Дело № 5-269/20
Р Е Ш Е Н И Е
город Иваново «3» августа 2020 года
Судья Фрунзенского районного суда г. Иваново – Вермишян А.О.,
с участием лица, в отношении которого прекращено административное дело – Барочкина Е.В.,
защитника-адвоката ИКА «Адвокатский Центр» Ш.А.В., представившего удостоверение № и ордер № от 27 июля 2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по протесту прокурора г. Оренбурга Жугина А.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Фрунзенского судебного района г. Иваново, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №2 Фрунзенского судебного района г. Иваново от 15 июня 2020 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ в отношении генерального директора ЗАО «Ивэнергосервис» Барочкина Е.В.,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Фрунзенского судебного района г. Иваново, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Фрунзенского судебного района г. Иваново прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ в отношении генерального директора ЗАО «Ивэнергосервис» Барочкина Е.В..
На вышеуказанное постановление прокурором г. Оренбурга принесен протест, в котором прокурор указал следующее.
ЗАО «Ивэнергосервис» нарушены этапы выполнения работ, что подтверждено материалами административного дела.
В соответствии с пунктом 2.1.7 муниципального контракта датой окончания выполнения работ по контракту является дата подписания сторонами акта сдачи – приемки работ по контракту. Дата окончания выполнения работ по контракту не может быть позднее даты, указанной в техническом задании и календарном плане. Досрочное выполнение исполнителем работ по контракту возможно после согласования с муниципальным заказчиком. Таким образом, констатирован факт нарушения сроков исполнения обязательств, повлекший несвоевременное исполнение требований законодательства о теплоснабжении.
Обоснование существенности вреда приведено в постановлении от 17 февраля 2020 года.
Факт привлечения исполнителя к гражданско-правовой ответственности за нарушение сроков по муниципальному контракту не исключает наличие оснований для привлечения к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ.
С учетом изложенного прокурор просит срок обжалования восстановить, постановление мирового судьи отменить, дело вернуть на новое рассмотрение.
Вместе с тем, ходатайствует о восстановлении срока принесения протеста на постановление, поскольку постановление мирового судьи от 15 июня 2020 года получено прокуратурой г. Оренбурга лишь 30 июня 2020 года.
В судебное заседание прокурор Жугин А.В. не явился. О дате, времени и месте рассмотрения протеста уведомлен надлежащим образом, посредством направления извещения на электронный адрес прокуратуры г. Оренбурга и извещения посредством «Почты России» заказным письмом, согласно уведомлению о вручении получено 27 июля 2020 года, об отложении дела не ходатайствовал, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие прокурора Жугина А.В..
Относительно ходатайства прокурора о восстановлении срока обжалования суд приходит к выводу о том, что протест прокурором поддат в установленный законом срок – 10 дней с момента получения копии постановления, следовательно, протест прокурора подлежит рассмотрению по существу.
В судебном заседании Барочкин Е.В. пояснил, что проект актуализированной схемы теплоснабжения был направлен ЗАО «Ивэнергосервис» муниципальному заказчику - Управлению ЖКХ Администрации города Оренбурга 27 мая 2019 года. Пояснил, что схемы теплоснабжения утверждаются ежегодно, и до утверждения новой действует предыдущая схема. Обратил внимание, что актуализированная схема была утверждена приказом заместителя министра энергетики РФ 20 сентября 2019 года независимо от подписания им с муниципальным заказчиком акта сдачи-приемки работ третьего этапа.
В судебном заседании защитник-адвокат Шенягин А.В. доводы, ранее озвученные в суде первой инстанции, поддержал, пояснили следующее.
После передачи ЗАО «Ивэнергосервис» разработанного проекта актуализированной схемы теплоснабжения муниципальному заказчику 27 мая 2019 года все дальнейшие процедуры актуализации схемы теплоснабжения осуществлял не генеральный директор ЗАО «Ивэнергосервис», а Администрация г. Оренбург и федеральный орган, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, Министерство энергетики РФ.
Порядок разработки, утверждения и актуализации схем теплоснабжения утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года № 154 (далее - Порядок), в соответствии с требованиями которого разработанный проект актуализированной схемы теплоснабжения, поступивший от ЗАО «Ивэнергосервис» муниципальному заказчику 27 мая 2019 года и с учетом соблюдения Администрацией города Оренбург предусмотренных законодательством РФ минимальных сроков на проведение необходимых указанных обязательных процедур, возможно было направить на утверждение в Министерство энергетики РФ уже 24 июня 2019 года. Однако проект актуализированной схемы теплоснабжения был направлен только 18 июля 2019 года, при этом Барочкин Е.В. не наделен полномочиями по направлению проекта.
