Судья – Ящихина В.В. Дело №5-292/2020–7-114К
Р Е Ш Е Н И Е
28 сентября 2020 года судья Новгородского областного суда, расположенного по адресу: <...>, Константинова Ю.П.,
при секретаре Сизовой Ю.Б.,
с участием защитника ФИО<...>, помощника прокурора Великого Новгорода <...>,
рассмотрев в порядке пересмотра жалобу ФИО на постановление судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 17 июля 2020 года, вынесенное в отношении должностного лица – председателя комитета по образованию Администрации Великого Новгорода ФИО, о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,
у с т а н о в и л:
06 мая 2020 года первым заместителем прокурора г. Великого Новгорода <...> в отношении должностного лица – председателя комитета по образованию Администрации Великого Новгорода ФИО вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, за нарушение главным распорядителем бюджетных средств или получателем бюджетных средств, предоставляющими субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка предоставления указанных субсидий.
В соответствии с подведомственностью, установленной частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении ФИО направлены для рассмотрения по существу в Новгородский районный суд.
Постановлением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 17 июля 2020 года должностное лицо – председатель комитета по образованию Администрации Великого Новгорода ФИО привлечена к административной ответственности по части 1.1 статьи 15.15.5 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не соглашаясь с данным постановлением, ФИО подала в Новгородский областной суд (через Новгородский районный суд) жалобу в порядке пересмотра, в которой считает судебное постановление незаконным и подлежащим отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения. Среди основных доводов указывает, что обжалуемое постановление не содержит выводов о том, что комитет по образованию Администрации Великого Новгорода является главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности трем подведомственным муниципальным учреждениям путем подписания соглашений о предоставлении субсидии, в том смысле, который определен положениями части 1.1 статьи 15.15.5 КоАП РФ. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в председатель комитета в силу своих должностных обязанностей была наделена полномочиями по распоряжению бюджетными средствами либо по предоставлению субсидии. Заключая соглашения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, ФИО действовала во исполнение постановления Администрации Великого Новгорода от 23 декабря 2019 года №5403 «О прекращении бюджетных инвестиций и перемене заказчика по муниципальным контрактам». Учитывая, что перемена заказчика произошла в конце очередного финансового года, информацией о сроках строительства она не располагала по объективным причинам. Общий объем капитальных вложений в объект муниципальной собственности за счет источников финансового обеспечения указан в разделе 1 соглашений, кроме того, положениями соглашений также предусмотрено перечисление в бюджет Великого Новгорода в соответствии с действующим законодательством не использованных на начало очередного финансового года остатков субсидий (пункт 2.5). Кроме того, ссылается на наличие оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении применения статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
В судебное заседание не явилась надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела ФИО.
С учетом сведений о надлежащем извещении, при отсутствии оснований для отложения судебного разбирательства, судьей дело рассмотрено без участия ФИО.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ), изучив доводы жалобы, выслушав защитника ФИО<...>, поддержавшую жалобу, заключение прокурора <...>, считавшего состоявшееся по делу судебное постановление законным и обоснованным, а жалобу – не подлежащей удовлетворению, судья приходит к следующим выводам.
Согласно части 1.1 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств или получателем бюджетных средств, предоставляющими субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка предоставления указанных субсидий либо неисполнение ими решения о предоставлении субсидий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации регулируются случаи и порядок предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.
Принятие решений о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление за счет предусмотренных указанной статьей субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и предоставление указанных субсидий осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (пункт 2 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок принятия решений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (далее – Порядок) утвержден постановлением Администрации Великого Новгорода от 14 марта 2014 года №1354, которым установлен механизм и условия принятия решений о предоставлении бюджетных ассигнований из бюджета Великого Новгорода в виде субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности и объекты недвижимого имущества, приобретаемые в муниципальную собственность (далее – субсидии), муниципальным автономным и бюджетным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, созданным на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования - городского округа Великий Новгород.
