Мировой судья Тимченко М.А.
№12-518/2022 (№ 5-299/2022)
Р Е Ш ЕН И Е
23 августа 2022 года г. Мурманск, пр. Ленина, 54
Судья Октябрьского районного суда г.Мурманска Хуторцева И.В.
с участием законного представителя МБОУ г.Мурманска «Гимназия №1» Чистяковой М.А., которой разъяснены права, предусмотренные ст.25.4 КоАП РФ,
помощника прокурора Октябрьского административного округа г.Мурманска Савиной Т.М., которой разъяснены права, предусмотренные ст. 25.11 КоАП РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест и.о. прокурора Октябрьского административного округа г.Мурманска на постановление мирового судьи судебного участка №2 Октябрьского судебного района г.Мурманска от 27 июня 2022 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.17 КоАП РФ, в отношении юридического лица – МБОУ г.Мурманска «Гимназия №1»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского судебного района г. Мурманска от 27.06.2022 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.17 КоАП РФ, в отношении юридического лица – МБОУ г.Мурманска «Гимназия №1» прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с данным постановлением, и.о. прокурора Октябрьского административного округа г.Мурманска подал протест.
В принесенном протесте и.о.прокурора указывает, на неверно установленные обстоятельства по делу, поскольку выявленный в ходе проверки рисунок аналогичен рисунку, включенному в Федеральный список экстремистских материалов, размещенных на сайте Министерства юстиции РФ. Указанный рисунок может негативно воздействовать на несовершеннолетнего, в результате чего вероятность склонения или вовлечение детей в совершение противоправных действий значительно возрастает. Кроме того, в мотивированной части постановления судом дана оценка только изображению поросенка, в то время как при проверке выявлен доступ к иным материалам, а именно изображения нацистской атрибутики. Просит постановление отменить, дело вернуть на новое рассмотрение.
Помощник прокурора Октябрьского административного округа г.Мурманска в судебном заседании на удовлетворении протеста настаивал, дополнительно пояснив, что при рассмотрении дела необходимо учитывать все установленные изображения, даже те, которые не указаны в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении. В ходе проверки при наборе в поисковике изображение поросенка установлено без надписи к нему.
Законный представитель МБОУ г.Мурманска «Гимназия №1» в судебном заседании с протестом не согласился, просил постановление оставить без изменения, протест без удовлетворения, дополнительно пояснив, что на обеспечение контент-фильтрации Министерством образования Мурманской области заключен государственный контракт с ПАО «Ростелеком». Она при проведении проверки не присутствовала.
Заслушав помощника прокурора Октябрьского административного округа г.Мурманска, законного представителя юридического лица, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Частью 2 ст. 6.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неприменение лицом, организующим доступ к распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети "Интернет") информации (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме) в местах, доступных для детей, административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации ограничения прав (в том числе и на свободное получение информации) могут быть установлены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает обеспечение информационной безопасности детей.
В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.
Информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, - информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом (п.7 ст.2 Федерального закона № 436-ФЗ).
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным; оправдывающая противоправное поведение; содержащая информацию порнографического характера (ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 436-ФЗ).
На основании ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 436-ФЗ оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.
Требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.3 ст.11 Федерального закона № 436-ФЗ).
При этом в силу п. 12 ст. 2 данного закона под оборотом информационной продукции понимается, в том числе и ее распространение посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет".
Доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети "Интернет" в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 436-ФЗ).
Приказом Минкомсвязи России от 16.06.2014 N 161 утверждены Требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (далее - Требования), согласно которым к административным мерам защиты, относится, наряду с другими, издание локальных актов (п. 3.1), назначение работника, ответственного за применение мер защиты и за проверку порядка их применения (п. 3.3), осуществление внутреннего контроля за соблюдением локальных актов (п. 3.4); к организационным мерам защиты, относится, в том числе, размещение на информационных стендах в местах, доступных для детей, а также доведение иным доступным способом до третьих лиц сведений об изданных в соответствии с п. 3.1 Требований локальных актах (п. 4.1); к техническим и программно-аппаратным средствам защиты относятся средства ограничения доступа к техническим средствам доступа к сети "Интернет", средства ограничения доступа к сети "Интернет" с технических средств третьих лиц, средства ограничения доступа к запрещенной для распространения среди детей информации, размещенной на сайтах в сети "Интернет" (п. 5).
