УИД 51MS0027-01-2021-001325-71
Дело № 5-264/2021(№12-47/2021)
Мировой судья Бек О.Ю., суд.уч.№2
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
31 мая 2021 года город Апатиты
Судья Апатитского городского суда Мурманской области Верхуша Н.Л.,
рассмотрев в помещении Апатитского городского суда, расположенного по адресу: <...>, жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Апатиты «Средняя общеобразовательная школа № 15» на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Апатитского судебного района от 9 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением и.о.мирового судьи судебного участка № 2 Апатитского судебного района по делу об административном правонарушении от 9 апреля 2021 года юридическое лицо – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Апатиты «Средняя общеобразовательная школа № 15» (далее МБОУ СОШ №15, учреждение) привлечено к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 120 рублей 50 копеек.
Правонарушение выразилось в нецелевом использовании бюджетных средств, а именно в направлении МБОУ СОШ № 15 средств бюджета в виде субсидии в нарушение пунктов 1.1, 2.6 Положения о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска (отдыха) и обратно лицам, работающим в органах местного самоуправления города Апатиты и муниципальных учреждениях города Апатиты, и неработающим членам их семей, утвержденного постановлением Администрации г. Апатиты от 04 мая 2016 года № 541 (далее - Положение). В нарушение указанных пунктов Положения учреждением произведена оплата стоимости электронных багажных квитанций железнодорожного транспорта на перевозку ручной клади(живности) в общей сумме 2410 рублей.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, МБОУ СОШ № 15 обратилось в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что мировым судьей не дана оценка доводам, изложенным в письменных возражениях, и не приведены мотивы, по которым они отклонены. Так, перевозка животного осуществлялась на основании электронной багажной квитанции по установленной Приказом Минтранса России от 10.08.2017 №295 форме. При этом вес животного составляет 3,5 кг, что не превышает предел норматива провоза багажа, установленный Положением, которое не содержит точного понятия багажа и не содержит запрета на компенсацию расходов по перевозке ручной клади.
В судебном заседании законный представитель МБОУ СОШ № 15 поддержал доводы жалобы, настаивал на её удовлетворении.
Заслушав пояснения законного представителя юридического лица, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья считает что жалоба удовлетворению не подлежит на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 2 вышеприведенной нормы закрепляет, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, за что предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования; объективная сторона выражается в использовании средств, полученных из бюджета, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением), являющимся правовым основанием предоставления указанных средств; субъективная сторона характеризуется только умышленной формой вины, когда уполномоченное лицо сознавало противоправный характер своего действия, предвидело возможность наступления вредных последствий для охраняемых законом бюджетных отношений и желало наступления таких последствий (прямой умысел) или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел).
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с нормами статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Частью 8 статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Решением Апатитского городского Совета депутатов от 27.01.2005 N 385 (ред. от 28.06.2010) “О гарантиях и компенсациях, правовое регулирование которых отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера“ установлены гарантии и компенсации для лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных на территории муниципального образования город Апатиты, финансируемых из средств городского бюджета, а также (в случаях, предусмотренных настоящим решением) для членов их семей, местом проживания которых является территория Мурманской области, в том числе право лиц, работающих в организациях, расположенных на территории муниципального образования город Апатиты, финансируемых из средств городского бюджета, на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.
Постановлением Администрации г. Апатиты от 20 мая 2015 г. № 579 установлены правила определения объема и условия предоставления из городского бюджета муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (целевые субсидии).
Пунктом 6 указанного постановления (в редакции, действовавшей до 1 января 2021 года) предусмотрено, что учредитель разрабатывает и утверждает Правила предоставления и расходования субсидий на иные цели подведомственным бюджетным и автономным учреждениям.
Согласно пункту 7 данного постановления (в редакции, действовавшей до 1 января 2021 года) целевые субсидии предоставляются при условии заключения между учредителем и учреждением соглашения о предоставлении из городского бюджета муниципальному учреждению субсидии на иные цели по форме, утвержденной учредителем.
Приказом Управления образования администрации города Апатиты от 22.01.2019 №10-11/о утверждены Правила предоставления и расходования субсидий на иные цели подведомственными бюджетными и автономными учреждениями.
Приказом Управления образования администрации города Апатиты от 23.12.2011 №200-6/о утверждена форма соглашения о порядке и условиях предоставления муниципальному бюджетному (автономному) учреждению, подведомственному Управлению образования, субсидии на иные цели.
Учредителем МБОУ СОШ №15 является муниципальное образование город Апатиты с подведомственной территорией, функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования администрации города Апатиты Мурманской области, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ и копией Устава учреждения.
13 января 2020 года между Управлением образования администрации города Апатиты и МБОУ СОШ № 15 заключено соглашение № 12/3 о порядке и условиях предоставления муниципальному бюджетному учреждению субсидии на иные цели (далее Соглашение), пунктом 3 которого определена цель предоставления субсидии – на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.
