ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-267/2022 от 18.05.2022 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Арефьева Т.Ю. дело № 12-226/2022 (дело № 5-267/2022)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Попов В.В., при секретаре судебного заседания Куприенковой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 18 мая 2022 года в городе Сыктывкаре Республики Коми дело по жалобе должностного лица административного органа на постановление судьи Эжвинского районного суда города Сыктывкара Республики Коми от 15 апреля 2022 года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Курбанова Р.Р. на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения,

установил:

инспектором ОВМ ОП №2 УМВД России по г. Сыктывкару Габовой Е.Э. в отношении гражданина Кыргызской Республики Курбанова Р.Р. 15 апреля 2022 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

постановлением судьи Эжвинского районного суда города Сыктывкара Республики Коми от 15 апреля 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Курбанова Р.Р. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения за отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, заместитель начальника отдела по вопросам миграции ОП № 2 УМВД России по городу Сыктывкару Стибенюк О.Н. просит отменить вынесенное постановление как незаконное и необоснованное.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Курбанов Р.Р. в судебном заседании просил постановление судьи оставить без изменения.

Должностное лицо административного органа заместитель начальника отдела по вопросам миграции ОП № 2 УМВД России по городу Сыктывкару Стибенюк О.Н. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, пояснив, что судом неверно установлены имеющие значение для дела обстоятельства и неправильно применены нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения. Курбанову Р.Р. 02 апреля 2022 года было доведено решение от 02 апреля 2022 года о сокращении срока временного пребывания до 06 апреля 2022 года и о последствиях невыезда за пределы Российской Федерации после указанного срока.

Руководствуясь положениями статей 25.1 и 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть жалобу при имеющейся явке участвующих в деле лиц.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Курбанова Р.Р. и должностное лицо административного органа заместителя начальника отдела по вопросам миграции ОП № 2 УМВД России по городу Сыктывкару Стибенюк О.Н., прихожу к следующим выводам.

Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Порядок въезда и выезда на территорию Российской Федерации и правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 3 статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами. Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

На основании пункта 1 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.

Приказом МВД России от 22 ноября 2021 года № 926 утвержден Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - Порядок).

Согласно пункту 26.1 указанного Порядка срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае, если в отношении иностранного гражданина, временно пребывающего на территории Российской Федерации, принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию по основаниям, предусмотренным статьями 26 и 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

В силу пункта 27 Порядка решение о сокращении срока временного пребывания (рекомендуемый образец приведен в приложении № 5 к настоящему Порядку) принимается не позднее трех рабочих дней со дня установления хотя бы одного из фактов, предусмотренных подпунктами 26.1 - 26.4, 26.6 и 26.7 пункта 26 настоящего Порядка (пункт 27 Порядка).

Пункт 28 Порядка предусматривает, что информация о сокращении срока временного пребывания, о необходимости явиться в подразделение по вопросам миграции, доводится в течение одного рабочего дня до иностранного гражданина посредством телефонной связи, либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо простым почтовым отправлением. Одновременно до иностранного гражданина доводится информация об обязанности выехать из Российской Федерации в течение трех дней со дня принятия решения о сокращении срока временного пребывания и о последствиях неисполнения данной обязанности.

По прибытии иностранного гражданина в подразделение по вопросам миграции ему вручается уведомление о принятом решении о сокращении срока временного пребывания (рекомендуемый образец приведен в приложении № 6 к настоящему Порядку), в миграционной карте данного иностранного гражданина производится отметка о сокращении срока временного пребывания путем проставления оттиска мастичного штампа размером 70 мм x 30 мм (рекомендуемый образец приведен в приложении N 7 к настоящему Порядку) (пункт 29 Порядка).

