КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Чеснокова Е.В. Дело № 12-558/2021
(№ 5-294/2021)
УИД 39RS0001-01-2021-000107-91
РЕШЕНИЕ
14 декабря 2021 года г. Калининград
Судья Калининградского областного суда Тимощенко Р.И.
при секретаре Юдиной Т.К.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 – Сапрыкина Эдуарда Анатольевича на постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 18 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ФИО1.
Заслушав объяснения представителя Калининградской областной таможни ФИО2, указавшего, что постановление является законным и обоснованным,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 18 февраля 2021 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100956,43 руб., без конфискации предметов административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, защитник ФИО1 – Сапрыкин Э.А. обратился с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с нарушением порядка привлечения ФИО1 к административной ответственности. Указывает, что определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено за рамками срока административного расследования. В ходе производства по делу проведена товароведческая экспертиза, с заключением которой ФИО1 был ознакомлен также по истечении срока административного расследования. Процессуальные акты о продлении срока административного расследования должностными лицами таможни не принимались. В материалах дела имеется два протокола об административном правонарушении, имеющие разные даты составления и разное содержание, составленные разными должностными лицами, в связи с чем не могут быть допустимыми доказательствами вины ФИО1
Проверив законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно подп. 27 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС (далее - Союза) - ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС ввоз товаров на таможенную территорию Союза - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
На основании подп. 7 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
В силу подп. 25 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза - перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
На основании подп. 45 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС товар - любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу. Товары для личного пользования - это товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом (подп. 46 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).
Пунктом 1 статьи 256 ТК ЕАЭС определяются особенности порядка и условий перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, особенности порядка совершения таможенных операций, связанных с временным хранением, таможенным декларированием и выпуском товаров для личного пользования, особенности применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров для личного пользования, а также порядок определения стоимости товаров для личного пользования и применения таможенных платежей в отношении таких товаров.
В соответствии с подп. 1 п. 13 ст. 260 ТК ЕАЭС декларантами товаров для личного пользования могут выступать достигшие 16-летнего возраста физические лица государств-членов или иностранные физические лица, имеющие на момент пересечения таможенной границы Союза право владения, пользования и (или) распоряжения в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже.
На основании п. 1 ст. 256 ТК ЕАЭС товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями главы 37 ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной этой главой, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Евразийского экономического союза. Критерии отнесения товаров, перемещаемым через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливается международным договором государств - членов Евразийского экономического.
Таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, производится физическими лицами при их следовании через таможенную границу Союза с одновременным представлением таможенному органу этих товаров (п. 5 ст. 260 ТК ЕАЭС).
В силу подп. 3 п. 1 ст. 260 ТК ЕАЭС таможенному декларированию подлежат товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (в ред. решений Совета Евразийской экономической комиссии от 01.11.2018 № 91, от 28.05.2019 № 53, с изм., внесенными Решением Совета ЕЭК от 29.04.2020 № 47) установлено, что с 1 января 2019 года беспошлинно могут быть ввезены на таможенную территорию ЕАЭС товары для личного пользования (за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива, неделимых товаров для личного пользования) в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже видами транспорта, отличными от воздушного, или в пешем порядке, стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 500 евро, и (или) вес не превышает 25 кг.
Таможенное декларирование товаров для личного пользования, в том числе помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии со статьей 263 ТК ЕАЭС, производится с использованием пассажирской таможенной декларации.
Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации, определяются Комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации с учетом пункта 9 статьи 260 ТК ЕАЭС.
В качестве пассажирской таможенной декларации могут использоваться документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров для личного пользования, в случаях и порядке, которые установлены ТК ЕАЭС, международными договорами в рамках Союза и (или) определяются Комиссией (п. 2 ст. 260 ТК ЕАЭС).
Форма пассажирской таможенной декларации и порядок ее заполнения утверждены решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23.07.2019 № 124 «О таможенном декларировании товаров для личного пользования».
Пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС предусмотрены обязанности декларанта, в том числе произвести таможенное декларирование товаров (подпункт 1); представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации (подпункт 2); выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом (подпункт 6).
Согласно части 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения (пункт 3 указанной статьи).
Как следует из материалов дела, 10 ноября 2020 года в 13:10 на автомобиле марки <данные изъяты>, г.р.з. <данные изъяты>, с полуприцепом цистерна марки <данные изъяты>, г.р.з. <данные изъяты>, следуя из Республики Польша в Россию, в качестве водителя ООО <данные изъяты> в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Мамоново-2 Калининградской областной таможни (6 км. от п. Новоселово Багратионовского района Калининградской области) прибыл гражданин России ФИО1, о чем уведомил таможенный орган путем подачи товаросопроводительных документов: международной товарно-транспортной накладной (CMR) от 10.11.2020 № 197, инвойса от 10.11.2020 № 1/0004/20/11 о прибытии товаров - <данные изъяты>, согласно CMR сформировано 1 грузовое место, общим весом 19920,0 кг. Грузоотправитель товара - <данные изъяты> (Poland), грузополучатель - ООО <данные изъяты> (РФ, г. Калининград). ФИО1 пассажирскую таможенную декларацию не заполнял.
Вышеуказанный автомобиль был направлен на проведение таможенного контроля. Актом таможенного досмотра (АТД) № 10012130/111120/000168 зафиксировано, что в кабине вышеуказанного автомобиля и в отсеке технического ящика полуприцепа цистерны находятся незадекларированные, принадлежащие ФИО1, различные товары, хозяйственного и бытового назначения: детали к автомобилю (6,5 кг), спортивная обувь (1 пара), бесцветный лак (21 кг), виниловые пластинки 13 кг, флаконы с бесцветной жидкостью (4 коробки 400 шт.). Общее количество перемещаемого товара составило 9 коробок, общим весом 77,0 кг.
По факту недекларирования товара 11.11.2020 должностным лицом отдела таможенного досмотра таможенного поста МАПП Мамоново-2 Калининградской областной таможни вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 10012000-1695/2020 и проведении административного расследования.
Товар, являющийся предметом административного правонарушения, изъят протоколом изъятия вещей и документов от 11.11.2020 и по акту приема-передачи вещественных доказательств помещен в камеру хранения вещественных доказательств Калининградской областной таможни по адресу: 6 км. от п. Новоселово, Багратионовский район Калининградской области, таможенный пост МАПП Мамоново 2.
В ходе производства по делу проведена товароведческая экспертиза. Согласно заключению эксперта ЭКС филиала ЦЭКТУ г. Калининграда от 18.12.2020 № 12401006/0029343 представленные на исследование предметы, изъятые протоколом изъятия вещей и документов от 11.11.2020, являются специализированными товарами и товарами народного потребления различного назначения: готовыми универсальными средами для выделения микроорганизмов из образцов крови и других биологических жидкостей - 400 флаконов; обувь спортивная мужская 45 размера 1 пара; продукт химической промышленности - полимерный порошкообразный лак для нанесения декоративного покрытия на металлические поверхности - 20 кг.; грампластинки из полимерного материала с записями произведений - 40 шт.; автомобильная запасная часть, а именно: форсунка для дизельного двигателя - 1 шт.; автомобильная запасная часть, а именно: топливный насос высокого давления (бывший в употреблении) - 1 шт.; автомобильная запасная часть, а именно: топливный насос высокого давления (новый) -1 шт.
По результатам рассмотрения дела суд пришел к выводу о том, что ввезенный ФИО1 товар: детали к автомобилю (6,5 кг), бесцветный лак (21 кг), флаконы с бесцветной жидкостью (4 коробки 400 шт.), не предназначенные для личного пользования, в нарушение вышеуказанных требований законодательства, не были задекларированы по установленной письменной форме, тем самым ФИО1 совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Из предметов административного правонарушения исключен перемещаемый ФИО1 товар весом до 25 кг, стоимостью, не превышающей эквивалент 500 евро, - спортивная обувь (1 пара), виниловые пластинки в количестве 40штук, отнесенный судом к товарам для личного пользования.