В соответствии с пунктом 2.3.1 Соглашения МБОУ СОШ № 15 обязалось использовать субсидию по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования и сроками предоставления субсидии, предусмотренными Соглашением.
Согласно пункту 4 Соглашения нарушение сторонами условий предоставления и целевого использования субсидий влечет ответственность в соответствии с административным и уголовным законодательством, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Порядок, условия и размеры компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска (отдыха) и обратно лицам, работающим в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях города Апатиты, и неработающим членам их семей предусмотрены соответствующим Положением, утвержденным постановлением Администрации г. Апатиты от 04 мая 2016 г. № 541.
Пунктом 1.1 Положения определено, что лицам, работающим по трудовому договору в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях города Апатиты один раз в два года за счет средств работодателя компенсируются расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска (отдыха) в пределах Российской Федерации и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным.
Согласно пункту 2.6 Положения компенсации подлежат расходы на провоз багажа весом до 30 кг, подтвержденные багажными квитанциями или иными документами, выданными организациями, осуществляющими перевозку.
Контрольно-счетной палатой муниципального образования г. Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области проведена проверка законности и результативности (эффективности и экономности) использования средств местного бюджета, выделенных на обеспечение финансово-хозяйственной деятельности МБОУ СОШ № 15 за период с 01.01.2019 по 31.12.2020.
В ходе проверки установлено, что в 2020 году за счет средств бюджета МБОУ СОШ № 15 были возмещены расходы на оплату работнику учреждения ФИО стоимости электронных багажных квитанций железнодорожного транспорта на перевозку ручной клади(живности) в общей сумме 2410 рублей.
Авансовый отчет принят к оплате с учетом расходов, связанных с перевозкой животного, а именно багажных квитанций на перевозку ручной клади(живности) на сумму 17854 рубля 10 копеек.
Таким образом, учреждением компенсация расходов на оплату стоимости электронных багажных квитанций железнодорожного транспорта на перевозку ручной клади(живности) в общей сумме 2410 рублей произведена в нарушение требований Положения, утвержденного постановлением администрации г. Апатиты от 04 мая 2016 г. № 541, Соглашения № 12/3 о порядке и условиях предоставления муниципальному бюджетному учреждению субсидии на иные цели от 13 января 2020 года, то есть допущено нецелевое использование средств городского бюджета.
26 марта 2021 года по данному факту в отношении МБОУ СОШ № 15 Контрольно-счетной палатой г. Апатиты составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения МБОУ СОШ № 15 к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат выяснению по делу об административном правонарушении следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Факт совершения МБОУ СОШ № 15 инкриминируемого ему административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных мировым судьей доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в частности: протоколом об административном правонарушении от 16.02.2021 №34; соглашением № 12/3 о порядке и условиях предоставления муниципальному бюджетному учреждению субсидии на иные цели и дополнительными соглашениями к нему; авансовым отчетом ФИО от 04.09.2020 №56; электронными проездными документами и электронными багажными квитанциями; паспортом животного; справкой Апатитской городской ветеринарной станции от 31.08.2020; платежным поручением №493686 от 23.09.2020; планом работы Контрольно-счетной палаты города Апатиты на 2021 год; программой проведения контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности (эффективности и экономности) использования средств местного бюджета, выделенных в виде субсидии на иные цели на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении г.Апатиты «Средняя общеобразовательная школа №15», утвержденной протоколом №1 от 12.01.2021; распоряжением о проведении контрольного мероприятия №1 от 11.01.2021; актом по результатам контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности (эффективности и экономности) использования средств местного бюджета, выделенных в виде субсидии на иные цели на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении г.Апатиты «Средняя общеобразовательная школа №15» от 24.02.2021; отчетом по результатам контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности (эффективности и экономности) использования средств местного бюджета, выделенных в виде субсидии на иные цели на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении г.Апатиты «Средняя общеобразовательная школа №15», утвержденным протоколом №7 от 17.03.2021; письменными пояснениями директора МБОУ СОШ №15 к акту от 02.03.2021; заключением на пояснения от 17.03.2021; Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Апатиты «Средняя общеобразовательная школа № 15».
Перечисленные доказательства мировым судьёй оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований не согласиться с которыми не имеется.
Доводы жалобы о том, что перевозка животного осуществлялась на основании электронной багажной квитанции по установленной Приказом Минтранса России от 10.08.2017 №295 форме, вес животного составляет 3,5 кг, что не превышает предел норматива провоза багажа, установленный Положением, которое не содержит точного понятия багажа и не содержит запрета на компенсацию расходов по перевозке ручной клади, аналогичны доводам законного представителя юридического лица, изложенным в письменных возражениях на протокол об административном правонарушении, которые были предметом оценки и обоснованно отклонены мировым судьей на основании следующего.
