ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-317/19 от 23.10.2019 Зарайского городского суда (Московская область)

Мировой судья 57 судебного участка Дело № 5-317/2019

Зарайского судебного района

Московской области

Э.В. Владимирова

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Зарайского городского суда Московской области Прибылов А.В., рассмотрев материалы дела № 12-60/2019 по жалобе председателя Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Зарайск ФИО1 на постановление мирового судьи 57 судебного участка Зарайского судебного района Московской области от 05.08.2019г (резолютивная часть 01.08.2019г), которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей.

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи 57 судебного участка Зарайского судебного района Московской области ФИО2 от 05.08.2019г председатель Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Зарайск ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, председатель Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Зарайск ФИО1 12.08.2019г. подал жалобу в Зарайский городской суд через мирового судью 57 судебного участка Зарайского судебного района на постановление № 5-317/19 от 05.08.2019г.

В своей жалобе председатель Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Зарайск ФИО1 указывает, что выводы судьи, изложенные в постановлении по настоящему делу, не обоснованы и не соответствуют действительности в силу следующего. Контрольно-счетной палатой городского округа Зарайск Московской области было проведено контрольное мероприятие «Внешняя проверка бюджетной отчетности Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Зарайск Московской области за 2018 год». В ходе проверки выявлен факт искажения показателей бухгалтерской отчетности за 2018 год, выраженного в денежном измерении не менее чем на 10 процентов, не соблюдены требования статьи 5 и части 2 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Председателем Контрольно-счетной палаты городского округа Зарайск, 31 мая 2019 года в 8 часов 00 минут в отношении Председателя Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Зарайск составлен протокол № 8 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В ходе составления протокола Председателем комитета по управлению имуществом были поданы замечания на протокол, в которых отражен факт составления протокола в отношении ненадлежащего субъекта правонарушения. В ходе рассмотрения материалов Мировым судьей 57 судебного участка Зарайского судебного района Московской области ФИО2 Председателем Комитета по управлению имуществом были представлены соответствующие объяснения по существу обстоятельств инкриминируемого правонарушения. Судья пришел к выводу о виновности должностного лица в совершении правонарушения. Председатель комитета является руководителем экономического субъекта и в соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ обязан организовать ведение бухгалтерского учета и отчетности, соответственно он и несет ответственность за организацию бухгалтерского учета. Будучи руководителем комитета по управлению имуществом администрации городского округа Зарайск, Председателем были возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета на главного эксперта Комитета по управлению имуществом Ц.О.Ю. А также путем отдельного распоряжения (Распоряжение Председателя Комитета по управлению имуществом от 05.09.2018г. №62) возложены обязанности по формированию отчетности по доходной части бюджета городского округа Зарайск на главного специалиста Комитета по управлению имуществом городского округа Зарайск Г.Л.Е.. Судья в постановлении указывает на то, что в должностной инструкции старшего эксперта указано, что эта должность не отнесена к должностям муниципальной службы, и осуществляет техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления, а главный специалист Комитета, хоть и является должностью муниципальной службы, но в должностной инструкции отсутствует обязанность по ведению бухгалтерского учета, а в штатном расписании Комитета отсутствуют должности бухгалтера и главного бухгалтера. На основании изложенного, судья делает вывод о том, что эти лица не могут быть должностными лицами, ответственными за ведение бухгалтерского учета. В этой связи с изложенным председатель Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Зарайск ФИО1 просит: отменить постановление по делу №5-317/19 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.11. КоАП РФ.

В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, председатель Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Зарайск ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом, причина не явки суду не известна.

Проверив представленные материалы административного дела с учетом доводов жалобы заявителя, суд полагает, что доводы заявителя не нашли своего подтверждения, оснований для отмены постановления мирового судьи, нет.

Согласно ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно примечанию статьи 15.11 КоАП РФ, под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается: занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов; регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мним притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета; ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета; отсутствие у экономического субъекта пер учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 года № 402-Ф39 (далее Закон), ведение бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта. Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

При этом из содержания положений Закона следует, что руководитель экономического субъекта, единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период, данных, содержащихся в первичном учетном документе, а также созданную на основании представленных сведений информации при ведении бухгалтерского учета.