Выводы суда являются мотивированными, соответствуют закону, основаны на совокупности исследованных материалов дела.
Событие административного правонарушения и виновность ФИО1 в его совершении подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении № 10012000-1695/2020 от 24.12.2020; копией АТД №10012130/111120/ 000168; протоколом изъятия вещей и документов от 11.11.2020; копией решения о не отнесении товаров к товарам для личного пользования от 11.11.2020 № 10012130/111120/000005; протоколом опроса ФИО1 от 11.11.2020; заключением эксперта ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ г. Калининграда от 18.12.2020 № 12401006/0029343; товаром и другими материалами дела.
Вопреки доводам жалобы факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, его виновность и обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судьей районного суда установлены правильно в соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о нарушении порядка привлечения ФИО1 к ответственности, связанные с несоблюдением таможенным органом срока административного расследования, отклоняются ввиду следующего.
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок до шести месяцев.
В соответствии с ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Как усматривается из материалов дела, 11 ноября 2020 года ведущим инспектором ОТД т/п МАПП Мамоново-2 Калининградской областной таможни ФИО вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ФИО1
11 декабря 2020 года должностным лицом таможенного органа составлен протокол об административном правонарушении №10012000-1695/2020 в отношении ФИО1 по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, переданный 14 декабря 2020 года на рассмотрение заместителю начальника Калининградской областной таможни. Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен в установленный месячный срок.
Определением от 21 декабря 2020 года протокол об административном правонарушении возвращен в отдел административных расследований Калининградской областной таможни ввиду отсутствия в материалах дела сведений о стоимости предмета административного правонарушения.
Недостатки протокола об административном правонарушении устранены должностным лицом 24 декабря 2020 года, то есть в срок, установленный частью 3 статьи 28.8 КоАП РФ. Положения указанной нормы не исключают возможности составления нового протокола об административном правонарушении, при этом положения КоАП РФ не требуют возобновления административного расследования при возвращении протокола об административном правонарушении для устранения недостатков.
Факт ознакомления ФИО1 с заключением эксперта, а также составление рапорта о передаче дела для рассмотрения в порядке, предусмотренном главой 29 КоАП РФ, и вынесение определения о назначении времени и места рассмотрения дела после истечения срока административного расследования не свидетельствуют о нарушении порядка привлечения ФИО1 к административной ответственности, поскольку порядок ознакомления лица, привлекаемого к административной ответственности, КоАП РФ не урегулирован, а процессуальные действия по передаче дела на рассмотрение с назначением времени и места рассмотрения дела предусмотрены КоАП РФ после составления протокола об административном правонарушении.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении от 24 декабря 2021 года является допустимым доказательством по делу, составлен в соответствии с нормами КоАП РФ, нарушений при его составлении не допущено. Суд в обоснование вины ФИО1 сослался именно на протокол об административном правонарушении от 24 декабря 2021 года.
Несогласие ФИО1 со стоимостью незадекларированных товаров, которая была определена заключением эксперта от 18 декабря 2020 года, не может быть принято во внимание, поскольку экспертное исследование проведено в соответствии с законодательством, заключение эксперта соответствует положениям статьи 26.2 КоАП РФ, оснований сомневаться в достоверности выводов эксперта и допустимости заключения не имеется.
Довод жалобы о том, что при определении стоимости товаров должностное лицо таможенного органа и судья районного суда не приняли во внимание платежные документы (чеки), подтверждающие стоимость ввезенных товаров, несостоятелен, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что указанные документы были представлены ФИО1 при пересечении таможенной границы или в ходе административного расследования.
Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
По существу доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание ФИО1 в размере 1/2 рыночной стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, назначено в пределах санкции, установленной ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, с учетом требований КоАП РФ.
Разрешая вопрос о размере административного наказания, судья исходил из стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, определенной на основании заключения эксперта от 18 декабря 2020 года и установленной на момент совершения правонарушения на внутреннем рынке Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах постановление судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 18 февраля 2021 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья