ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-311/2023 от 05.07.2023 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 12-843/2023

(в районном суде № 5-311/2023) судья Мезенцева Е.В.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Санкт-Петербургского городского суда Охотская Н.В., при секретаре Волгиной А.В., рассмотрев 05 июля 2023 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на постановление судьи Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении в отношении

Председателя <...><...>Ч., <дата> года рождения, гражданина <...>, зарегистрированного по адресу:188330, Л.<адрес>

У С Т А Н О В И Л:

01 марта 2023 года главным инспектором инспекции аппарата Контрольно-счетной палаты Ленинградской области Л. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении должностного лица - председателя <...>Ч.

Постановлением судьи Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 апреля 2023 года председатель <...>Ч. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением защитник Ч.- Х. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления и прекращении производства по делу на основании ст. 2.9 КоАП РФ. В обосновании доводов жалобы указал, что показатели необходимые для достижения результата предоставления субсидии, установленные пунктом 5.4 Порядка, выполнены и указаны в отчетной документации о реализации проекта «Захожская социальная мануфактура». Так, в информационно-аналитическом отчете по реализации проекта, представленногоМестной благотворительной автономной некоммерческой организацией «Центр поддержки семьи» отражены сведения о количестве жителей Ленинградской области, принимающих участие в реализации проекта; о количестве мероприятий, проведенных в рамках проекта; о количестве публикаций о проекте в средствах массовой информации и социальных сетях. При назначении наказания не рассмотрена возможность применения положений ч. 2 ст. 3.4, ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Председатель <...>Ч. извещался надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в Санкт-Петербургский городской суд не явился, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы в суд не поступило, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы в отсутствие указанного лица, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие Ч., с участием защитника Х.

Защитник Х. в Санкт-Петербургском городском суде доводы, изложенные в жалобе поддержал в полном объеме.

Начальник инспекции – инспектор аппарата Контрольно-счетной палаты Ленинградской области С., возражал против удовлетворения доводов жалобы, полагал, что постановление судьи Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга является законным и обоснованным. Контрольно-счетной палатой Ленинградской области представлен отзыв на жалобу, который приобщен к материалам дела.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.

В соответствии с диспозицией ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Согласно абзацам второму и третьему п. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о его бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок определения объема и предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судьей Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга в состоявшемся по делу постановлении, Государственной программой Ленинградской области «Развитие культуры в Ленинградской области», утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года № 404 (ред. от 14 мая 2021 года) предусмотрена реализация Федерального проекта «Творческие люди», включающего предоставление грантов некоммерческим организациям на творческие проекты, направленные на укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации. Государственная поддержка некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с Порядком определения объема и предоставления из областного бюджета Ленинградской области субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию проектов развития и поддержки народного творчества в Ленинградской области в рамках государственной программы Ленинградской области «Развитие культуры в Ленинградской области» (приложение 4 к Государственной программе).

На основании распоряжения Комитета от 22 марта 2021 года №... «О проведении конкурсного отбора по предоставлению из областного бюджета Ленинградской области субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию проектов развития и поддержки народного творчества в Ленинградской области в рамках государственной программы Ленинградской области «Развитие культуры в Ленинградской области» в соответствии с протоколом заседания экспертного совета по отбору социально ориентированных некоммерческих организаций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями, для предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области на реализацию проектов развития и поддержки народного творчества в Ленинградской области в рамках государственной программы Ленинградской области «Развитие культуры в Ленинградской области» от <дата>, распоряжением Комитета от 12 мая 2021 года № 01‑04/21‑86 «Об утверждении перечня социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей в 2021 году субсидии на реализацию проектов развития и поддержки народного творчества в Ленинградской области» в число получателей указанных грантов в форме субсидии вошла Местная благотворительная автономная некоммерческая организация «Центр поддержки семьи», с которой заключено соглашение от 19 мая 2021 года №... о предоставлении субсидии в сумме 581,7 тысяч рублей.

Субсидия в полном объеме перечислена Местной благотворительной автономной некоммерческой организации «Центр поддержки семьи» платежным поручением от 26 мая 2021 года №....

Приложением 2 к соглашению №... установлены следующие показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии: создание концепции; обучение участниц проекта кружевоплетению (включая численность участниц); создание изделий с элементами захожского кружева; представление изделий народного творчества, изготовленных в рамках проекта, на ежегодном кружевном бале; выставка изделий народного творчества в Доме дружбы Ленинградской области.

Согласно подпункту «м» пункта 5 общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№..., при определении условий и порядка предоставления субсидий в правовом акте, регулирующем предоставление субсидии, указывается в том числе: достигнутые или планируемые результаты предоставления субсидии, а также их характеристики (показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии), значения которых устанавливаются в соглашениях. При этом результаты предоставления субсидии должны быть конкретными, измеримыми, с указанием в соглашениях точной даты завершения и конечного значения результатов (конкретной количественной характеристики итогов).