Минобрнауки России совместно с Минкомсвязью России и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с рекомендациями парламентских слушаний Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 14 марта 2014 года разработаны Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования (письмо Минобрнауки России от 28.04.2014 N ДЛ-115/03).
Методическими рекомендациями установлено, что техническое и программно-аппаратные средства защиты детей от видов информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования обеспечивается посредством использования системы контентной фильтрации (далее - СКФ).
Используемые в образовательных организациях СКФ должны соответствовать положениям рекомендаций по организации системы ограничения в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, разработанных Минкомсвязью России (далее - рекомендации Минкомсвязи России).
Из материалов дела следует, что прокуратурой Октябрьского административного округа г.Мурманска проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности. о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию в деятельности МБОУ г.Мурманска «Гимназия №1».
В ходе проверки установлено, что для обучающихся МБОУ г.Мурманска Гимназия №1 организован доступ к Интернет-ресурсам в кабинетах № 318, 319 (компьютерные классы), расположенных в здании учреждения.
Для обеспечения безопасного доступа к сети интернет образовательным учреждением установлен контент-фильтр.
В ходе проверки используемой МБОУ г.Мурманска «Гимназия №1» системы контент-фильтрации, установленной на компьютерах, используемых учащимися, был получен доступ к изображениям нацистской атрибутики и символики, а также материалам, признанным судом экстремистскими и включенными в федеральный список экстремистских материалов, размещенный на сайте Министерства юстиции Российской Федерации, а именно: к рисунку в виде поросенка, одетого в джинсы, кроссовки и куртку, в руках которого предмет, похожий на нож (номер в реестре 4232).
Установив в действиях МБОУ «Гимназия №1» нарушения Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» при организации доступа детей к Интернет-ресурсам в образовательном учреждении, выразившиеся в неприменении информации в местах, доступных для детей, административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию 31.05.2022 заместителем прокурора Октябрьского административного округа г.Мурманска в отношении МБОУ «Гимназия №1» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.17 КоАП РФ.
Изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении подтверждаются решением о проведени проверки от 19.05.2022 № 25 актом проверки от 19.05.2022 с фотоматериалом; Уставом МБОУ г.Мурманска «Гимназия №1» с изменениями; копиями свидетельства о государственной аккредитации; приказа о назначении директора, выпиской из ЕГРЮЛ
27.06.2022 мировым судьей судебного участка №2 Октябрьского судебного района г.Мурманска вынесено оспариваемое постановление.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Прекращая производство по данному делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мировой судья, установив, что согласно федеральному списку экстремистских материалов, размещенных на сайте Министерства юстиции Российской Федерации под № 4232 к экстремистским материалам относится рисунок в виде поросенка, одетого в джинсы, кроссовки и куртку, в руках которого предмет, похожий на нож, и текст:…, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://file-up.net/big_83443d0ee55decf67120170331085749.html (решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 26.07.2017), пришел к выводу что представленная фототаблица с изображением поросенка одетого в джинсы, кроссовки и куртку, в руках которого предмет, похожий на нож, без соответствующего текста, сама по себе не может свидетельствовать о нарушении юридическим лицом требований ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ, Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и не свидетельствует о наличии экстремистской направленности.
Судья соглашается с выводами мирового судьи об отсутствии в действиях МБОУ г.Мурманска «Гимназия №1» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.17 КоАП РФ.
Собранными в ходе рассмотрения дела материалами подтверждается применение МБОУ г.Мурманска «Гимназия №1» организующим доступ к распространяемой посредством сети Интернет информации требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, предусмотренным Приказом Минкомсвязи России от 16.06.2014 N 161, в частности: издание локального акта (приказ от 04.09.2021 № 388 о принятии мер по предотвращению доступа к экстремистским материалам), осуществление внутреннего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, использование системы контентной фильтрации в рамках заключенного Министерством образования и науки Мурманской области и ПАО «Ростелеком» государственного контракта № 2021.11-1н.
Доводы протеста об отсутствии в постановлении оценки относительно изображения нацистской атрибутики не влияют на выводы мирового судьи, поскольку не являются объективной стороной административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.6.17 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе, и по доводам протеста, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка №2 Октябрьского судебного района г. Мурманска от 27 июня 2022 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.17 КоАП РФ, в отношении юридического лица МБОУ г.Мурманска «Гимназия №1» оставить без изменения, протест и.о. прокурора Октябрьского административного округа г.Мурманска – без удовлетворения.
Судья И.В. Хуторцева