ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-31/2022 от 09.08.2022 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Чымбал-оол Ч.М. Дело № 5-31/2022 (12-111/2022)

РЕШЕНИЕ

г. Кызыл 9 августа 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Тыва Железнякова С.А., рассмотрев жалобу защитника председателя администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва Лаптева С.М. – Рындиной Е.И. на постановление судьи Кызылского районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - председателя администрации посёлка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва Лаптев С.М.,

УСТАНОВИЛА:

27 апреля 2022 года инспектором Контрольно-счетного органа муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва» (далее – Контрольно-счётный орган) И в отношении должностного лица - председателя администрации посёлка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва Лаптева С.М. (далее – председатель администрации) составлен протокол об административном правонарушении по части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

Постановлением судьи Кызылского районного суда Республики Тыва от 28 июня 2022 года должностное лицо – председатель администрации Лаптев С.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с постановлением судьи, защитник председателя администрации Рындина Е.И. подала жалобу в Верховный Суд Республики Тыва, в которой просит отменить постановление судьи, производство по делу прекратить за отсутствием события и состава административного правонарушения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что законность и обоснованность предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля не подтверждается представленными материалами дела. В п. 2.9 Годового плана работы КСО на **, на который сослался Контрольно-счётный орган в протоколе по делу об административном правонарушении, не указано о проведении проверки в отношении администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна. Кроме того, данный годовой план подписан и утверждён ДД.ММ.ГГГГ, тогда как ДД.ММ.ГГГГ Хуралом представителей муниципальн6ого района «Кызылский кожуун» Республики Тыва принято решение , согласно которому было учреждено новое юридическое лицо. Контрольно-счётный орган утверждён с правами юридического лица в форме муниципального казенного учреждения, признаны утратившими силу решения Хурала представителей муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ «Положение о контрольно-счётном органе муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва» и от ДД.ММ.ГГГГ. Соглашение о передаче полномочий от ДД.ММ.ГГГГ было заключено на основании указанных утративших силу решений, тем самым ссылка на пункт 1.3 данного Соглашения не могла быть взята в качестве основания при составлении протокола об административном правонарушении, судом дана неверная правовая оценка данным обстоятельствам. Годовой план работы от ДД.ММ.ГГГГ не относится к плану работы Контрольно-счётного органа, учрежденному ДД.ММ.ГГГГ, а новый план работы не был составлен и утверждён. Кроме того, дана неверная оценка Соглашению о передаче полномочий Контрольно-счётного органа. Полагает, что только Глава Хурала представителей пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна мог обратиться с заявлением или ходатайством о проведении проверки в администрации пгт. Каа-Хем, а не Глава Хурала представителей муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, в связи с чем обращение последнего в Контрольно-счётный орган являлось незаконным и не могло повлечь никаких правовых и юридических последствий. В данном случае Контрольно-счётный орган не имел правовых и законных оснований для проведения проверки в отношении администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна, равно как и для выдачи предписания от ДД.ММ.ГГГГ о незамедлительном устранении препятствий для проведения контрольного мероприятия. Судом не дана оценка постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», в котором указаны основания для проведения внеплановой проверки, в данном случае таковых не установлено, что влечёт незаконность самого протокола об административном правонарушении. Кроме того, на странице 4 протокола имеется ссылка на часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ, расписана диспозиция части 1 ст. 19.5 КоАП РФ, протокол содержит противоречие и сомнение в отношении квалификации правонарушения, что является грубым нарушением требований закона. Полагает, что судьей дана неверная оценка доказательствам и обстоятельствам, указанным в протоколе об административном правонарушении, так и самому протоколу. Суду протокол об административном правонарушении следовало возвратить.

В возражении на жалобу председатель Контрольно-счётного органа муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва Монгуш Т.О. просит оставить постановление оставить без изменения, указывая, что действия Контрольно-счётного органа по проведению проверки по предупреждению и выявлению нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативно правовых актов Республики Тыва и муниципального образования, по указанным полномочиям в пункте 1.3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ является законным, следовательно, выводы суда основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, все обстоятельства установлены правильно, дана надлежащая оценка доказательствам.

В судебное заседание председатель администрации Лаптев С.М. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

Его защитник Рындина Е.И. в судебном заседании поддержала доводы жалобы.

Председатель Контрольно-счётного органа муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва Монгуш Т.О. в судебном заседании поддержал своё письменное возражение.

Изучив доводы жалобы, возражения, материалы дела об административном правонарушении, судья Верховного Суда Республики Тыва приходит к следующему.

В соответствии с частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В части 7 статьи 28.3 КоАП РФ указано, что должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.21, 7.32.6, 15.1, 15.14 - 15.15.16, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 20 и 20.1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 настоящего Кодекса, - при осуществлении муниципального финансового контроля.