Согласно статье 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Исходя из положений п.24 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.10.2006г. №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 Ко АП РФ, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Несмотря на то, что в указанном постановлении ссылка идет на закон, утративший силу, положения Федерального закона от 06.12.20 Я «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ, в частности ст. 7, предусматривают аналогичные требования к организации и ведению бухгалтерского учета и отчетности. Таким образом, руководитель юридического лица исполнил возложенные на него обязанности по организации ведения бухгалтерского учета. Требований к лицу, на которое возложено исполнение обязанностей по ведению бухгалтерского учета, закон не предусматривает, поскольку в силу ч. 3 ст.7 Федерального закона от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ руководитель возлагает исполнение обязанностей на главного бухгалтера или иное должностное лицо.

Из материалов дела усматривается, что в результате проведения контрольного мероприятия установлено, что председателем Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Зарайск ФИО1 14 марта 2019 года по адресу: <...> была подписана бюджетная отчетность Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Зарайск за 2018 год, в которой допущено грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, выразившееся в нарушении требований ст.5 и ч.1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (не отражены как объекты учета факты хозяйственной жизни, доходы от аренды, продажи земли и имущества; обязательства; в регистрах бухгалтерского учета не регистрировались и не накапливались данные первичных учетных документов об аренде, продажи земли, имущества), что привело к искажению показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год, выраженных в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов, а именно:

- по строке 250 счета --- «Дебиторская задолженность по доходам» не отражена дебиторская задолженность по суммам доходов (поступлений), начисленных Комитетом по управлению имуществом городского округа Зарайск в момент возникновения требований к их плательщикам (по суммам предстоящих доходов), возникающих в силу договоров, соглашений, а также при выполнении субъектом учета возложенных согласно законодательству Российской Федерации на него функций, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат по состоянию на 01.01.2019 года в сумме --- рублей, что является искажением показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, по строке 250 Баланса более чем на 10 процентов (по состоянию на 01.01.2019 года на 100 процентов).

- по строке 470 счета --- «Кредиторская задолженность по доходам» не отражен кредиторская задолженность по суммам доходов (поступлений), начисленных Комитета по управлению имуществом городского округа Зарайск в момент возникновения: требований к их плательщикам (по суммам предстоящих доходов), возникающих в сил] договоров, соглашений, а также при выполнении субъектом учета возложенных согласие законодательству Российской Федерации на него функций, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат по состоянию на 01.01.2019 года в сумме --- рублей, что является искажением показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, по строке 470 Баланса более чем на 10 процентов (по состоянию на 01.01.2019 года на 100 процентов).

- по коду бюджетной классификации 11109000 00 0000 120 « Прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности, (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)» (далее - Сведения) по счету бухгалтерского учета --- не отражена дебиторская задолженность на 01.01.2019 года в сумме --- рублей, что является искажением показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, по данной строке Сведений более чем на 10 процентов (по состоянию на 01.01.2019 года на 100 процентов);

- по коду бюджетной классификации 11402040 04 0000 410 « Доходы от реализации имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением движимого имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в части реализации основных средств по указанному имуществу)» по счету бухгалтерского учета --- не отражена дебиторская задолженность на 01.01.2019 года в сумме --- рублей, что является искажением показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, по данной строке Сведений более чем на 10 процентов (по состоянию на 01.01.2019 года на 100 процентов);

- по коду бюджетной классификации 11406300 00 0000 430 «Плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» по счету бухгалтерского учета --- не отражена дебиторская задолженность на 01.01.2019 года в сумме --- рублей, что является искажением показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, по данной строке Сведений более чем на 10 процентов (по состоянию на 01.01.2019 года на 100 процентов);

- по коду бюджетной классификации 11105000 00 0000 120 «Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)» по счету бухгалтерского учета --- не отражена дебиторская задолженность на 01.01.2019 года в сумме --- рублей, что является искажением показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении по данной строке Сведений более чем на 10 процентов (по состоянию на 01.01.2019 года на 100 процентов);

- по коду бюджетной классификации 11406000 00 0000 430 «Доходы от продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» по счету бухгалтерского учета --- не отражена дебиторская задолженность на 01.01.2019 года в сумме --- рублей, что является искажением показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, по данной строке Сведений более чем на 10 процентов (по состоянию на 01.01.2019 года на 100 процентов);

- по коду бюджетной классификации 11105000 00 0000 120 «доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и созданных ими учреждений (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений)» по счету бухгалтерского учета --- не отражена дебиторская задолженность на 01.01.2019 года в сумме --- рублей, что является искажением показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, по данной строке Сведений более чем на 10 процентов (по состоянию на 01.01.2019 года на 100 процентов).

