ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-26/2021 от 18.06.2021 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Кунанбаева Е.С. Дело № 7-237/2021

УИД: 22RS0065-02-2020-007380-71

№5-26/2021 (1 инстанция)

РЕШЕНИЕ

18 июня 2021 года г.Барнаул

Судья Алтайского краевого суда Кайгородова О.Ю., рассмотрев дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Змеиногорская баритомоечная фабрика» на постановление судьи Змеиногорского городского суда Алтайского края от 15 марта 2021 года, которым

общество с ограниченной ответственностью «Змеиногорская баритомоечная фабрика», зарегистрированное по адресу: <адрес>, офис 305, ИНН 4205379002

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ***, составленному ведущим специалистом отдела правового обеспечения государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края С.Ю.А., в ходе проведенного ДД.ММ.ГГ мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия установлено, что на объекте культурного наследия «Карьер/разнос, XVIII-XIX веков» (далее – Объект), входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс памятников Змеиногорского рудника – крупнейшего в XVIII веке в Сибири горно - заводского производства по добыче драгоценных металлов, XVIII–XIX веков» ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» (далее также – Общество) проводятся земляные работы, производится выемка грунта, организовано движение техники. Произведенные земляные работы и нахождение тяжелой техники нарушают объемно-пространственные характеристики объекта, в результате чего изменяется рельеф поверхности, что может привести к повреждению шахт и штолен Змеиногорского рудника, находящегося на данной территории, скрытых под поверхностью грунта, тем самым ухудшают состояние объекта культурного наследия, создают угрозу его целостности и являются нарушением требований части 3 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». 23 октября 2020 года Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края (далее – Управление) ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» выдано предписание о незамедлительной приостановке работ на объекте. 24 ноября 2020 года в соответствии с заданием от 19 ноября 2020 года *** Управлением произведен осмотр объекта, в ходе которого установлено, что предписание от 23 октября 2020 года не исполняется, Общество продолжает проведение работ на объекте, то есть, не исполнена обязанность по приостановлению работ, проведение которых может ухудшить состояние Объекта.

Деяние квалифицировано по статье 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По делу вынесено вышеуказанное постановление.

В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд 26 марта 2021 года (копия постановления получена законным представителем 16 марта 2021 года), защитник ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» Н.О.В. просит постановление отменить с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование ссылается на то, что в ходе осмотра объекта 24 ноября 2020 года Управлением установлено лишь наличие следов земляных работ, когда именно проводились работы после выдачи предписания, в протоколе об административном правонарушении не указано. Непосредственное ведение земляных работ выявлено исключительно за границами объекта культурного наследия, что свидетельствуют об исполнении Обществом предписания от 23 октября 2020 года. Кроме того, судьей не дана оценка тому обстоятельству, что границы объекта культурного наследия в виде перечня координат поворотных (характерных) точек не установлены, на местности отсутствуют указатели, таблички, информационные баннеры, в связи с этим Общество не могло определить, где именно находится объект, и отграничить его от иной сходной по ландшафту территории. Границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс памятников Змеиногорского рудника – крупнейшего в XVIII веке в Сибири горно - заводского производства по добыче драгоценных металлов, XVIII–XIX веков», в том числе, перечень координат поворотных (характерных) точек утверждены Управлением только 10 февраля 2021 года, до указанной даты у Общества отсутствовала возможность индивидуализировать объект и отграничить его от иной местности. В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об ограничениях или обременениях арендованных Обществом участков, на которых производились работы. Таким образом, ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» не смогло реализовать обязанности по исполнению предписания, поскольку не могло установить место расположения объекта. Судьей также не дана оценка представленным защитником доказательствам, а именно: техническому проекту разработки техногенного месторождения хвостохранилища Змеиногорской баритомоечной фабрики, лицензии БАР ***, договорам аренды №***, ***, выпискам из ЕГРН, отчету о геодезических измерениях. Судьей не приняты во внимание доводы защитника о том, что территория объекта культурного наследия открыта, не имеет пропускных пунктов, ограждений, на ней находятся дороги общего пользования, при этом не установлено, что земляные работы проводились именно Обществом. При этом постановление основано на доказательствах, отсутствующих в материалах дела (предписание *** от ДД.ММ.ГГ). Судьей необоснованно не произведена замена административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, не приняты во внимание положения статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В возражениях на апелляционную жалобу Управление указывает на законность постановления судьи от 15 марта 2021 года.

В судебном заседании защитник ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» Н.О.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Н.О.В., допросив свидетелей, прихожу к следующему.

В силу статьи 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение заказчиком и (или) лицом, проводящим земляные, строительные, дорожные или иные работы, обязанности по приостановлению указанных работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность, после получения письменного предписания государственного органа охраны объектов культурного наследия, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Как следует из материалов дела 23 октября 2020 года в ходе мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия выявлено, что на объекте культурного наследия «Карьер/разнос, XVIII-XIX веков», входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс памятников Змеиногорского рудника ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» проводятся земляные работы, производится выемка грунта экскаватором. В районе западной границы каменного останца Объекта зафиксирована ровная площадка из насыпного грунта образованная в результате земляных работ, с размерами ориентировочно 10 на 40 метров. Выявленное зафиксировано в акте осмотра объекта культурного наследия от 26 октября 2020 года ***.

По результатам проверки в целях сохранения целостности объекта Управлением Обществу выдано предписание от 23 декабря 2020 года, согласно которого предписано незамедлительно приостановить работы (выемка грунта) на объекте культурного наследия «Карьер/разнос, XVIII-XIX веков», входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс памятников Змеиногорского рудника.

Данное предписание получено Обществом 09 ноября 2020 года.