В соответствии с пунктом 3.2 Порядка предоставления субсидии одним из условий предоставления субсидии является заключение между получателем субсидии и Комитетом соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с типовой формой, утвержденной правовым актом Комитета финансов Ленинградской области.

Типовая форма соглашения о предоставлении субсидий из областного бюджета Ленинградской области некоммерческим организациям, не являющимся государственными учреждениями и не оказывающим общественно полезных услуг, утверждена приказом Комитета финансов Ленинградской области от <дата>№....

Типовой формой предусмотрено, что соглашение о предоставлении субсидий заключается в том числе в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Ленинградской области, регулирующим предоставление из областного бюджета Ленинградской области субсидий.

Главный распорядитель, в соответствии с пунктом 4.1.3 Типовой формы, обязан установить значения результатов предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии (предусматривается для субсидий на финансовое обеспечение затрат и в случае, если Порядком предоставления субсидии определены полномочия главного распорядителя устанавливать конкретные значения результата предоставления субсидии).

Согласно пункту 5.4 Порядка предоставления субсидии Комитетом в соглашении устанавливаются значения следующих показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии: количество жителей Ленинградской области, принимающих участие в реализации проекта; количество мероприятий, проведенных в рамках проекта; количество публикаций о проекте в средствах массовой информации и социальных сетях.

Возможность выборочного установления главным распорядителем в соглашении отдельных показателей и их значений Порядком предоставления субсидии не предусмотрена.

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка предоставления субсидии получатель субсидии ежеквартально не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в Комитет отчет о достижении показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, установленных пунктом 5.4 Порядка предоставления субсидии.

В случае недостижения получателем субсидии показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, установленных пунктом 5.4 Порядка предоставления субсидии, осуществляется возврат субсидии в областной бюджет в установленном порядке (пункт 6.4 Порядка предоставления субсидии).

Показатели, приведенные в пункте 5.4 Порядка предоставления субсидии, характеризуют конечный результат предоставления субсидии, предусмотренный пунктом 5.3 Порядка предоставления субсидии – «реализованные проекты, направленные на развитие и поддержку народного творчества», позволяют оценить выполнение получателем субсидии своих обязательств по соглашению и обеспечить эффективное использование бюджетных средств.

Заключение соглашения № 46 должно осуществляться с соблюдением положений абзаца 3 пункта 2 статьи 78.1 БК РФ, устанавливающего, что нормативные правовые акты субъекта о предоставлении субсидий должны соответствовать Общим требованиям, предусматривающим, в том числе установление в соглашении показателей, определенных порядком предоставления субсидий, требований Порядка предоставления субсидии и пункта 4.1.3 Типовой формы соглашения, предусматривающих включение в соглашение установленных пунктом 5.4 Порядка предоставления субсидии показателей.

Между тем, в нарушение абз. 3 п. 2 ст. 78.1 БК РФ, подпункта «м» пункта 5 Общих требований, пунктов 3.2, 5.4 Порядка предоставления субсидии, пунктом 4.1.3 Типовой формы, в заключенном Комитетом с Фондом соглашении №42 отсутствуют показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, предусмотренные подпунктом 3 п. 5.4 Порядка предоставления субсидии.

С учетом п.п. 1.3, 3.2 Порядка предоставления субсидии, согласно которым главным распорядителем средств субсидии является Комитет, который уполномочен заключать с получателем субсидии соглашение о предоставлении субсидии, заключение соглашения о предоставлении субсидии, не соответствующего требованиям, предусмотренным абзацем 3 пункта 2 статьи 78.1 БК РФ, подпунктом «м» пункта 5 Общих требований, пунктами 3.2, 5.4 Порядка предоставления субсидии, пунктом 4.1.3 Типовой формы, свидетельствует о нарушении условий предоставления субсидии.

Согласно пункту 3.1, подпунктам 2-4, 17, 18 пункта 3.3, подпунктам 1 и 4 пункта 3.4 Положения о комитете по культуре и туризму Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 14.12.2020 № 817, Комитет возглавляет председатель Комитета, который руководит деятельностью Комитета на принципах единоначалия, без доверенности представляет Комитет по всем вопросам его деятельности в пределах компетенции Комитета, подписывает правовые акты Комитета, а также письма, запросы и иные документы Комитета, распоряжается в установленном порядке финансовыми средствами Комитета, открывает счета, подписывает финансовые документы и несет персональную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение Комитетом полномочий и функций, за недостоверность и ненадлежащее качество подготовленных Комитетом документов и материалов.

Распоряжением Г. Л. области от 30 декабря 2020 года №...-рг председателем Комитета назначен Ч.

Заключение председателем Комитета соглашения №..., на основании которого предоставлена субсидия в сумме 581,7 тысяч рублей Местной благотворительной автономной некоммерческой организации «Центр поддержки семьи», не соответствует условиям предоставления субсидии, установленным пунктом 3.2 Порядка предоставления субсидии.

