ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-313/19 от 19.08.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Цыкуренко А.С. дело № 12-359/2019

(№ 5-313/2019)

РЕШЕНИЕ

19 августа 2019 года г. Симферополь

Судья Верховного суда Республики Крым Шидакова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Лидер» Сесенко Н.А. на постановление судьи Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 19 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Лидер» (далее – ООО «Лидер», общество, юридическое лицо),

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 19 июня 2019 года ООО «Лидер» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Не согласившись с судебным актом, законный представитель юридического лица Сесенко Н.А. обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, производство по делу – прекратить в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения. Также указывает, что судьёй в постановлении по делу не был разрешен вопрос относительно временного запрета деятельности по эксплуатации лифтов 1 и 2 подъездов жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Законный представитель ООО «Лидер», будучи извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с заявлением об отложении слушания дела не обращался, обеспечил явку защитников, в связи с чем в порядке статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.

Защитники общества Ковтунович А.В. и Котлярова А.Д. в судебном заседании жалобу поддержали по основаниям, изложенным в ней, просили её удовлетворить.

Заслушав пояснения защитников, проверив доводы жалобы, допросив должностное лицо административного органа, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО6, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с частью 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к обеспечению безопасности лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, создающее угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан либо возникновения аварии, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до полутора лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г.Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ в рамках осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов», идентификатор – 10003817697, с целью проверки фактов нарушения обязательных требований к организации безопасного использования и содержания лифтов, которые создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведена внеплановая выездная проверка ООО «Лидер» по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства в области эксплуатации лифтов, установленных по адресу: <адрес> (1 и 2 подъезд), а именно:

- не представлены руководства (инструкции) по эксплуатации лифтов, что является нарушением пункта 3 статьи 3 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011, утверждённого решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 824 (далее - ТР ТС 011/2011), пункта 4 приложения 1 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъёмных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года № 743 (далее – Правила);

- не представлены паспорта устройств безопасности лифтов, что является нарушением пункта 3 статьи 3 ТР ТС 011/2011, пункта 4 приложения 1 Правил;

- в соответствии с представленной декларацией о готовности объекта к эксплуатации от 14 сентября 2017 года № РК 1417015160 Службы государственного строительного надзора Республики Крым монтаж лифтов произведён ООО «Крымстройгарант», которое не является специализированной организацией по монтажу лифтов, монтаж лифта осуществлен неквалифицированным персоналом; не представлена документация по монтажу, содержащая указания по сборке, наладке и регулировке, а также в соответствии с проектной документацией по установке лифтов; не представлена проектная документация по установке лифтов, что является нарушением пункта 2.1 статьи 4 ТР ТС 011/2011;

- в конструкции купе кабины лифта подъезда № 1 применены материалы, повышающие риск возникновения пожарной опасности, воспламеняемости, дымообразующей способности, распространения пламени и токсичности при горении, что является нарушением пункта 3.7 приложения 1 ТР ТС 011/2011, пункта 6 приложения 1 Правил;

- не представлены сведения о наличии в штате квалифицированного персонала по эксплуатации и ремонту объекта и их производственные (должностные) инструкции; не представлен распорядительный акт о допуске квалифицированного персонала к выполнению соответствующих видов работ, что является нарушением пунктов 17а, б, в Правил и пункта 2 приложения 1 Правил;

- не представлен распорядительный документ о назначении лица, ответственного за организацию эксплуатации объекта, лица, ответственного за организацию ремонта объекта, что является нарушением пункта 17и Правил.

Вышеприведенные выявленные нарушения отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ и послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Лидер» протокола об административном правонарушении и вынесения 19 июня 2019 года судьёй районного суда постановления о привлечении ООО «Лидер» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьями 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

На основании части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит ответственности за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьёй 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выступают общественные отношения в области безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах.

Лифт - устройство в значении, установленном Техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов» (абзац 10 пункта 3 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года № 743) (далее - Правила).

Как следует из Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 824 (далее - ТР ТС 011/2011), лифт - устройство, предназначенное для перемещения людей и (или) грузов с одного уровня на другой в кабине, движущейся по жестким направляющим, у которых угол наклона к вертикали не более 15°.

Лифты, устройства безопасности лифтов, выпускаемые в обращение, должны отвечать требованиям безопасности в течение всего назначенного изготовителем срока службы, при условии использования лифта, устройств безопасности по назначению, выполнении требований сопроводительной документации изготовителя в соответствии с пунктом 2 статьи 4 ТР ТС 011/2011.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют действия, выражающиеся в нарушении требований к обеспечению безопасности лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, создающем угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан либо возникновения аварии.

Исходя из пунктов 1-3 статьи 4 ТР ТС 011/2011 следует, что для обеспечения безопасности лифта при проектировании, изготовлении, монтаже и в течение назначенного срока службы предусматриваются средства и (или) меры для выполнения общих требований безопасности и с учетом назначения и условий эксплуатации лифта специальных требований безопасности, установленных приложением № 1 к ТР ТС 011/2011.