Следовательно, с 09 ноября 2020 года Общество было не вправе проводить работы (выемку грунта) на объекте культурного наследия «Карьер/разнос, XVIII-XIX веков».

24-25 ноября главным специалистом отдела учета и популяризации управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края Т.К.Н. произведен осмотр Объекта культурного наследия на предмет исполнения Обществом предписания и приостановления соответствующих работ.

По результатам осмотра составлен Акт осмотра объекта культурного наследия от 30 ноября 2020 года *** из которого следует, что на Объекте наблюдаются следы земляных работ по выемке грунта экскаватором: в центральной части Объекта, с южной стороны каменного останца; в юго-восточной части Объекта, вдоль русла реки Змеевки; в юго-западной части Объекта, в пойме реки Змеевки. Непосредственно работа экскаватора зафиксирована в пойме реки Змеевки в 100 метрах южнее Объекта, а также на вершине возвышенности за юго-западной границей Объекта.

Указанный Акт осмотра явился основанием для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого вынесено оспариваемое постановление.

Вместе с тем, выводы судьи о доказанности совершения Обществом административного правонарушения, являются преждевременными.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Оспаривая виновность в совершение вмененного правонарушения, защитник Общества в обоснование своих доводов ссылалась на то, что в ходе осмотра объекта 24 ноября 2020 года Управлением установлено лишь наличие следов земляных работ, при этом не было установлено когда именно проводились земляные работы, наличие следов земляных работ не свидетельствует о том, что сами работы были проведены после выдачи предписания, то есть после 09 ноября 2020 года.

Указанные доводы и обстоятельства, на которые ссылался заявитель при рассмотрении жалобы, судей городского суда должным образом не проверены.

При этом, из предписания от 23 октября 2020 года следует, что Обществу предписано незамедлительно приостановить работы (выемка грунта) на объекте культурного наследия «Карьер/разнос, XVIII-XIX веков», входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс памятников Змеиногорского рудника.

Из Акта осмотра от 30 ноября 2020 года *** следует, что на момент осмотра на Объекте наблюдаются следы земляных работ по выемке грунта экскаватором: в центральной части Объекта, с южной стороны каменного останца; в юго-восточной части Объекта, вдоль русла реки Змеевки; в юго-западной части Объекта, в пойме реки Змеевки. Непосредственно работа экскаватора зафиксирована в пойме реки Змеевки в 100 метрах южнее Объекта, а также на вершине возвышенности за юго-западной границей Объекта.

Вместе с тем, обязанность приостановить работы в пойме реки Змеевки в 100 метрах южнее Объекта (а не на самом Объекте), выданное предписание не содержит. Также из указанного акта осмотра не следует, что в момент осмотра Обществом производились работы по выемке грунта на территории Объекта культурного наследия «Карьер/разнос, XVIII-XIX веков», поскольку зафиксировано только наличие следов земляных работ по выемке грунта.

К акту осмотра от 30 ноября 2020 года прилагается фототаблица, к фото *** имеется подпись, из которой следует, что на фото запечатлено движение тяжелой строительной техники по юго-восточной части Объекта. Вместе с тем, из указанного фото не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, что осуществляются работы по выемке грунта, которые могут ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить целостность и сохранность объекта культурного наследия. Более того, сам акт осмотра от 30 ноября 2020 года не содержит в себе сведений о том, что при осмотре зафиксировано движение тяжелой строительной техники по юго-восточной части Объекта, напротив указано, что непосредственно работа экскаватора зафиксирована в пойме реки Змеевки в 100 метрах южнее Объекта, а также на вершине возвышенности за юго-западной границей Объекта.

Также из указанного акта не следует, что зафиксировано проведение работ по выемке грунта, осуществленных в период после 09 ноября 2020 года, то есть получения соответствующего предписания, не указано какие именно работы были проведены после получения Обществом предписания о приостановлении работ на Объекте. Какие либо данные позволяющие сопоставить объем произведенных земляных работ до получения предписания о необходимости приостановить такие работы с объемом, зафиксированным в момент осмотра 24-25 ноября, материалы дела не содержат.

Допрошенный в судебном заседании в Алтайском краевом суде в качестве свидетеля Т.К.Н. непосредственно проводивший осмотр, по результатам которого составлен акт от 30 ноября 2020 года, пояснил, что им были зафиксированы только следы движения тяжелой техники по территории Объекта, что само по себе может нарушить состояние объекта. При этом, по мнению Т.К.Н. зафиксированный на фото 11 бульдозер не осуществлял выемку грунта, он двигался по территории Объекта, возможно расчищая какую-то дорогу. Земляных работ по выемке грунта на момент осмотра 30 ноября 2020 года на территории Объекта зафиксировано не было, работы по выемке грунта осуществлялись за границами территории Объекта ориентировочно в 100 метрах.

Иных достоверных данных о том, что Общество после получения 09 ноября 2020 года предписания от 26 октября 2020 года продолжило осуществлять земляные работы по выемке грунта которые могут ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить целостность и сохранность объекта культурного наследия, материал дела об административном правонарушении не содержит, судьей городского суда при рассмотрении дела указанные обстоятельства не восполнены, доводы Общества в указанной части, должным образом не проверены.

При таких обстоятельствах следует признать, что дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

При новом рассмотрении данного дела следует учесть изложенное в настоящем решении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении, дать оценку всем доводам и представленным доказательствам, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное постановление.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Змеиногорского городского суда Алтайского края от 15 марта 2021 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Змеиногорская баритомоечная фабрика» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью Змеиногорская баритомоечная фабрика» возвратить на новое рассмотрение судье Змеиногорского городского суда Алтайского края.

Судья О.Ю. Кайгородова