Как следует из материалов дела, в том числе протокола об административном правонарушении, и установлено судом первой инстанции, 15 апреля 2022 года в 08 часов 30 минут по адресу: , в ходе контрольно-надзорных мероприятий в ОВМ ОП № 2 УМВД России по г. Сыктывкару установлено, что гражданин Кыргызской Республики Курбанов Р.Р. года рождения, с 06 апреля 2022 года пребывает в Российской Федерации с нарушением режима пребывания, выразившемся в уклонении от выезда из Российской Федерации после сокращения срока временного пребывания в Российской Федерации, чем нарушил пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

По результатам исследования материалов дела, судья районного суда пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеются неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, которые согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истолкованы в пользу этого лица. Суд первой инстанции заключил, что само по себе ознакомление гражданина Кыргызской Республики Курбанова Р.Р. с решением от 02 апреля 2022 года о сокращении срока пребывания в Российской Федерации, в отсутствие письменного уведомления об истечении срока временного пребывания, не позволяют с достоверностью свидетельствовать об определенности им своего положения и принятия в связи с принятым решением необходимых действий по его исполнению, в связи с чем, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, было прекращено.

С постановлением судьи районного суда по делу об административном правонарушении согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно представленным материалам дела, гражданин Кыргызской Республики Курбанов Р.Р. прибыл в Российскую Федерацию 10 октября 2019 года с целью въезда - работа, ему выдана миграционная карта. Срок пребывания гражданина Кыргызской Республики Курбанова Р.Р. по адресу: , был установлен до 26 сентября 2022 года.Решением ОВМ УМВД России по Красногвардейскому району г. Санкт-Петербурга от 28 декабря 2021 года Курбанову Р.Р. не разрешен въезд в Российскую Федерацию на основании подпункта 4 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с неоднократным привлечением к административной ответственности. Решением МВД по Республике Коми от 21 марта 2022 года № 782/2021/11 Курбанову Р.Р. отказано в выдаче вида на жительство в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", на основании принятого в отношении него решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию сроком до 27 апреля 2023 года. Уведомление о принятом решении от 21 марта 2022 года Курбанов Р.Р. получил 02 апреля 2022 года. 02 апреля 2022 года начальником УМВД России по г. Сыктывкару утверждено решение, вынесенное начальником отдела по вопросам миграции ОП №2 ОВМ УМВД России по г. Сыктывкару, о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации гражданину Кыргызской Республики Курбанову Р.Р. 28.04.1995 года рождения, до 06 апреля 2022 года. Приведенные выше нормативно-правовые положения, предусмотренные статьей 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и пунктами 28 и 29 Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 22 ноября 2021 года № 926, в их системном единстве, позволяют сделать вывод о том, что при сокращении срока проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней именно со дня принятия решения о сокращении срока временного пребывания и о последствиях неисполнения данной обязанности, а не со дня получения копии принятого решения или уведомления о принятом решении либо иного документа, подтверждающего принятие миграционным органом такого решения. Указанные правовые нормы предписывают миграционному органу довести до иностранного гражданина информацию о сокращении срока временного пребывания и о необходимости явиться в подразделение по вопросам миграции в течение суток, которая миграционным органом была исполнена. Обязанность доведения до иностранного гражданина информации об обязанности выехать из Российской Федерации в течение трех дней со дня принятия решения о сокращении срока временного пребывания и о последствиях неисполнения данной обязанности, миграционным органом также была исполнена. Материалами дела подтверждено, что Курбанов Р.Р. прибыл в миграционный орган 02 апреля 2022 года, где до него доведена информация о сокращении срока временного пребывания и о необходимости выехать за пределы Российской Федерации после 06 апреля 2022 года. В своих объяснениях Курбанов Р.Р. прямо указал, что 02 апреля 2022 года он был ознакомлен с решением о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации на срок до 06 апреля 2022 года, и понимал, что в течение трех дней он должен был выехать за пределы Российской Федерации, однако не выехал. Сведения об отсутствии в миграционной карте Курбанова Р.Р. отметки о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации в рассматриваемом случае не имеют правового значения для квалификации действий Курбанова Р.