Дело № 5-268/2020 № 71-172/2020РЕШЕНИЕ
г. Курган 12 октября 2020 г.
Судья Курганского областного суда Дьяченко Ю.Л., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Шадринское» (далее – ООО «Шадринское») Уфимцевой Л.Н. на постановление судьи Шадринского районного суда Курганской области от 18 августа 2020 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
ООО «Шадринское», ОГРН №, ИНН №, КПП №, местонахождение: <адрес>
установил:
обжалуемым постановлением судьи юридическое лицо – ООО «Шадринское» признано виновным в осуществлении утилизации отходов в отсутствии лицензии на осуществление такой деятельности, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 85000 рублей.
В жалобе директор ООО «Шадринское» Уфимцева Л.Н. просит постановление судьи отменить и производство по делу прекратить. Считает, что в действиях ООО «Шадринское», которое занимается свиноводством и выращиванием зерновых и зернобобовых культур, отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку, согласно указанных в жалобе писем Минприроды России и Минсельхоза России лицензия для осуществления деятельности по обращению с навозом, образующимся в результате жизнедеятельности сельскохозяйственных животных, и используемого в дальнейшем для производства продукции растениеводства, предприятию не нужна.
В судебном заседании по рассмотрению жалобы директор ООО «Шадринское» Уфимцева Л.Н. и защитник Общества Булыгина Т.В. доводы жалобы поддержали.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, нахожу жалобу ООО «Шадринское» обоснованной, а постановление судьи - подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, ООО «Шадринское» имеет свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 45 № 001152709 от 4 октября 2002 г., на основании Устава осуществляет хозяйственную деятельность, в том числе по разведению свиней, разведению крупного рогатого скота, выращиванию зерновых и зернобобовых культур.
16 июля 2020 г. по результатам проведения должностным лицом Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в отношении ООО «Шадринское» на территории животноводческой фермы в <адрес> внеплановой выездной проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления составлен акт проверки № 244.
Согласно акту проверки ООО «Шадринское» в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности осуществляет утилизацию отходов: навоз свиней свежий III класса опасности код 1 12 510 01 33 3, навоз свиней перепревший IV класса опасности код 1 12510 02 29 4, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. № 1062.
В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности ООО «Шадринское» является выращивание свиней. На момент проведения проверки поголовье составило около 5000 голов, свиноводческая ферма состоит из 7 корпусов, каждый корпус оборудован накопительными септиками для накопления отходов – навоза свиней свежий, сбор и удаление навоза из помещений осуществляется механическим способом в накопительный септик, после чего навоз выкачивается и вывозится трактором с цистерной на поля, где используется ООО «Шадринское» в качестве удобрения на полях, при этом навоз свиней свежий путем естественного биологического обеззараживания на полях перепревает, и перепревший навоз также используется в качестве удобрения на полях.
Согласно справке директора ООО «Шадринское» Уфимцевой Л.Н. ежегодное образование навоза свиней свежего составляет 3766 тонн, навоз свиней перепревший в количестве 1129 тонн вывозится на поля.
Данные обстоятельства явились основанием для привлечения ООО «Шадринское» к административной ответственности по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Признавая ООО «Шадринское» виновным в совершения указанного административного правонарушения, судья районного суда, оценив протокол по делу об административном правонарушении от 24 июля 2020 г. и другие материалы дела, пришел к выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку Обществом не представлено доказательств, подтверждающих принятие всех зависящих от него мер, направленных на недопущение совершения вменяемого правонарушения.
С данным выводом судьи согласиться нельзя, поскольку судьей не учтены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности.
Своим письмом от 5 мая 2016 г. № 04-12-27/9376 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации разъяснило, что в случае отнесения навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции и (или) их использования в качестве промежуточных (побочных) продуктов для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов, нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы распространяться не будут.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в письме от 11 августа 2016 г. № ВА-14-27/8782 также разъяснило, что если предприятие не производит совокупность действий по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета) и, соответственно, прибыли от такой деятельности не получает, получение лицензии по обращению с опасными отходами такому предприятию не требуется.
Материалами дела подтверждено, что ООО «Шадринское» осуществляет деятельность не только по выращиванию свиней, но и по выращиванию зерновых и зернобобовых культур, и при образующийся в процессе жизнедеятельности животных навоз свиней свежий, а также перепревший путем естественного биологического обеззараживания на полях используется ООО «Шадринское» в качестве удобрения, то есть как промежуточный продукт, на полях при осуществлении своей деятельности по выращиванию зерновых и зернобобовых культур.
Данные обстоятельства подтвердили при рассмотрении жалобы директор ООО «Шадринское» Уфимцева Л.Н. и защитник Булыгина Т.В., представив дополнительные материалы, в том числе заключения специалистов Россельхознадзора по протоколам испытаний почвенных образцов на агрохимические показатели, взятых на земельных участках, где используется навоз свиной, согласно которым почва на них является пригодной для ведения сельского хозяйства, а также технологические условия и технологическую инструкцию для производства органических удобрений на основе навоза, разработанных ООО «Шадринское» 20 июля 2020 г., которыми определены правила и условия применения навоза в качестве удобрений в сельскохозяйственном производстве (ТУ 20.15.80-001-57732059-2020 и ТИ ТУ 20.15.80-001-57732059-2020).
Указанные обстоятельства с учетом вышеизложенных правовых норм свидетельствуют о том, что ООО «Шадринское» не осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности в смысле статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а использует образующийся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных навоз, являющийся продуктом жизнедеятельности последних, в качестве промежуточных (побочных) продуктов для собственных нужд при производстве продукции растениеводства.
Таким образом, свиной навоз свежий и свиной навоз перепревший, используемый ООО «Шадринское» в качестве удобрения на полях при производстве продукции растениеводства, нельзя признать отходами в смысле положений статьи 1 указанного Федерального закона, и в силу разъяснений, данных Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в их письмах соответственно от 5 мая 2016 г. № 04-12-27/9376 и от 11 августа 2016 г. № ВА-14-27/8782, деятельность ООО «Шадринское» по использованию навоза для выращивания продукции растениеводства не подлежит лицензированию.
При таких обстоятельствах вопреки выводу судьи в действиях ООО «Шадринское» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного обжалуемое постановление судьи не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Шадринское» в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Шадринского районного суда Курганской области от 18 августа 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Шадринское» отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Шадринское» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции по жалобам лиц, участвующих в деле, а также по протесту прокурора Курганской области или его заместителей.
Судья Ю.Л. Дьяченко