Согласно части 5 статьи 14.5 Закона Республики Тыва от 30.12.2008 года № 905 ВХ-2 "Кодекс Республики Тыва об административных правонарушениях" Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.21, 7.32.6, 15.1, 15.11, 15.14 - 15.15.16, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 20 и 20.1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут быть составлены должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющими муниципальный финансовый контроль.

Следовательно, протокол об административном правонарушении в отношении председателя администрации Лаптева С.М. составлен уполномоченным должностным лицом.

Доводы жалобы о том, что в протоколе об административном правонарушении имеются противоречие и сомнение в отношении квалификации правонарушения, несостоятельны и опровергаются протоколом об административном правонарушении, из содержания которого видно, что он составлен по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ, а не по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, которая ошибочно указана в тексте протокола.

Положения Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», на которые заявитель ссылается в жалобе, не применяются к организации и осуществлению муниципального финансового контроля в соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Постановлением Правительства РФ от 14.04.2022 года № 665 "Об особенностях осуществления в 2022 году государственного (муниципального) финансового контроля в отношении главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств" рекомендовано высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, местным администрациям принять меры, обеспечивающие возможность ограничения проведения проверок органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций), в отношении главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств, в том числе являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, с учётом положений настоящего постановления (пункт 5).

Постановлением Правительства Республики Тыва от 18.05.2022 года № 294 "Об особенностях осуществления в 2022 году внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в отношении главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств" рекомендовано администрациям муниципальных образований Республики Тыва принять муниципальные правовые акты, обеспечивающие возможность ограничения проведения проверок органами муниципального финансового контроля в отношении главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств, в том числе являющихся муниципальными заказчиками, с учетом положений настоящего постановления (пункт 5).

Таким образом, на момент уведомления о проверке (ДД.ММ.ГГГГ) и на момент вынесения предписания (ДД.ММ.ГГГГ), никаких ограничений на проведение муниципальных финансовых проверок не было. Кроме того, никаких муниципальных нормативных актов об ограничении проведения проверок органами муниципального финансового контроля на территории пгт. Каа-Хем или Кызылского кожууна не принято, доказательств обратного защитником председателя администрации Лаптева С.М. не представлено.

В части 11 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Федеральный закон № 6-ФЗ) указано, что представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счётному органу муниципального района полномочий контрольно-счётного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 9 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счётный орган муниципального образования осуществляет, в том числе полномочие по контролю за законностью и эффективностью использования средств местного бюджета, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона № 6-ФЗ внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счётными органами:

1) в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

2) в отношении иных лиц в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами).

ДД.ММ.ГГГГ между Хуралом представителей муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва и Хуралом представителей пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва заключено соглашение о передаче контрольно-счётному органу муниципального района полномочий контрольно-счётного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля (далее – Соглашение о передаче полномочий).

Контрольно-счётному органу переданы полномочия, в том числе: контроль за исполнением бюджета городского поселения; организация и осуществление контроля за законностью, результативностью) эффективностью и экономностью) использования средств бюджета городского посёлка, а также средств, поступающих в бюджет городского посёлка из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами Республики Тыва, уставом и иными нормативными правовыми актами Хурала представителей муниципального района (пункт 1.3 Соглашения).

Вопреки доводам жалобы, контрольно-счётный орган муниципального района (независимо от того, как он называется и когда утверждено его Положение и т.п.) имел право осуществлять внешний муниципальный финансовый контроль в отношении администрации пгт. Каа-Хем, вышеуказанное соглашение о передаче полномочий является действующим.

Согласно части 2 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счётной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

Методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование (часть 1 статьи 267.1 БК РФ).

Под проверкой в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учёта и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определённый период. Результаты проверки, ревизии оформляются актом (часть 2 статьи 267.1 БК РФ).

Под выездными проверками в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершённых операций данным бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчётности и первичных документов (часть 3 статьи 267.1 БК РФ).

В части 2 статьи 268.1 БК РФ указано, что при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ "О Счётной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"; направляются объектам контроля представления, предписания; направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (часть 3 статьи 268.1 БК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона № 6-ФЗ деятельность контрольно-счётного органа осуществляется исключительно на основе планов работы. Возможность проведения контрольно-счетным органом внеплановых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий положениями закона не предусмотрена.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона № 6-ФЗ порядок включения в планы деятельности контрольно-счётных органов порядок включения в планы деятельности контрольно-счётных органов поручений законодательных (представительных) органов, предложений и запросов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), глав муниципальных образований устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В пункте 2.2 раздела 2 Соглашения о передаче полномочий указано, что планирование деятельности контрольно-счётного органа осуществляется самостоятельно с учётом результатов контрольных мероприятий и экспертно-аналитических мероприятий, также на основании поручений законодательных (представительных) органов, предложений и запросов глав муниципальных образований, должностных лиц администрации района «Кызылский кожуун».

Внешняя проверка годового отчёта об исполнении бюджета городского посёлка и экспертиза проектов бюджета городского посёлка ежегодно включаются в план работы контрольно-счётного органа муниципального района на основании предложений органов местного самоуправления городского посёлка, представляемых в Хурал представителей муниципального района.