Частью 4 статьи 78.2 Бюджетного кодекса установлены требования к условиям соглашения о предоставлении субсидии, которое должно содержать, в том числе, цель предоставления субсидии и ее объем с разбивкой по годам в отношении каждого объекта, с указанием его наименования, сроков строительства, стоимости объекта, а также общего объема капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности за счет всех источников финансового обеспечения, в том числе объема предоставляемой субсидии, а также указания на право использования в очередном финансовом году на те же цели неиспользованных остатков средств на капитальные вложения, вытекающее из соответствующего решения, принятого получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, о наличии потребности направления этих средств на цели предоставления субсидии.
При рассмотрении дела установлено, что Администрацией Великого Новгорода принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности: №1; №2; №3.
Муниципальным заказчиком на осуществление муниципальных закупок в целях реализации вышеуказанного решения определено муниципальное казенное учреждение Великого Новгорода «Управление капитального строительства», которым на основании требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с подрядчиком ООО «С...» были заключены три муниципальных контракта: от 08 ноября 2018 года на выполнение работ по строительству объекта №1; от 27 декабря 2018 года на выполнение работ по строительству объекта №2; от 16 декабря 2019 года на выполнение работ по строительству объекта №3.
23 декабря 2019 года Администрацией Великого Новгорода принято постановление №5403 «О прекращении бюджетных инвестиций и перемене заказчика по муниципальным контрактам», которым произведена замена заказчика Муниципального казенного учреждения Великого Новгорода «Управление капитального строительства» по муниципальному контракту от 08 ноября 2018 года на Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №95 «Планета детства»; по муниципальному контракту от 27 декабря 2018 года – на Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №83», по муниципальному контракту от 16 декабря 2019 года – на Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №81 «Солнышко» комбинированного вида», а также принято решение о прекращении предоставления бюджетных инвестиций в отношении вышеперечисленных объектов капитального строительства и предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в отношении тех же объектов капитального строительства.
26 декабря 2019 года на основании вышеуказанного постановления Администрации Великого Новгорода от 23 декабря 2019 года №5403 комитетом по образованию Администрации Великого Новгорода в лице председателя комитета ФИО с вышеперечисленными муниципальными автономными дошкольными образовательными учреждениями, выступающими заказчиками работ по строительству соответствующих объектов, заключены соглашения о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений, а именно:
– с МАДОУ «Детский сад №81 «Солнышко» заключено соглашение №1165 сроком действия до 31 декабря 2020 года, в соответствии с которым последнему предоставлена субсидия на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (выполнение работ по строительству объекта №2) в 2019 году в размере 55 221 349 рублей 74 копейки, в 2020 году в размере 42 012 442 рубля;
– с МАДОУ «Детский сад №83» заключено соглашение №1166 сроком действия до 31 декабря 2019 года, в соответствии с которым последнему предоставлена субсидия на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (выполнение работ по строительству объекта №3) в 2019 году в размере 80 771 867 рублей 23 копейки;
– с МАДОУ «Детский сад №95 «Планета детства» заключено соглашение № 1167 сроком действия до 31 декабря 2019 года, в соответствии с которым последнему предоставлена субсидия на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (выполнение работ по строительству объекта №1) в 2019 году в размере 81 477 514 рублей 18 копеек.
В соответствии с приказом комитета по образованию Администрации Великого Новгорода от 31 декабря 2019 года №700 «О потребности остатков субсидий на капитальные вложения» принято решение о разрешении к использованию остатка средств на капитальные вложения по состоянию на 01 января 2020 года на цели предоставления субсидии МАДОУ «Детский сад №81 «Солнышко» в сумме 55221,34974 тыс. рублей, МАДОУ «Детский сад №83» – в сумме 80771,86723 тыс. рублей, МАДОУ «Детский сад №95 «Планета детства» – в сумме 81477,51418 тыс. рублей.