- по коду бюджетной классификации 11109000 00 0000 120 « Прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности, (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)» по счету бухгалтерского учета --- не отражена кредиторская задолженность на 01.01.2019 года в сумме --- рублей, что является искажением показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, по данной строке Сведений более чем на 10 процентов (по состоянию на 01.01.2019 года на 100 процентов);

- по коду бюджетной классификации 11402040 04 0000 410 « Доходы от реализации имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением движимого имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества,; муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в части реализации основных " средств по указанному имуществу)» по счету бухгалтерского учета --- не отражена кредиторская задолженность на 01.01.2019 года в сумме --- рублей, что является искажением показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, по данной строке Сведений более чем на 10 процентов (по состоянию на 01.01.2019 года на 100 процентов);

- по коду бюджетной классификации 11406300 00 0000 430 «Плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» по счету бухгалтерского учета --- не отражена кредиторская задолженность на 01.01.2019 года в сумме --- рублей, что является искажением показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, по данной строке Сведений более чем на 10 процентов (по состоянию на 01.01.2019 года на 100 процентов);

- по коду бюджетной классификации 11105030 00 0000 120 «Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и созданных ими учреждений (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений)» по счету бухгалтерского учета --- не отражена кредиторская задолженность на 01.01.2019 года в сумме --- рублей, что является искажением показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, по данной строке Сведений более чем на 10 процентов (по состоянию на 01.01.2019 года на 100 процентов).

При этом, согласно должностной инструкции, должностей главного бухгалтера или бухгалтера в штатном расписании не предусмотрено.

Следовательно, при отсутствие в штатном расписании должности главного бухгалтера и бухгалтера свидетельствует о том, что ответственность за составление бюджетной отчетности несет руководитель юридического лица.

Согласно статье 7 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон), положение которого применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности, организация ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета находится в компетенции руководителя экономического субъекта.

Таким образом, должностное лицо - председатель Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Зарайск ФИО1 совершил административное правонарушение, выразившееся в искажении показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год, выраженных в денежном измерении не менее чем на 10 процентов, не соблюдены требования статьи 5 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», и совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ФИО1 протокола об административной ответственности по ст. 15.11 ч.1 КоАП РФ.

Довод председатель Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Зарайск ФИО1 о том, что он возложил обязанности по бух учету на главного эксперта Комитета по управлению имуществом Ц.О.Ю. и главного специалиста Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Зарайск Г.Л.Е. не обоснован, поскольку они не являются должностными лицами, ответственными за ведение бухучета в Комитете по управлению имуществом администрации городского округа Зарайск. На каждую из них возложены обязанности по ведению одной из частей бухучета юридического лица.

При таких обстоятельствах мировой судья, дав верное толкование нормативным актам, подлежащим применению при рассмотрении данного дела, пришел к правильному выводу, что председатель Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Зарайск ФИО1 является должностным лицом, несет административную ответственность за грубое ведение бухгалтерского учета, в руководимом им юридическом лице.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ мировым судом, при рассмотрении дела об административном правонарушении, допущено не было, поскольку каждое доказательство получило оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела установлены все юридически значимые обстоятельства.

Законность и обоснованность постановления мирового судьи проверены судьей городского суда в полном объеме в соответствии со ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

С учетом изложенного, оснований для отмены постановления мирового судьи от 05.08.2019г, в котором ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей, у суда не имеется

Все доводы жалобы председателя Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Зарайск ФИО1 сводятся к переоценке выводов мирового судьи, выражают субъективное мнение относительно обстоятельств дела и применения нормативных и подзаконных актов, не содержат правовых аргументов, влияющих на выводы суда, в связи с чем подлежат отклонению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7 п.1 ч.1 и ч.3 ст.30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи 57 судебного участка Зарайского судебного района Московской области от 05.08.2019 года, в которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей, оставить без изменения, а жалобу председателя Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Зарайск ФИО1 - без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст. 30.9 КоАП РФ подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.

Судья А.В. Прибылов