Другие контрольные и экспертно-аналитические мероприятия включаются в план работы контрольно-счётного органа муниципального района на основании предложений органов местного самоуправления городского поселения, представляемых в Хурал представителей муниципального района.

В пункте 1 статьи 10, статье 11 Положения о контрольно-счётном органе муниципального района «Кызылский кожжун» Республики Тыва, утверждённого решением Хурала представителей муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва от 28 января 2022 года № 8 (далее - Положение), указано, что контрольно-счётный орган при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Конституцией Республики Тыва, законодательством Республики Тыва, нормативными правовыми актами муниципального образования, а также стандартами внешнего муниципального финансового контроля.

Контрольно-счётный орган осуществляет свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются им самостоятельно.

План работы контрольно-счётного органа на предстоящий год утверждается коллегией контрольно-счётного органа в срок до 30 декабря.

Поручения, принятые решением представительного органа муниципального образования, предложения главы муниципального образования, направленные в контрольно-счётный орган до 15 декабря года, предшествующего планируемому, подлежат обязательному включению в план работы контрольно-счётного органа на предстоящий год.

Поручения представительного органа муниципального образования, предложения главы муниципального образования по внесению изменений в план работы контрольно-счётного органа, поступившие для включения в план работы контрольно-счётного органа в течение года, рассматриваются на ближайшем заседании коллегии контрольно-счётного органа.

Из вышеуказанных норм Федерального закона № 6-ФЗ, Соглашения о передаче полномочий и Положения следует, что контрольно-счётный орган муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва имел право проводить в отношении администрации пгт. Каа-Хем проверку только при условии её включения в план работы контрольно-счётного органа, никаких внеплановых проверок действующим законодательством не предусмотрено.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ контрольно-счётный орган муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва уведомил председателя администрации пгт. Каа-Хем Лаптева С.М. о проведении контрольного мероприятия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по предупреждению и выявлению нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Республики Тыва и муниципального образования на основании пункта 1.3 Соглашения о передаче полномочий и в соответствии с пунктом 2.9 Годового плана контрольно-счётного органа на ** год.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ контрольно-счётный орган муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва уведомил председателя администрации пгт. Каа-Хем Лаптева С.М. о проведении контрольного мероприятия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по предупреждению и выявлению нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Республики Тыва и муниципального образования за ** год на основании пункта 1.3 Соглашения о передаче полномочий.

Из материалов дела следует, что в годовой план контрольно-счётного органа муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва проверка в отношении администрации пгт. Каа-Хем не включена, в пункт 2.9 включены внеплановые проверки по поручению главы-Председателя Хурала представителей муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва.

ДД.ММ.ГГГГ в контрольно-счётный орган муниципального района «Кызылский кожжун» Республики Тыва поступило предложение от главы Хурала представителей муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о проведении повторной проверки расходования средств собственных доходов администрации пгт. Каа-Хем за ** на основании письма руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва.

Однако указанное предложение не могло быть основанием для проведения контрольного мероприятия в отношении администрации пгт. Каа-Хем, поскольку на основании пункта 4 статьи 11 Положения контрольно-счётный орган муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва не внёс изменения в годовой план при поступлении такого предложения от главы муниципального района, а проведение внеплановых проверок действующим законодательством не предусмотрено.

При таких обстоятельствах уведомления председателя контрольно-счётного органа муниципального района «Кызылский кожжун» Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а также распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ о проведении контрольного мероприятия нельзя признать законными.

Согласно статье 16 Федерального закона № 6-ФЗ в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счётных органов контрольных мероприятий контрольно-счётные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание.

Предписание контрольно-счётного органа должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания. Предписание контрольно-счётного органа подписывается председателем контрольно-счётного органа либо его заместителем.

Предписание контрольно-счётного органа должно быть исполнено в установленные в нём сроки. Срок выполнения предписания может быть продлён по решению контрольно-счётного органа, но не более одного раза.

Невыполнение представления или предписания контрольно-счетного органа влечёт за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

В предписании от ДД.ММ.ГГГГ исх. председатель контрольно-счётного органа муниципального района «Кызылский кожжун» Республики Тыва потребовал устранить препятствия для проведения контрольного мероприятия, принять меры в отношении должностных лиц, не исполнивших законные требования контрольно-счётного органа, о выполнении предписания сообщить до ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку оснований для проведения проверки в отношении администрации пгт. Каа-Хем не имелось, уведомления и распоряжение о проведении проверки являются незаконными, соответственно, является незаконным и предписание контрольно-счётного органа, поэтому в действиях должностного лица – председателя администрации Лаптева С.М. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ и пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ – прекращению в связи с отсутствием в действиях должностного лица Лаптева С.М. состава административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛА:

постановление судьи Кызылского районного суда Республики Тыва от 28 июня 2022 года отменить

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - председателя администрации посёлка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва Лаптев С.М. прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья С.А. Железнякова