Местом совершения административного правонарушения, является: Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 3. Дата совершения вменяемого правонарушения 19 мая 2021 года в 18 часов 00 минут.

Факт совершения административного правонарушения и виновность Ч. в его совершении подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых не вызывают сомнений, а именно: протоколом об административном правонарушении от №... от 1 марта 2023 года; Распоряжением Губернатора Ленинградской области от 30 декабря 2020 года №...-рг «О Ч.»; Постановлением Правительства Ленинградской области от 14 декабря 2020 года №...; Распоряжением от 25 марта 2022 года №...; заключением о результатах проведения совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований Ленинградской области экспертно-аналитического мероприятия «Оценка реализации в Ленинградской области в 2021 году и в январе – сентябре 2022 года национального проекта «Культура»; Распоряжением от 23 марта 2021 года №...; объявлением о начале проведения конкурсного отбора; протоколом заседания экспертного совета от 30 апреля 2021 года; Распоряжением от 12 мая 2021 года №...; Соглашением №... от 19 мая 2021 года с приложением, платежным поручением №... от 26 мая 2021 года, а также иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судом установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

С учетом установленных обстоятельств действия Ч. обоснованно квалифицированы по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, при этом судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что председатель <...>Ч., являясь должностным лицом главного распорядителя средств субсидии, ответственным за заключение с получателем субсидии соглашения о предоставлении субсидии, а также за надлежащее выполнение Комитетом возложенных на него полномочий и функций, допустил нарушение требований, предусмотренных абзацем 3 пункта 2 статьи 78.1 БК РФ, подпунктом «м» пункта 5 Общих требований, пунктами 3.2, 5.4 Порядка предоставления субсидии, пунктом 4.1.3 Типовой формы, в связи с отсутствием в заключенном между Комитетом и Местной благотворительной автономной некоммерческой организацией «Центр поддержки семьи» соглашении №46 от 19 мая 2021 года показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, предусмотренных подпунктом 3 пункта 5.4 Порядка предоставления субсидии.

Доводы жалобы о том, что показатели необходимые для достижения результата предоставления субсидии, установленные пунктом 5.4 Порядка, выполнены и указаны в отчетной документации о реализации проекта Местной благотворительной автономной некоммерческой организацией «Центр поддержки семьи», не могут послужить основанием для освобождения должностного лица Комитета по культуре и туризму Ленинградской области от административной ответственности.

Согласно пункту 5.4 Порядка предоставления субсидии Комитетом в соглашении устанавливаются значения следующих показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии: количество жителей Ленинградской области, принимающих участие в реализации проекта; количество мероприятий, проведенных в рамках проекта; количество публикаций о проекте в средствах массовой информации и социальных сетях.

В случае недостижения получателем субсидии показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, установленных пунктом 5.4 Порядка предоставления субсидии, осуществляется возврат субсидии в областной бюджет в установленном порядке (пункт 6.4 Порядка предоставления субсидии).

Таким образом, показатели, приведенные в пункте 5.4 Порядка предоставления субсидии, характеризуют конечный результат предоставления субсидии, в связи с тем, что данные показатели, включая их числовые значения, соглашением №... от 19 мая 2021 года не установлены, утверждение о выполнении данных показателей является необоснованным.

Довод жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения, применении положений ч. 2 ст. 3.4, ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, подлежит отклонению по следующим основаниям.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем исполнении должностным лицом условий предоставления субсидий.

Применение положений ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью судьи, уполномоченного рассматривать жалобу.

Вопреки доводам жалобы, исходя из характера и степени потенциальной опасности, наличия существенных нарушений охраняемым законом общественных отношений, а также обстоятельств совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, оснований для признания вменяемого Ч. деяния малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании ст. 2.9 названного Кодекса не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Вопреки утверждению заявителя, с учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, в том числе с учетом допущенного нарушения условий предоставления субсидий, что нельзя расценивать как правонарушение не несущее существенной опасности охраняемым общественным правоотношениям.

Непосредственным объектом указанного правонарушения является санкционированный государством порядок расходования средств бюджета. Совершение данного правонарушения неизбежно отражается на финансовой дисциплине, нарушении единой бюджетной политики и тем самым наносит вред интересам государства. Возникновение существенной угрозы общественным интересам в бюджетной сфере обусловлено самим фактом неисполнения установленной обязанности. Противоправная деятельность в финансовой сфере препятствует законодательно урегулированному движению денежных средств всех элементов финансовой системы и является общественно опасным социально-правовым явлением, негативно влияющим на обеспечение финансовой безопасности.

Административное наказание назначено Ч. в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характера совершенного правонарушения, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Нарушений норм материального права, а также процессуальных нарушений, влекущих отмену или изменения постановления или решения судьи, не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении председателя <...>Ч. оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья Охотская Н.В.