Для обеспечения безопасности смонтированного на объекте лифта перед вводом в эксплуатацию должны выполняться следующие требования:

а) монтаж лифта осуществляется квалифицированным персоналом по монтажу лифтов в соответствии с документацией по монтажу, содержащей указания по сборке, наладке и регулировке, а также в соответствии с проектной документацией по установке лифта;

б) подтверждение соответствия и ввод смонтированного лифта в эксплуатацию осуществляется в порядке, предусмотренном статьёй 6 ТР ТС 011/2011.

Для обеспечения безопасности в период назначенного срока службы лифта должны выполняться следующие требования:

а) использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя;

б) выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта квалифицированным персоналом;

в) проведение оценки соответствия в форме технического освидетельствования лифта в порядке, установленном статьёй 6 ТР ТС 011/2011;

г) по истечении назначенного срока службы не допускается использование лифта по назначению без проведения оценки соответствия с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению, выполнения модернизации или замене с учетом оценки соответствия.

Соответствие лифтов и устройств безопасности лифтов ТР ТС 011/2011 обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно либо выполнением требований взаимосвязанных с ТР ТС 011/2011 стандартов.

В Правилах владельцами лифта в многоквартирном доме признаётся лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 приложения № 1 Правил нарушением требований к обеспечению безопасности лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах является отсутствие: паспорта объекта; руководства (инструкции) по эксплуатации объекта; для лифтов, введенных в эксплуатацию после 15 февраля 2013 года, - сертификата соответствия лифта требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»; для подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров, эскалаторов, введенных в эксплуатацию после 19 июня 2015 года, - сертификата соответствия подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера, эскалатора требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования»; в отношении лифтов - декларации соответствия лифта; в отношении подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов - акта технического освидетельствования.

Согласно пункту 6 приложения № 1 Правил нарушением требований к обеспечению безопасности лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах является несоответствие конструкции, элементов и составных частей объекта требованиям паспорта объекта, руководства (инструкции) по эксплуатации объекта, проектной документации по установке объекта, а также установочным и монтажным чертежам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 ТР ТС 011/2011 лифты, устройства безопасности лифтов, выпускаемые в обращение, должны комплектоваться сопроводительной документацией на государственном языке государства - члена Таможенного союза и (или) на русском языке.

Сопроводительная документация включает в себя руководство (инструкцию) по эксплуатации, паспорт, монтажный чертеж, принципиальную электрическую схему с перечнем элементов, принципиальную гидравлическую схему (для гидравлических лифтов), копию сертификата на лифт, устройства безопасности лифта (с учетом пункта 2.7 статьи 6), противопожарные двери (при наличии).

Руководство (инструкция) по эксплуатации включает в себя инструкцию по монтажу, содержащую указания по сборке, наладке, регулировке, порядку проведения испытаний и проверок, указания по использованию и меры по обеспечению безопасности лифтов в период эксплуатации, включая ввод в эксплуатацию, применение по назначению, техническое обслуживание, освидетельствование, осмотр, ремонт, испытания, перечень быстро изнашиваемых деталей, методы безопасной эвакуации людей из кабины, указания по выводу из эксплуатации перед утилизацией.

Согласно пункту 2.1 статьи 4 ТР ТС 011/2011 для обеспечения безопасности смонтированного на объекте лифта перед вводом в эксплуатацию монтаж лифта осуществляется квалифицированным персоналом по монтажу лифтов в соответствии с документацией по монтажу, содержащей указания по сборке, наладке и регулировке, а также в соответствии с проектной документацией по установке лифта.

Судья районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении, установив наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришел к обоснованному выводу о привлечении юридического лица к административной ответственности.

Факт совершения обществом и его виновность в совершении административного правонарушении подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно, распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными материалами дела.

Доказательства, имеющиеся в материалах дела, с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях юридического лица события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу судьей дана надлежащая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Должностным лицом были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности предусмотренных частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, согласно протоколу об административном правонарушении юридическому лицу вменены следующие нарушения: не представлены руководства (инструкции) по эксплуатации лифтов, не представлены паспорта устройств безопасности лифтов, в соответствии с представленной декларацией о готовности объекта к эксплуатации от 14 сентября 2017 года № РК 1417015160 Службы государственного строительного надзора Республики Крым монтаж лифтов произведён ООО «Крымстройгарант», которое не является специализированной организацией по монтажу лифтов, монтаж лифта осуществлен неквалифицированным персоналом; не представлена документация по монтажу, содержащая указания по сборке, наладке и регулировке, а также в соответствии с проектной документацией по установке лифтов; не представлена проектная документация по установке лифтов, не представлены сведения о наличии в штате квалифицированного персонала по эксплуатации и ремонту объекта и их производственные (должностные) инструкции; в конструкции купе кабины лифта подъезда № 1 применены материалы, повышающие риск возникновения пожарной опасности, воспламеняемости, дымообразующей способности, распространения пламени и токсичности при горении; не представлен распорядительный акт о допуске квалифицированного персонала к выполнению соответствующих видов работ, что является нарушением пунктов 17а, б, в Правил и пункта 2 приложения 1 Правил, не представлен распорядительный документ о назначении лица, ответственного за организацию эксплуатации объекта, лица, ответственного за организацию ремонта объекта.

