ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-324/20 от 05.02.2021 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

дело 7-9/2021

(7-249/2020;)

5-324/2020

Р Е Ш Е Н И Е

«05» Февраля 2021 года судья Воронежского областного суда Меремьянин Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры России по ЦФО ФИО1, на постановление судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 13 ноября 2020 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области,

(судья районного суда Михина Н.А.)

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 13 ноября 2020 г. производство по делу об административном правонарушении в отношении Управления по охране объектов культурного наследия по Воронежской области по факту привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, начальник отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры России по ЦФО ФИО1 просит постановление судьи районного суда отменить, дело об административном правонарушении в отношении Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области направить на новое рассмотрение.

При рассмотрении жалобы в судебном заседании назначенном 25 января 2021 года на 12 ч.20 мин. объявлялись перерывы до 16 ч. 45 мин., 02 февраля 2021 года, затем до 14 ч.10 мин, 05 февраля 2021 года.

В судебном заседании защитник Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области ФИО2 возражал против доводов жалобы, просил постановление судьи районного суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. Считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив в полном объеме материалы дела, доводы жалобы, возражений на нее, заслушав защитника Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области ФИО2, прихожу к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

На основании ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно части 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации урегулированы положениями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Разграничение полномочий в сфере государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия определено статьями 9-9.3 Федерального закона № 73-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 9.1 Федерального закона № 73-ФЗ полномочия по осуществлению государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Воронежской области, за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации, переданы Управлению по охране объектов культурного наследия Воронежской области (далее – Управление).

Положением об Управлении по охране объектов культурного наследия Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 13.04.2015 года №275 установлены полномочия Управления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраной объектов культурного наследия, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

На основании ст. 33 Федерального закона N 73-ФЗ, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (ч. 1).

Согласно статье 6 Федерального закона №73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

В силу подпункта 4 части 2 статьи 33 указанного закона, государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу подпункта 10 части 2 статьи 33 Федерального закона N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя также установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта.

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима (пп. 6 ч. 2 ст. 33 Закона).

В соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона от 22.10.2014 года N 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» границы территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, определяются в соответствии с требованиями, установленными пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ, а также на основании сведений, изложенных в акте органа государственной власти об отнесении объекта к памятникам истории и культуры, сведений, указанных в паспорте и (или) учетной карточке данного объекта культурного наследия, на основании научного отчета о выполненных археологических полевых работах (для объектов археологического наследия) и утверждаются до регистрации данных объектов в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для объектов культурного наследия федерального значения, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, либо актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для объектов культурного наследия федерального значения, за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, для объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Указанные в настоящей части акты направляются утвердившим их органом охраны объектов культурного наследия не позднее пяти рабочих дней со дня их утверждения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости.

Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 4 июня 2015 года N 1745, в котором закреплено, что границами территории объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию. Обозначение указанных линий, а также поворотных (характерных) точек границ территории объекта культурного наследия на картах (схемах) должно позволять однозначно определить границы территории объекта культурного наследия (пункт 2.1.).

Разработка проекта границ территории объекта культурного наследия осуществляется физическими и/или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований (пункт 3).

Проект границ территории объекта культурного наследия представляет собой документацию в графической в виде карт (схем) и текстовой форме, а также включает материалы по их обоснованию и утверждению (пункт 5).

Разработанный проект границ территории объекта культурного наследия представляется в 2 экземплярах на рассмотрение в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны культурного наследия указанного объекта (пункт 7).

Положениями статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации отнесены объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия).

Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются, в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 19 мая 2020 года в результате внеплановой документарной и выездной проверки в отношении госоргана – Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области местонахождение: 394036 <...> проведенной в период с 10 февраля 2020 года по 10 марта 2020 года, выявлены факты нарушения госорганом требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере охраны объектов культурного наследия при осуществлении переданных полномочий по федеральному государственному контролю и надзору за объектами культурного наследия, а именно:

- ст.3.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федеральный закон №73-ФЗ), пп.5,7 приказа Минкультуры России от 04.06.2015 №1745 «Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия» (далее – Приказ Минкультуры России №1745) в части утверждения границ территории объектов археологического наследия в отсутствие проектов границ территории указанных объектов,

- п.5 Приказа Минкультуры России №1745 в части отсутствия документации по установлению границ территорий объектов археологического наследия, обосновывающих материалов по определению указанных границ территории, а также режимов использования их территории (приказы от 28.12.2019 № 71-1-07/418, 71-01-07/419, 71-01-07/420, 71-01-07/421, 71-01-07/422);