Выводы, содержащиеся в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, о нарушении сроков исполнения третьего этапа являются некорректными, поскольку сделан без учета положений Порядка разработки, утверждения и актуализации схем теплоснабжения, который предусматривает, что срок рассмотрения Министерством энергетики РФ проекта схемы актуализированной схемы теплоснабжения может составлять до 60 календарных дней со дня получения проекта, а также положений п.11.1 контракта, согласно которых срок его действия и исполнения сторонами определен по 30 сентября 2019 года. Поскольку актуализированная схема теплоснабжения города Оренбурга на период до 2033 года была утверждена приказом заместителя министра энергетики РФ № 1011 от 20 сентября 2019 года, срок исполнения контракта не нарушен. При этом причина подписания акта приемки-передачи работ по третьему этапу 28 октября 2019 года, то есть спустя более месяц после окончания работ, Барочкину Е.В. неизвестна.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что сдача муниципальному заказчику результатов работ по первому и второму этапам позже установленных контрактом сроков никаким образом не отразилась, не явилась и не могла явиться причиной нарушения законодательно определенных сроков проведения процедур актуализации схемы теплоснабжения, несоблюдение срока сдачи работ по третьему этапу связано с некорректностью его установления в муниципальном контракте и его противоречии требованиям законодательства РФ.
Согласно ч. 7 ст.7.32 КоАП РФ административная ответственность должностного лица наступает за действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В рассматриваемом случае со стороны исполнителя имело место не неисполнение обязательств, а их ненадлежащее исполнение. Обязательства по муниципальному контракту исполнителем были выполнены. Актуализированная схема теплоснабжения города Оренбурга принята муниципальным заказчиком без замечаний по качеству выполненных работ, размещена на официальном сайте Администрации города Оренбурга в сети Интернет и используется по назначению. Однако при исполнении контракта исполнителем ЗАО «Ивэнергосервис» была допущена просрочка исполнения своих обязательств по контракту, выразившаяся в сдаче результатов работ заказчику позднее установленных контрактом сроков. За это ЗАО «Ивэнергосервис» понесло гражданско-правовую ответственность в виде уплаченных заказчику пеней. Однако, указанная просрочка исполнения обязательств не явилась причиной неисполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Для выводов о наличии в действиях Барочкина Е.В. признаков административного правонарушения по ч. 7 ст.7.32 КоАП РФ необходимо доказать, что ненадлежащее исполнение обязательств ЗАО «Ивэнергосервис» в виде просрочки исполнения обязательств причинило существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства. Таких доказательств не имеется. Существенность вреда может определяться его размером, характером, а также особой для потерпевшего ценностью нарушенного блага и, как правило, выражается в материальном ущербе, нарушении нормальной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. Определяющим для квалификации административного правонарушения по ч. 7 ст.7.32 КоАП РФ является не только размер ущерба, но и значение последствий для самого потерпевшего. Вместе с тем, работы были выполнены, приняты заказчиком без замечаний, оплачены строго по контракту, используются по назначению. Сам заказчик никогда не оценивал просрочку исполнения обязательств как их неисполнение. Какого-либо вреда безопасности и надежности теплоснабжения потребителей, энергетической эффективности теплоснабжения, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей и т.п. не наступило. Никакие иные блага, а также нормальная работа органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений нарушены не были.
В постановлении указано, что действиями Барочкина Е.В. причинен вред, который заключается в нарушении законодательно определенных сроков проведения процедур актуализации схемы теплоснабжения городского округа, о существенности причиненного охраняемым законом интересам общества и государства вреда свидетельствует первостепенность задач процедуры актуализации схемы теплоснабжения, а также необходимости обеспечения открытости процедуры разработки и утверждения проекта актуализированной схемы теплоснабжения. Однако, просрочка исполнения обязательств по контракту не привела к нарушению сроков проведения процедур актуализации схемы теплоснабжения.
Фактов, свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнении Барочкиным Е.В. своих обязанностей руководителя ЗАО «Ивэнергосервис», повлекших ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, в материалах дела не имеется и в постановлении прокурора не приведено.
С учетом изложенного Барочкин Е.В. и его защитник – адвокат Шенягин А.В. просили суд постановление мирового судьи от 15 июня оставить без изменения, протест прокурора без удовлетворения.
Выслушав мнение участвующих лиц, исследовав представленные материалы, суд приходит к выводом о том, что фактические обстоятельства по административному делу мировым судьей установлены верно.
Административная ответственность по ч. 7 ст. 7. 32 КоАП РФ наступает за действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности.
При рассмотрении дела установлено, что 19 марта 2019 года между ЗАО «Ивэнергосервис» и Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Оренбург заключен муниципальный контракт на выполнение работ по разработке научно-исследовательской работы «Актуализация схемы теплоснабжения города Оренбурга на период до 2033 года» для нужд Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбург. Цена контракта составила 1440000 рублей.
Пунктом 1.3 контракта предусмотрено выполнение работ в 3 этапа, разделом 5.5 технического задания (приложение № 1 к контракту) установлены контрольные сроки выполнения работ: 1 этап - с даты заключения контракта по 15 апреля 2019 года, 2 этап - с 16 апреля 2019 года по 15 мая 2019 года, 3 этап - с 16 мая 2019 года по 1 июля 2019 года. В соответствии с пунктом 2.1.7 муниципального контракта датой окончания выполнения работ по контракту (отдельного этапа выполнения работ по контракту) является дата подписания сторонами акта сдачи-приемки работ по контракту. Согласно пункту 11.1 контракт вступает в силу и становится обязательным с момента его подписания сторонами и действует по 30 сентября 2019 года.
