Судья – Ящихина В.В. Дело №5-293/2020–7-112К
Р Е Ш Е Н И Е
28 сентября 2020 года судья Новгородского областного суда, расположенного по адресу: <...>, Константинова Ю.П.,
при секретаре Сизовой Ю.Б.,
с участием защитника ФИО<...>, помощника прокурора Великого Новгорода <...>,
рассмотрев в порядке пересмотра жалобу ФИО на постановление судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 24 июля 2020 года, вынесенное в отношении должностного лица Администрации Великого Новгорода ФИО, о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,
у с т а н о в и л:
06 мая 2020 года первым заместителем прокурора г. Великого Новгорода <...> в отношении ФИО, исполняющей обязанности Главы Администрации Великого Новгорода (на день совершения административного правонарушения 23 декабря 2019 года), вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка предоставления указанных субсидий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.
В соответствии с подведомственностью, установленной частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении ФИО направлены для рассмотрения по существу в Новгородский районный суд.
Постановлением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 24 июля 2020 года должностное лицо Администрации Великого Новгорода ФИО привлечена к административной ответственности по части 1.1 статьи 15.15.5 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не соглашаясь с данным постановлением, ФИО подала в Новгородский областной суд (через Новгородский районный суд) жалобу, в которой считает судебное постановление незаконным и подлежащим отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении. Среди основных доводов указывает, что не является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности трем подведомственным муниципальным учреждениям путем подписания соглашений о предоставлении субсидии, являлся Комитет по образованию Администрации Великого Новгорода. Перемена заказчика в ходе исполнения контракта не является нарушением Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации не содержат прямого запрета на изменение способа финансового обеспечения на капитальные вложения с бюджетных инвестиций на субсидии в отношении одного и того же объекта муниципальной собственности в течение финансового года. Предоставление субсидий было осуществлено в рамках положений пункта 6 Порядка принятия решений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, утвержденного Постановлением Администрации Великого Новгорода от 14 марта 2014 года №1354, с соблюдением требований пункта 7 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание не явилась надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела ФИО.
С учетом сведений о надлежащем извещении, при отсутствии оснований для отложения судебного разбирательства, судьей дело рассмотрено без участия ФИО.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ), изучив доводы жалобы, выслушав защитника ФИО<...>, поддержавшего жалобу, заключение прокурора <...>, считавшего состоявшееся по делу судебное постановление законным и обоснованным, а жалобу – не подлежащей удовлетворению, судья приходит к следующим выводам.
Согласно части 1.1 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств или получателем бюджетных средств, предоставляющими субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка предоставления указанных субсидий либо неисполнение ими решения о предоставлении субсидий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации регулируются случаи и порядок предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.
Принятие решений о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление за счет предусмотренных указанной статьей субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и предоставление указанных субсидий осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (пункт 2 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок принятия решений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (далее – Порядок) утвержден постановлением Администрации Великого Новгорода от 14 марта 2014 года №1354, которым установлен механизм и условия принятия решений о предоставлении бюджетных ассигнований из бюджета Великого Новгорода в виде субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности и объекты недвижимого имущества, приобретаемые в муниципальную собственность (далее – субсидии), муниципальным автономным и бюджетным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, созданным на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования - городского округа Великий Новгород.
В пункте 4 Порядка установлено, что решения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности принимаются в форме постановлений Администрации Великого Новгорода (далее - решение о предоставлении субсидии).
Статья 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит запрет на предоставление при исполнении соответствующего бюджета субсидий на капитальные вложения в отношении объектов капитального строительства или объектов недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности, по которым принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций (абзац 1 пункта 7 статьи 78.2 БК РФ).
Аналогичную норму содержит пункт 5 Порядка, указывающий, что при осуществлении капитальных вложений в объекты муниципальной собственности не допускается предоставление субсидий в отношении объектов муниципальной собственности, по которым принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций.
Исключением из этого правила является случай, регламентированный в абзаце 2 пункта 7 статьи 78.2 БК РФ, когда казенное учреждение, являющееся при осуществлении бюджетных инвестиций государственным (муниципальным) заказчиком, меняет свой тип на бюджетное или автономное учреждение, при этом, выдать ему субсидию на капитальные вложения можно после внесения соответствующих изменений в решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций. Кроме того, в заключенные казенным учреждением государственные (муниципальные) контракты необходимо внести уточнения в части замены стороны договора (вместо казенного учреждения - бюджетное или автономное) и его вида (вместо государственного (муниципального) контракта - гражданско-правовой договор).
Таким образом, в отношении одного и того же объекта допускается изменять в течение финансового года вид финансирования, если учреждение - заказчик строительства данного объекта меняет свой тип.
При рассмотрении дела установлено, что Администрацией Великого Новгорода принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности: №1; №2; №3.