- п.1 ст.3.1 Федерального закона №73-ФЗ, п.2.1 приказа Минкультуры России №1745 при утверждении границ территории объектов археологического наследия «Курганный могильник 1 у с.Липовка», «Могильник курганный у с.Хреновое (5 насыпей)», в части отсутствия линий, обозначающих территорию указанного объекта культурного наследия, а именно в соответствии с графической, текстовой частями, а также таблицами координат установлено по 2 участка территории указанных объектов культурного наследия, что не соответствует целям и задачам государственной охраны объектов культурного наследия (приказы от 28.12.2019 №№ 71-01-07/418);

- ст.6 Федерального закона № 73-ФЗ, в части не обеспечения мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда при установлении границ территории объектов археологического наследия «Курганный могильник 1 у с.Липовка» в части несоответствия утвержденных границ учетным данным по указанному объекту, а именно отсутствие трех ранее исследованных курганов в установленной территории объекта культурного наследия;

- п.9 приказа Минкультуры России № 1745, в части несоответствия нормативно-правовых актов об утверждении границ территории объектов археологического наследия в части содержания графических схем описания местоположения границ объекта археологического наследия соответствующим картографическим материалам документации, послужившей основанием для утверждения указанных границ (приказы от 28.12.2019 № 71-1-07/418, 71-01-07/419, 71-01-07/420, 71-01-07/421, 71-01-07/422);

- недостоверность сведений, содержащихся в приказах от 28.12.2019 № 71-01-07/418, 71-01-07/419 в отношении объектов культурного наследия «Курганный могильник 1 у с.Липовка», «Курганный могильник 2 у с. Липовка», «Курган у с. Старый Курлак», а именно несоответствие графической схемы таблице координат,

- п.13 приказа Минкультуры России №1745, в части внесения в Единый государственный кадастр недвижимости сведений о границах территорий объектов археологического наследия не соответствующих приказам об их утверждении (объекты археологического наследия «Курганный могильник 1 у с.Липовка», «Курганный могильник 2 у с. Липовка», «Курганный могильник 2 у с.Николо-Варваринка», «Курган у с.Старый Курлак», «Могильник у с.Хреновое»);

- пп.4 п.2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ, в части не установления ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с Федеральным законом №73-ФЗ в отношении объектов археологического наследия, имеющих утвержденные границы территории;

- ст.6 Федерального закона № 73-ФЗ в части не обеспечения предотвращения разрушения или причинения вреда объектам археологического наследия при осуществлении мероприятий государственной охраны по установлению границ территорий, в отсутствие режима использования территории объектов археологического наследия с учетом особенностей указанных объектов, а также обеспечивающего сохранность объектов археологического наследия в условиях ведущейся хозяйственной деятельности на их территории (распашка) (приказы от 28.12.2019 № 71-01-07/418, 71-01-07/419, 71-01-07/420, 71-01-07/421, 71-01-07/422);

- пп.10 п.2 ст.33 Федерального закона № 73-ФЗ в части отсутствия утвержденных предметов охраны на 1305 объектов археологического наследия федерального значения;

- пп.10 п.2 ст.33 Федерального закона № 73-ФЗ в части отсутствия утвержденных границ территории на 1273 объекта археологического наследия федерального значения;

- п.4 ст.17 Федерального закона № 73-ФЗ в части направления утвержденных границ территории объектов археологического наследия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости в срок, превышающий 5 рабочих дней,

- п.6 п.2 ст.33 Федерального закона № 73-ФЗ в части отсутствия разработанных и утвержденных проектов зоны объектов археологического наследия федерального значения.

По результатам проверки, руководителем Управления Минкультуры России по ЦФО ФИО3 также было вынесено предписание № 18-П об устранении нарушений, выявленных в результате проведения внеплановой документарной и выездной проверки в отношении Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области от 10 марта 2020 года, согласно которому Управлению по охране объектов культурного наследия Воронежской области, предписано:

1.Устранить нарушение пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ, пункта 2.1 приказа Министерства культуры РФ № 1745 при утверждении границ территории объекта культурного наследия «Курганный могильник 1 у с. Липовка», «Могильник курганный у с. Хреновое (5 насыпей)», в части отсутствия линий, обозначающих территорию указанного объекта культурного наследия, (приказы от 28 декабря 2019 года №№ 71-01-07/418 от 28 декабря 2019 года);

2.Устранить нарушение статьи 6 Федерального закона № 73-ФЗ в части не обеспечения мер, направленных на выявление учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения, причинения им вреда при установлении границ территории, объекта, археологического наследия «Курганный могильник 1 у с. Липовка» в части несоответствия утвержденных границ учетным данным по указанному объекту, а именно отсутствие трех ранее исследованных курганов в установленной территории объекта культурного наследия в срок до 30 сентября 2020 года;

3.Устранить нарушение пункта 9 приказа № 1745 в части не соответствия нормативно-правовых актов об утверждении границ территории объектов археологического наследия в части содержания графических схем описания местоположения границ объекта археологического наследия соответствующим географическим материалам документациям послужившей основанием для утверждения указанных границ (приказы от 28 декабря 2019 года №№ 71-1-07/418, 71-01-07/419, 71-01-07/420, 71-01-07/421, 71-01-07/422) в срок до 30 сентября 2020 года;