В соответствии с Модельным законом о транспортной деятельности, принятым 31.10.2007 постановлением 29-8 на 29-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ багаж - это вещи пассажира, принятые в установленном порядке для перевозки в транспортном средстве, предназначенном для перевозки пассажиров, до места назначения, указанного в проездном документе (билете).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"(далее-Устав) основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозкой услуг регулируются Уставом, в котором содержится сходное понятие багажа.
В силу статьи 83 Устава пассажир имеет, в том числе, право при проезде в поездах дальнего следования провозить с собой кроме мелких вещей ручную кладь в порядке и на условиях, предусмотренных правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и правилами перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, а также сдавать для перевозки багаж.
Согласно п. 37 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 111, каждый пассажир имеет право бесплатно перевозить с собой на 1 проездной документ (билет) кроме мелких вещей ручную кладь весом не более 36 килограммов (для вагонов с 2-хместными купе(СВ)-не более 50 килограммов). Порядок перевозки вещей (предметов) ручной клади, превышающих указанный вес или габариты, определяется правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.
На основании пункта 103 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 19.12.2013 № 473, к ручной клади относятся вещи пассажиров, перевозимые ими при себе, независимо от их рода и вида упаковки, которые по своим размерам помещаются в пассажирских вагонах на местах, предназначенных для размещения ручной клади, исходя из конструктивных особенностей вагона.
Таким образом, "багаж" и "ручная кладь" - это термины, используемые в соответствии с нормативными документами, регулирующими перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом. И багаж, и ручная кладь - это вещи, являющиеся товарно-материальными ценностями.
Согласно части 1 статьи 137 Гражданского кодекса Российской Федерации к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.
На основании пункта 118 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 19.12.2013 № 473 перевозка в поездах дальнего следования мелких домашних (комнатных) животных, собак и птиц (не более одного места на один оформленный проездной документ (билет) и не более двух мелких домашних (комнатных) животных или двух птиц на это место) допускается сверх установленной нормы провоза ручной клади в отдельных купе жесткого вагона (кроме вагонов с 2-местными купе (СВ) и вагонов повышенной комфортности). За перевозку в поездах дальнего следования мелких домашних (комнатных) животных, собак и птиц взимается отдельная плата.
Пунктом 119 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 19.12.2013 № 473 установлено, что мелкие домашние (комнатные животные), собаки (кроме крупных собак и собак-проводников) и птицы перевозятся в ящиках, корзинах, клетках, контейнерах, которые должны помещаться на местах, предназначенных для размещения ручной клади.
Документом, подтверждающим расходы на перевозку багажа на железнодорожном транспорте является распечатанная электронная багажная квитанция, форма которой утверждена Приказом Минтранса России от 10.08.2017 № 295 «Об утверждении формы электронной багажной квитанции на железнодорожном транспорте», в соответствии с которой разграничены виды отправки «багаж» и «ручная кладь».
Таким образом, указанными выше правовыми нормами, в их совокупности, определена возможность провоза пассажиром собак железнодорожным транспортом в виде ручной клади за отдельно взимаемую плату. При этом, перевозимые пассажиром вместе с ним вещи весом не более 36-ти килограммов являются ручной кладью и, за исключением домашних животных, оплате не подлежат, тогда как багажом являются вещи, принимаемые перевозчиком в установленном порядке и перевозимые отдельно от пассажира.
Положение о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска(отдыха) и обратно лицам, работающим в органах местного самоуправления города Апатиты и муниципальных учреждениях города Апатиты, и неработающим членам их семей, утвержденным постановлением администрации города Апатиты от 04.05.2016 №516 не предусматривает возможности возмещения расходов работнику на провоз ручной клади, в том числе, домашнего животного.
Отсутствие в Положении точного понятия багажа не подразумевает возможность двоякого его толкования в указанной части, поскольку данное понятие четко раскрыто в вышеприведенных нормах законодательства.
То обстоятельство, что Положение не содержит запрета на компенсацию расходов по перевозке ручной клади, не свидетельствует том, что оно прямо предусматривает возможность возмещения работнику расходов на провоз железнодорожным транспортом домашнего животного.
На основании изложенного доводы жалобы являются несостоятельными.
Таким образом, МБОУ СОШ № 15 правомерно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объяснениям законного представителя юридического лица об отсутствии состава административного правонарушения мировым судьёй дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой по доводам жалобы не усматриваю.
Постановление о привлечении МБОУ СОШ № 15 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции статьи 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях с учетом отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи является законным, оснований для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.5-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление и.о.мирового судьи судебного участка № 2 Апатитского судебного района – мирового судьи судебного участка №3 Апатитского судебного района Мурманской области от 9 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Апатиты «Средняя общеобразовательная школа № 15» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение суда вступает в законную силу со дня вынесения.
Судья Н.Л.Верхуша