В результате проверки, проведенной прокуратурой Великого Новгорода, установлено, что в действиях должностного лица главного распорядителя бюджетных средств – председателя комитета по образованию Администрации Великого Новгорода ФИО имеются нарушения пункта 4 статьи 78.2 Бюджетного кодекса РФ, выразившиеся в том, что в заключенных соглашениях №№1165, 1166, 1167 о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений отсутствует информация об объемах предоставляемой субсидии с разбивкой по годам, сроках строительства, стоимости объекта, общем объеме капитальных вложений в объект муниципальной собственности за счет всех источников финансового обеспечения, а также за учреждениями не закреплено право на использование в очередном финансовом году на те же цели неиспользованных по состоянию на 01 января 2020 года остатков средств на капитальные вложения, вытекающее из соответствующего решения, принятого их учредителем (комитетом по образованию Администрации Великого Новгорода), тем самым был нарушен порядок предоставления указанных субсидий.
По результатам рассмотрения дела судьей районного суда из объема вмененных в вину ФИО нарушений исключены выводы о допущенном председателем комитета по образованию Администрации Великого Новгорода нарушении, выразившемся в отсутствии в соглашениях о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений информации об объемах предоставляемой субсидии с разбивкой по годам.
Наличие остальных нарушений пункта 4 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе: копиями соглашений №№ 1165, 1166, 1167 от 26 декабря 2019 года о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений, заключенных комитетом по образованию Администрации Великого Новгорода с МАДОУ «Детский сад № 81 «Солнышко», МАДОУ «Детский сад № 83», МАДОУ «Детский сад № 95 «Планета детства», соответственно, копией заключения Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия «Анализ деятельности органов местного самоуправления и муниципальных организаций по осуществлению капитальных вложений в объекты муниципальной собственности» от 26 февраля 2020 года и другими письменными документами.
По факту выявленных нарушений 06 мая 2020 года в отношении должностного лица – председателя комитета по образованию Администрации Великого Новгорода ФИО вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Объективная сторона вменяемого ФИО административного правонарушения характеризуется виновными действиями должностного лица, нарушившего условия предоставления субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, поскольку заключенные соглашения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений не содержат всех обязательных сведений, установленных в пункте 4 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании распоряжения Администрации Великого Новгорода от 10 февраля 2017 года <...>ФИО с 13 февраля 2017 года принята на муниципальную службу и назначена на должность председателя комитета по образованию Администрации Великого Новгорода.
Субъектом данного правонарушения обоснованно признана ФИО, поскольку комитет по образованию Администрации Великого Новгорода выступает главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых комитету из бюджета, с правом предоставления субсидий.
Всем исследованным по делу доказательствам судьей районного суда дана оценка с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам, предусмотренным статьей 26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с которой не усматривается.
На основании исследованных доказательств судьей районного суда при вынесении постановления верно установлены фактические обстоятельства данного дела.
Судья районного суда принял во внимание все доказательства, представленные в материалах дела, правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу и обоснованно пришел к выводу о виновности должностного лица комитета по образованию Администрации Великого Новгорода ФИО в совершении административного правонарушения.
Судьей районного суда проверены доводы ФИО и ее защитника об отсутствии в действиях должностного лица комитета по образованию Администрации Великого Новгорода ФИО нарушений условий предоставления субсидий и сделан обоснованный вывод о том, что доводы защиты не опровергают доказательства совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, и виновности ФИО в его совершении.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Отсутствие неблагоприятных последствий административного правонарушения само по себе не является основанием для признания правонарушения малозначительным, поскольку состав правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, является формальным и потому не предусматривает необходимость наступления каких-либо последствий.
К объектам допущенного правонарушения относятся финансовые интересы государства, установленный порядок предоставления субсидий. Нарушение надлежащего правопорядка в области бюджетных отношений снижает значимость принципов бюджетной системы, перечисленных в статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе, эффективности использования бюджетных средств, прозрачности (открытости), достоверности бюджета, а потому по своему характеру указанное административное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судьи районного суда о доказанности вины ФИО в совершении описанного выше административного правонарушения материалы дела не содержат.
Действия должностного лица – председателя комитета по образованию Администрации Великого Новгорода ФИО правильно квалифицированы по части 1.1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права, которые могли повлиять на вынесение законного и обоснованного постановления, по делу не допущено.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1.1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления судьи не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 17 июля 2020 года в отношении должностного лица – председателя комитета по образованию Администрации Великого Новгорода ФИО по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, – оставить без изменения, а жалобу ФИО – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения.
Судья Ю.П. Константинова