4.Устранить нарушение пункта 13 приказа Минкультуры России № 1745 в части внесения в Единый государственный кадастр недвижимости сведений о границах территорий объектов археологического наследия не соответствующих приказам об их утверждении (объект археологического наследия «Курганный могильник 2 у с. Николо-Варваринка» «Могильнцк у. с. Хреновое») в срок до 30 сентября 2020 года»;

5.Устранить нарушение подпункта 4 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части не установления - ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии настоящим Федеральным законом в отношении объектов археологического, наследие имеющих, утвержденные границы территории в срок до 30 сентября 2020 года;

6. Устранить нарушение статьи 6 Федерального закона № 73-ФЗ, в части не обеспечения предотвращения разрушения или причинения вреда объектам археологического наследия при осуществлении мероприятий государственной охраны по установлению границ территорий в отсутствие режима использования Территории объектов археологического наследия с учетом особенностей указанных объектов, а также обеспечивающей сохранность объектов археологического наследия в условиях ведущейся хозяйственной деятельности на их территории (распашка) (приказы от 28 декабря 2019 года 71-01-07/418, 71-01-07/419, 71-01-07/420, 11-01-07/421, 71-01-07/422) в срок до 30 сентября 2020 года;

7. Принять меры по устранению нарушений подпункта 10 пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ в части отсутствия утвержденных предметов охраны на 1305 объектов археологического наследия федерального значения в срок до 30 сентября 2024 года;

8. Принять меры по устранению нарушений подпункта 10 пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ в части отсутствия утвержденных границ территории на 1273 объекта археологического, наследия федерального значения в срок до 30 сентября 2024 года;

9. Принять меры по устранению нарушения подпункта 6 пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ в части отсутствия разработанных и утвержденных проектов зон охраны объектов археологического наследия Федерального значения в срок до 30 сентября 2024 года;

10. Решить вопрос о привлечении должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях к ответственности, предусмотренной законодательством в срок до 30 апреля 2020 года.

Указанное предписание обжаловано не было, принято к исполнению, что в судебном заседании областного суда подтвердил защитник привлекаемого лица ФИО2

Копия акта проверки от 10 марта 2020 года №39 и копия указанного предписания от 10 марта 2020 года №18-П были направлены руководителю Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области 10 марта 2020 года исх. №672/2020, а также в прокуратуру Воронежской области.

Рассматривая дело об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях привлекаемого лица состава административного правонарушения, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в связи с чем, прекратил производство по делу об административном правонарушении в отношении Управления по охране объектов культурного наследия по Воронежской области.

При этом суд указал, что недостоверность сведений, содержащихся в приказах Управления от 28 декабря 2019 года № 71-01-07/418, № 71-01-07/419, носили характер технической ошибки, и были устранены в ходе проведения внеплановой выездной проверки путем издания приказов Управления от 04 марта 2020 года № 71-01-07/162, № 71-01-07/163.

Вместе с тем, установив недостоверность сведений, содержащихся в указанных приказах Управления, суд не дал оценки действиям (бездействиям) привлекаемого лица применительно к объективной стороне состава вменяемого административного правонарушения, выполнению обязанностей по контролю соответствия проводимых работ требованиям законодательства, поскольку наличие указанных недостоверных сведений было выявлено в ходе проведенной проверки.

При этом судом не учтено следующее.

Согласно п. 5, 8, 9 Приказа Минкультуры России от 04.06.2015 N 1745 "Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия", проект границ территории объекта культурного наследия представляет собой документацию в графической в виде карт (схем) и текстовой форме, а также включает материалы по их обоснованию и утверждению.

По результатам рассмотрения представленных материалов орган исполнительной власти принимает решение о разработке нормативно-правового акта об утверждении границ территории объекта культурного наследия или в случае наличия замечаний к представленным материалам направляет их перечень заявителю, представившему указанные материалы в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ.

Нормативно-правовой акт об утверждении границ территории объекта культурного наследия содержит текстовое и графическое (карта (схема)) описания местоположения границ объекта культурного наследия, перечень координат поворотных (характерных) точек и режим использования его территории.

Согласно акту о результатах служебной проверки от 09 апреля 2020 Управления по охране объектов культурного наследия по Воронежской области установлено наличие технической ошибки, допущенной специалистами ОГБУ ВО «Природные ресурсы», действующей на основании договора №36-4/19 от 20 августа 2019 года, заключенного с АУК ВО «Государственная инспекция историко-культурного наследия», выразившейся в определении недостоверных координат границ в отношении объектов археологического наследия «Курганный могильник 1 у с. Липовка», «Курганный могильник 2 у с. Липовка», «Курган у с. Старый Курлак», в рамках исполнения государственного задания, что в свою очередь привело к внесению недостоверных сведений в приказы Управления по охране объектов культурного наследия по Воронежской области от 28 декабря 2019 года № 71-01-07/418, № 71-01-07/419.

