского поселения является высшим должностным лицом поселения, наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава Паратунского сельского поселения избирается на муниципальных выборах гражданами, проживающими на территории Паратунского сельского поселения и обладающими избирательным правом, на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Полномочия главы Паратунского сельского поселения начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы Паратунского сельского поселения. Глава Паратунского сельского поселения (далее – глава поселения) возглавляет местную администрацию (статья 29).
Основания, при которых полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно, определены в пункте 6 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ и статье 31 Устава Паратунского сельского поселения, их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, дисквалификация в их числе отсутствует.
Учитывая, что ФИО3 не состоит на муниципальной службе, является выборным должностным лицом органа местного самоуправления поселения, и в соответствии с положениями статьи 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях к ней не может быть применено наказание в виде дисквалификации, производство по настоящему делу не могло быть осуществлено по истечение трех месяцев с даты вмененного в вину ФИО3 правонарушения (11 сентября 2021 года), то есть после 11 декабря 2021 года.
Между тем дело разрешено за пределами срока давности, что противоречит положениям пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 31 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесенное в отношении главы Паратунского сельского поселения ФИО3 подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 31 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении главы Паратунского сельского поселения ФИО3 отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.
Судья Н.В. Гончарова