Муниципальным заказчиком на осуществление муниципальных закупок в целях реализации вышеуказанного решения определено муниципальное казенное учреждение Великого Новгорода «Управление капитального строительства», которым на основании требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с подрядчиком ООО «С...» были заключены муниципальные контракты:
– от 08 ноября 2018 года на выполнение работ по строительству объекта №1 (цена контакта 161 830 693 рублей 43 копейки; источник финансирования: средства бюджета Великого Новгорода на 2018 и 2019 годы, средства областного бюджета (бюджета Новгородской области) на 2018 год, средства федерального бюджета на 2018 и 2019 годы; срок окончания работ – 01 октября 2019 года; срок действия контракта до 31 декабря 2019 года;
– от 27 декабря 2018 года на выполнение работ по строительству объекта №3; цена контакта 152 885 278 рублей 16 копеек; источник финансирования: средства бюджета Великого Новгорода на 2018 и 2019 годы, средства областного бюджета (бюджета Новгородской области) на 2018 год, средства федерального бюджета на 2018 и 2019 годы; срок окончания работ – 01 ноября 2019 года; срок действия контракта до 31 декабря 2019 года;
– от 16 декабря 2019 года на выполнение работ по строительству объекта №2; цена контакта 133 807 071 рублей 00 копеек; источник финансирования: средства бюджета Великого Новгорода на 2019, 2020 годы, средства областного бюджета (бюджета Новгородской области) на 2019, 2020 годы, средства федерального бюджета на 2019, 2020 годы; срок окончания работ – 01 августа 2020 года; срок действия контракта до 30 октября 2020 года.
Постановлением Администрации Великого Новгорода от 23 декабря 2019 года №5403 «О прекращении бюджетных инвестиций и перемене заказчика по муниципальным контрактам», принято решение о замене заказчика Муниципального казенного учреждения Великого Новгорода «Управление капитального строительства» по муниципальному контракту от 08 ноября 2018 года на Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №95 «Планета детства»; по муниципальному контракту от 27 декабря 2018 года – на Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №83», по муниципальному контракту от 16 декабря 2019 года – на Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №81 «Солнышко» комбинированного вида», а также о прекращении предоставления бюджетных инвестиций в отношении вышеперечисленных объектов капитального строительства и предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в отношении тех же объектов капитального строительства.
На основании распоряжения Администрации Великого Новгорода от 20 декабря 2019 года №281рм исполнение полномочий мэра Великого Новгорода, осуществляющего руководство Администрацией Великого Новгорода, 23 декабря 2019 года (на момент принятия вышеназванного постановления) возлагалось на заместителя главы Администрации Великого Новгорода ФИО.
Принятием указанного постановления №5403 от 23 декабря 2019 года, Администрация Великого Новгорода, изменила в процессе исполнения бюджета (в конце 2019 года) форму осуществления финансирования капитальных вложений в строительство объектов муниципальной собственности, что свидетельствует о нарушении пункта 7 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 5 Порядка.
Кроме того, при принятии решения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в виде постановления Администрации Великого Новгорода от 23 декабря 2019 года №5403 «О прекращении бюджетных инвестиций и перемене заказчика по муниципальным контрактам», не указаны размеры субсидий на осуществление капитальных вложений в соответствующий объект муниципальной собственности, предоставляемых новым заказчикам строительства - трем муниципальным автономным образовательным учреждениям, как того требует пункт 9 Порядка.
Проверка исполнения Администрацией Великого Новгорода требований бюджетного законодательства проведена прокуратурой г. Великого Новгорода.
По факту выявленных нарушений 06 мая 2020 года в отношении должностного лица – исполняющего обязанности Главы Администрации Великого Новгорода ФИО вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Объективная сторона вменяемого ФИО административного правонарушения характеризуется виновными действиями должностного лица, не исполнившего требования пункта 7 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктов 5 и 9 Порядка, что повлекло нарушение условий предоставления субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности.
Субъектом данного правонарушения обоснованно признана ФИО – как уполномоченное должностное лицо главного распорядителя бюджетных средств, принявшее решение о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности с нарушением требований статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены приобщенными в материалы дела доказательствами, которым дана оценка с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам, предусмотренным статьей 26.11 КоАП РФ.
Судья районного суда правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу и обоснованно пришел к выводу о виновности должностного лица Администрации Великого Новгорода ФИО в совершении административного правонарушения.
Судьей районного суда проверены доводы ФИО и ее защитника об отсутствии в действиях должностного лица Администрации Великого Новгорода ФИО состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что Администрация Великого Новгорода не является главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидию, подлежит отклонению.
Администрация Великого Новгорода является исполнительно-распорядительным органом Великого Новгорода, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Новгородской области, Уставом, решениями Думы Великого Новгорода (Устав муниципального образования - городского округа Великий Новгород, принятый решением Думы Великого Новгорода от 02 октября 2017 года №1267).
По смыслу положений статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (о понятии главного распорядителя бюджетных средств), статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации (о бюджетных полномочиях исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), а также статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2013 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Администрация Великого Новгорода как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, является главным распорядителем бюджета муниципального образования.
Событие административного правонарушения выразилось в нарушении запрета на предоставление при исполнении соответствующего бюджета субсидий на капитальные вложения в отношении объектов капитального строительства (абзац 1 пункта 7 статьи 78.2 БК РФ), а также несоблюдении пунктов 5 и 9 Порядка, которое допущено в результате принятия ФИО постановления Администрации Великого Новгорода от 23 декабря 2019 года №5403 «О прекращении бюджетных инвестиций и перемене заказчика по муниципальным контрактам».
Таким образом, противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судьи районного суда о доказанности вины ФИО в совершении описанного выше административного правонарушения материалы дела не содержат.
Действия должностного лица – исполняющего обязанности Главы Администрации Великого Новгорода ФИО правильно квалифицированы по части 1.1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права, которые могли повлиять на вынесение законного и обоснованного постановления, по делу не допущено.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1.1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления судьи не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 24 июля 2020 года в отношении должностного лица Администрации Великого Новгорода ФИО по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, – оставить без изменения, а жалобу ФИО – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения.
Судья Ю.П. Константинова