При квалификации административного правонарушения, предусмотренного частью 1 рассматриваемой статьи, следует учитывать, что нарушения требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации могут выражаться как в виде действия, так и бездействия.

То есть нарушением может являться как противоправное действие, так и противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении физическим либо юридическим лицом установленной законом обязанности.

Поскольку работы, проводимые на объекте культурного наследия либо его территории, как правило, проводятся организациями на основе договорных отношений с правообладателем объекта культурного наследия, у последнего имеется возможность для контроля соответствия проводимых работ требованиям законодательства.

Приведенные обстоятельства судом в полной мере исследованы не были и правовой оценки не получили.

По указанным основаниям, преждевременными являются и выводы суда о том, что нарушение п. 13 приказа Минкультуры России №1745, в части внесения в Единый государственный кадастр недвижимости сведений о границах территорий объектов археологического наследия не соответствующих приказам об их утверждении (объекты археологического наследия «Курганный могильник 1 у с. Липовка», «Курганный могильник 2 у с. Липовка», «Курганный могильник 2 у с. Николо-Варваринка», «Курган у с. Старый Курлак», «Могильник у с. Хреновое») являлось следствием технической ошибки кадастрового инженера, которая впоследствии была исправлена Управлением по охране объектов культурного наследия Воронежской области, путем направления 22 апреля 2020 года в ФГБУ «ФКП Росреестра» копии приказов № 71-01-07/162, № 71-01-07/163 от 04 марта 2020 года, поскольку судом не был исследован и не получил правовой оценки вопрос о выполнении привлекаемым лицом обязанностей по контролю за проводимыми на археологических объектах работами, их соответствию требованиям законодательства, в том числе относительно координат границ объектов археологического наследия «Курганный могильник 1 у с. Липовка», «Курганный могильник 2 у с. Липовка», «Курганный могильник 2 у с. Николо-Варваринка», «Курган у с. Старый Курлак», «Могильник у с. Хреновое».

Не дано правовой оценки и тому обстоятельству, что охранные обязательства на указанные объекты были утверждены приказами Управления по охране объектов культурного наследия по Воронежской области только 15 июня 2020 года.

Федеральный закон от 25.06.2002 N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусматривает режим государственной охраны объектов культурного наследия, включающий систему правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с названным Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда (статья 6).

Для этих целей Российская Федерация и передала органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление полномочий по государственной охране в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) (подпункт 2 пункта 1 статьи 9.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").

В соответствии с ч. 2 ст. 9.1 Закона средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Целевые показатели эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия утверждены приказом Минкультуры России от 20.04.2016 № 876.

При этом, приказ Минкультуры России № 876 не содержит каких-либо указаний о том, что расчёт осуществляется от общего количества объектов культурного наследия федерального значения, на которые выделены субвенции.

Прекращая производство по делу, суд указал, что пунктами 10, 11, 13 протокола об административном правонарушении указано на нарушение пп.10, п.2 и п.6 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ в части отсутствия утвержденных предметов охраны на 1305 объектов археологического наследия федерального значения, отсутствия утвержденных границ территории на 1273 объекта археологического наследия федерального значения, отсутствия разработанных и утвержденных проектов зоны объектов археологического наследия федерального значения, при этом, на разработку проектов предмета охраны, границ территории объектов археологического наследия выделено денежных средств всего на 25 объектов из 1305, при этом Управление по охране объектов культурного наследия по Воронежской области неоднократно инициировало обращение правительства Воронежской области в Минкультуры России. Однако увеличения денежных средств для финансирования указанных мероприятий по охране объектов культурного наследия федерального значения в рамках предоставления субвенций бюджету Воронежской области не произошло, в связи, с чем судом не установлено вины Управления по охране объектов культурного наследия по Воронежской области во вменяемых нарушениях.

Вместе с тем, выводы суда являются преждевременными, поскольку в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения о денежных средствах выделяемых для финансирования мероприятий по охране объектов культурного наследия в Воронежской области, распределении средств между объектами культурного наследия и их достаточности для осуществления указанных полномочий. Приведенные обстоятельства судом не исследовались и оценки не получили.

Указанные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения вопроса о привлечении Управления по охране объектов культурного наследия по Воронежской области к административной ответственности, в связи с чем, решение судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 13 ноября 2020 г. нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело в силу п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ возвращению на новое рассмотрение в тот же районный суд.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить все имеющие значение обстоятельства, дать им надлежащую оценку и принять законное и обоснованное судебное постановление.

Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

решение судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 13 ноября 2020 года отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в тот же районный суд.

Судья областного суда Р.В. Меремьянин