В ходе рассмотрения дела было установлено и не оспаривалось защитниками общества, что кабина лифта в подъезде № 1 на момент осуществления проверки была обшита горючим материалом (ОСБ), что повышает риск возникновения пожарной опасности, воспламеняемости, дымообразующей способности, распространения пламени и токсичности при горении.

Таким образом, нарушение пункта 3.7 приложения 1 ТР ТС 011/2011, а также пункта 6 приложения 1 Правил нашло своё подтверждение в ходе рассмотрения дела.

В соответствии с Правилами владелец лифта обеспечивает осуществление одного или нескольких видов работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, объекта самостоятельно либо на основании соответствующего договора со специализированной организацией. В случае заключения указанного договора владелец объекта передает в специализированную организацию копию руководства (инструкции) по эксплуатации объекта.

Согласно пункту 5.2 ГОСТ Р 55964-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» владелец лифта для обеспечения условий безопасной эксплуатации лифта, предусмотренных руководством (инструкцией) по эксплуатации изготовителя, может привлечь по договору организацию, оказывающую соответствующие услуги.

При этом назначение специализированной организацией лица ответственного за организацию эксплуатации объекта не снимает с владельца опасного объекта обязанности по назначению лица ответственного за организацию эксплуатации объекта из числа квалифицированного персонала владельца (письмо Ростехнадзора от 21 февраля 2018 года № 09-04-06/1526 «О разъяснении положений Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года № 743»).

В материалах дела имеется заключенный 2 февраля 2018 года между обществом и ООО «Крымстройхолдинг» договор подряда на техническое обслуживание лифтов № 47/2018, который был представлен в ходе проведения проверки, при этом были также представлены свидетельства о квалификации персонала по эксплуатации и ремонту лифтов, приказ специализированной организации от 15 апреля 2019 года № 25 о назначении ответственных лиц за организацию эксплуатации, обслуживания и ремонта, электромеханика по лифтам и диспетчера по контролю за работой лифтов.

Таким образом, нарушения, указанные в пунктах 5 и 6 протокола подтверждаются материалами дела и правомерно вменены обществу.

Вместе с тем, признавая ООО «Лидер» виновным, судья районного суда указал на наличие в действиях юридического лица ряда нарушений, в частности, указанных в пунктах 1-3 протокола об административном правонарушении от 22 апреля 2019 года, которые не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Так сопроводительная документация на лифты, представленная во время проверки, содержит в себе необходимые сведения и документы, на отсутствие которых ссылается должностное лицо административного органа в протоколе об административном правонарушении, следовательно, нарушения, указанные в пунктах 1 и 2 протокола об административном правонарушении, объективно ничем не подтверждены.

Также не нашло своего подтверждения нарушение, указанное в пункте 3 протокола, поскольку в соответствии с имеющимися паспортами лифтов о готовности объекта к эксплуатации, декларациями о соответствии, актами приемки лифта в эксплуатацию монтаж лифтов осуществлен ООО «Крымстройлифт», при этом документация по монтажу лифта была также представлена при проведении проверки.

В связи с изложенным, выводы судьи районного суда в постановлении по делу о наличии нарушений, изложенных в пунктах 1-3 протокола об административном правонарушении, подлежат исключению из мотивировочной части постановления судьи районного суда, вынесенного в отношении ООО «Лидер» по настоящему делу об административном правонарушении, без изменения состоявшегося судебного акта по существу.

В соответствии с положениями статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Существо вышеуказанных нарушений, подтвержденных в ходе рассмотрения дела совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств, свидетельствует о возможности при эксплуатации лифтов возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства наступления последствий в виде возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, являются несостоятельными.

Иные доводы, изложенные в жалобе, являлись предметом проверки судьи районного суда и им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.

Порядок привлечения юридического лица к административной ответственности не нарушен, постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Назначенное наказание является справедливым, основано на законе, определено в пределах санкции части 2 статьи 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере и с учетом требований статей 3.1, 4.1 названного Кодекса, является соразмерным целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений.

Несогласие заявителя с выводами судьи районного суда, а также с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащего применению при рассмотрении дела, основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не является.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 19 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Лидер» оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Лидер» Сесенко Н.А. – без удовлетворения.

Судья О.А. Шидакова