6 мая 2019 года Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Оренбург и ЗАО «Ивэнергосервис» был подписан акт сдачи-приемки работ по первому этапу работ.
27 мая 2019 года проект актуализированной схемы теплоснабжения поступил от ЗАО «Ивэнергосервис» муниципальному заказчику в полном объеме.
В тот же день проект актуализированной схемы теплоснабжения был размещен Администрацией города Оренбурга на официальном сайте, жителям города Оренбурга была предоставлена возможность ознакомиться с проектом, а также направить свои замечания и предложения в срок до 16 июня 2019 года.
30 мая 2019 года подписан акт сдачи-приемки работ по второму этапу работ.
Постановлением Главы города Оренбурга от 25 июня 2019 года № 59-п было назначено проведение публичных слушаний по проекту актуализированной схемы теплоснабжения на 5 июля 2019 года.
5 июля 2019 года проведены публичные слушания по проекту актуализированной схемы теплоснабжения, на которых Барочкин Е.В. выступил с докладом и представил презентацию по проекту актуализированной схемы теплоснабжения города Оренбурга на период до 2033 года.
По результатам публичных слушаний Администрации города Оренбург было рекомендовано продолжить работу по рассмотрению проекта и принять решение о направлении данного проекта для утверждения в Министерство энергетики РФ.
18 июля 2019 года проект актуализированной схемы теплоснабжения был направлен для утверждения в Министерство энергетики РФ.
12 сентября 2019 года комиссия по рассмотрению проектов схем теплоснабжения Министерства энергетики РФ рекомендовала Министерству энергетики РФ утвердить проект актуализированной схемы теплоснабжения Оренбурга (протокол № МЮ-317 от 12 сентября 2019 года).
Приказом заместителя министра энергетики РФ № 1011 от 20 сентября 2019 года актуализированная схема теплоснабжения Оренбурга на период до 2033 года утверждена.
26 сентября 2019 года копия приказа заместителя министра энергетики РФ № 1011 от 20 сентября 2019 года, копия протокола заседания комиссии № МЮ-317 от 12 сентября 2019 года, а также перечень предложений для учета при проведении последующей актуализации были направлены в Администрацию города Оренбурга.
После утверждения актуализированная схема теплоснабжения была размещена на официальном сайте Администрации города Оренбурга в сети Интернет.
28 октября 2019 года Управлением ЖКХ Администрации города Оренбурга и ЗАО «Ивэнергосервис» был подписан акт сдачи-приемки работ по третьему этапу работ.
С учетом изложенного мировой судья пришел к правильным выводам о том, что нарушение Барочкиным Е.В. сроков исполнения отдельных этапов работ и в связи с этим подписание актов сдачи-приемки выполненных работ позднее сроков, установленных календарным планом-графиком, не препятствовало опубликованию проекта актуализированной схемы теплоснабжения, проведения по нему публичных слушаний, а также утверждению Министерством энергетики РФ.
То есть, суду не представлено сведений, указывающих на причинно-следственную связь между 12 дневным сроком нарушения выполнения второго этапа (27 мая 2019 года, вместо 15 мая 2019 года) и последующим утверждением актуализированной схемы в Министерстве энергетики РФ 20 сентября 2019 года (вместо 1 июля 2019 года).
Суд первой инстанции также верно пришел к выводу о том, что определяющим для квалификации административного правонарушения по ч. 7 ст. 7. 32 КоАП РФ является не только размер ущерба, но и значение последствий для самого потерпевшего, сведения о чем должны содержаться в материалах дела об административном правонарушении, направляемого судье на рассмотрение.
Существенность вреда может определяться его размером, характером, а также особой для потерпевшего ценностью нарушенного блага и, как правило, выражается в материальном ущербе, нарушении нормальной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.
При этом суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что само нарушение законодательно-определенных сроков проведения процедур актуализации схемы теплоснабжения городского округа не свидетельствует о наличии существенного вреда, охраняемым интересам общества и государства, поскольку никакого фактического вреда от указанной просрочки (12 дней) реально не наступило - схема теплоснабжения города, актуализированная и утвержденная в 2018 году, продолжала свое действие до утверждения новой схемы.
При таких обстоятельствах доводы протеста не могут служить основанием для отмены постановления мирового судьи, которым в действиях должностного лица – генерального директора ЗАО «Ивэнергосервис» Барочкина Е.В. установлено отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7. 32 КоАП РФ.
Оснований для переоценки обстоятельств, установленных мировым судьей при рассмотрении дела, к чему сводятся иные доводы в протесте прокурора, не имеется.
Существенных нарушений материальных и процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьёй не допущено.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 5 Фрунзенского судебного района г. Иваново, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Фрунзенского судебного района г. Иваново о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении генерального директора ЗАО «Ивэнергосервис» Барочкина Е.В, в связи с отсутствием состава административного правонарушения - оставить без изменения, протест прокурора города Оренбурга Жугина А.В. без удовлетворения.
Судья подпись А.О. Вермишян