Р., поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" миграционная карта по своей сути это учетный (подтверждающий, удостоверяющий) документ, содержащий сведения о въезжающем или прибывшем в Российскую Федерацию иностранном гражданине и о сроке временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина на временное пребывание в Российской Федерации и служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина. Между тем указанные правовые нормы предусматривают вручение уведомления о принятом решении о сокращении срока временного пребывания по рекомендуемому образцу в приложении № 6 к Порядку, по прибытии иностранного гражданина в подразделение по вопросам миграции. Как следует из материалов дела, 02 апреля 2022 года такого уведомления Курбанову Р.Р. формально не вручалось. Копия принятого решения о сокращении срока временного пребывания от 02 апреля 2022 года Курбанову Р.Р. была вручена 15 апреля 2022 года. Предусмотренные статьей 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и пунктами 28 и 29 Порядка не предусматривают обязанность выезда иностранного гражданина из Российской Федерации в течение трех дней со дня получения копии принятого решения или уведомления о принятом решении. Такая обязанность у иностранного гражданина возникает со дня принятия решения о сокращении срока временного пребывания. Поэтому дата фактического получения Курбановым Р.Р. уведомления о принятом решении или копии указанного решения для квалификации его действий по вмененному ему административному правонарушению правового значения не имеют. Суду необходимо было установить доведена ли до иностранного гражданина информация о сокращении срока временного пребывания и об обязанности выехать из Российской Федерации в течение трех дней со дня принятия решения, а также выяснить, по какой причине уведомление о принятом решении о сокращении срока временного пребывания ему не было вручено.Должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, в судебном заседании суда первой инстанции были подробно приведены обстоятельства явки Курбанова Р.Р. 02 апреля 2022 года в миграционный орган, где ему была доведена информация о сокращении срока временного пребывания и об обязанности выехать из Российской Федерации в течение трех дней со дня принятия такого решения. Вместе с тем, судом первой инстанции у данного свидетеля не выяснено, предполагалось ли вручение Курбанову Р.Р. на бумажном носителе уведомления о принятом решении о сокращении срока временного пребывания, было ли вообще подготовлено такое уведомление и подписано ответственными должностными лицами. По утверждению должностного лица миграционного органа соответствующими руководителями органа внутренних дел было подписано решение, а поведение в тот день самого Курбанова Р.Р., который вел себя эмоционально и покинул помещение миграционного органа, не позволили должностным лицам вручить ему необходимые документы. Надлежащая правовая оценка приведенным обстоятельствам судом первой инстанции не дана, постановление судьи таких сведений не содержит, сами руководители органа внутренних дел, за чьей подписью формируется и утверждается решение о сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина на предмет даты подготовки решения, уведомления о принятом решении и их фактического подписания, не допрошены, а имеющая значение для разрешения дела информация не запрашивалась, как не допрошены и иные сотрудники миграционной службы, которые были очевидцами доведения до Курбанова Р.Р. 02 апреля 2022 года информации о принятом решении и его поведении в помещении миграционного органа, которое не позволило вручить ему уведомление о принятом решении. Таким образом, вопреки приведенным в статьях 26.1 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требованиям, суд первой инстанции, прекращая производство по делу об административном правонарушении, названным выше обстоятельствам, письменным материалам дела и иным доказательствам надлежащей правовой оценки не дал, в связи с чем, допущены нарушения требований, предусмотренных настоящим Кодексом, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. На основании положений статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Согласно статье 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а по делам о нарушении правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Срок давности привлечения Курбанова Р.Р. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек. При таких обстоятельствах, постановление судьи Эжвинского районного суда Республики Коми от 15 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело - возвращению в тот же суд на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела об административном правонарушении суду первой инстанции следует учесть все вышеприведенные обстоятельства, после чего принять по делу законное и обоснованное решение. Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья решил: постановление судьи Эжвинского районного суда города Сыктывкара Республики Коми от 15 апреля 2022 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Курбанова Равшана Расуловича на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, отменить, и возвратить дело в Эжвинский районный суд на новое рассмотрение. Судья - Попов В.В. Копия верна: судья Попов В.В.