ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-345/2022 от 21.03.2022 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Судья Еремеева Ю.В Дело №7-12-90/2022

(1-я инстанция №5-345/2022) УИД75RS0001-02-2021-011572-54

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Чита 21 марта 2022 г.

Судья Забайкальского краевого суда Шишкарева С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя административного органа Сергеенко О.А. на постановление судьи Центрального районного суда г. Читы от 11.02.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении и.о. генерального директора Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов Бурлакова А. Н.,

установил:

постановлением судьи Центрального районного суда г. Читы от 11.02.2022 производство по настоящему делу прекращено, в связи с отсутствием в действиях Бурлакова А.Н. состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Забайкальский краевой суд, представитель административного органа Сергеенко О.А. ставит вопрос об отмене постановления судьи и направлении дела на новое рассмотрение.

Жалоба подана в установленный ч. 1 ст.30.3 КоАП РФ срок.

В судебном заседании представитель административного органа Сергеенко О.А. доводы жалобы поддержала.

Бурлаков А.Н. при участии своего защитника Гасанова Р.Н. против удовлетворения жалобы возражал.

Выслушав указанных лиц, изучив жалобу и материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с положениями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления и возвращении дела на новое рассмотрение является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Такие нарушения допущены при рассмотрении дела.

Частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно - эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ), п.п. 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением временно исполняющего обязанности Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 N 65).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно - противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда (ч.2 ст. 25 Федерального закона № 52-ФЗ).

Согласно положениям ч.1 ст. 29 данного Федерального закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе проведению профилактических прививок.

СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (далее - СанПиН 3.3686-21) устанавливают обязательные требования с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения Российской Федерации.

Пунктом 67 данных СанПиН 3.3686-21 закреплено, что внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на федеральном уровне на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе на отдельных объектах, - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача по Забайкальскому краю от 27.06.2021 N 535 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (далее – Постановление № 535) закреплено, что по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) эпидемиологическая ситуация в Забайкальском крае расценивается как неблагополучная, в связи с чем постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции следующим категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации: работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, а также государственным, гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы Забайкальского края, работникам органов государственной власти Забайкальского края и подведомственным им организациям (п.п. 1, 1.1).

В срок до 27.07.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 27.08.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников (п.2.1 Постановления № 535).

Пункт 1 настоящего Постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с пп. 2.10, 2.11 Методических рекомендаций "Порядок проведения вакцинации вакциной ГамКовидВак против COVID-19 взрослого населения", п. 6.3 стандартной операционной процедуры "Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению" и инструкции Министерства здравоохранения Российской Федерации по медицинскому применению вакцины КовиВак (п.3 Постановления № 535).

Как усматривается из материалов дела, 24.12.2021 главным специалистом – экспертом отдела надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания, условиями труда и радиационной безопасности Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в отношении и.о. генерального директора Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов Бурлакова А.Н. составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Основанием для составления данного протокола послужило то, что из представленной Забайкальским фондом капитального ремонта многоквартирных домов (далее также – фонд) в административный орган информации (вх. № 75-6871-2021 от 24.11.2021) выявлено, что на 24.11.2021 из 57 работающих в данной организации лиц вакцинировано против COVID-19 лишь 20 работников, что составляет 35,1 % (т.е. менее 60%) и является нарушением требований санитарного законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, закрепленных в ст.ст. 2, 11, ч. 2 ст. 25, ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ, ст.ст. 5, 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»; п.п. 64, 66, 67, 72 СанПиН 3.3686-21; п.п. 1, 2.1, 3 Постановления Главного государственного санитарного врача по Забайкальскому краю от 27.06.2021 № 535 «О проведении профилактических прививок отдельных группам граждан по эпидемическим показаниям».

Прекращая производство по делу, судья районного суда исходил из отсутствия в действиях Бурлакова А.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, указав, что фонд организацией, осуществляющей деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, либо организацией, подведомственной органам государственной власти или местного самоуправления Забайкальского края, не является, вследствие чего на фонд не распространяются перечисленные в Постановлении № 535 требования по прохождению обязательной вакцинации, а на руководителя фонда – по контролю за прохождением сотрудниками такой вакцинации.

Оценив доводы жалобы, нахожу данные выводы судьи преждевременными.

Так, в материалах дела имеется Постановление Правительства Забайкальского края от 06.12.2013 № 519 «О создании Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов», согласно которому учредителем фонда является Забайкальский край, в свою очередь функции учредителя от имени Забайкальского края осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в пределах своих полномочий (л.д. 63).

Вместе с тем, судьей оценка содержанию данного Постановления, порядку создания фонда, общим положениям устава фонда для целей разрешения вопроса о том, подведомственен ли фонд указанным органам государственной власти Забайкальского края и в какой степени, не давалась, положения гражданского законодательства, регламентирующего деятельность такого рода организаций (ст.ст. 50, 52-53, 123.17 Гражданского кодекса РФ), не применялись.

Кроме того, судьей оставлен без внимания приказ и.о. генерального директора фонда от 01.11.2021 № 621-ОД «О профилактике распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) (л.д.26-28), согласно которому работникам следует пройти вакцинацию от данной инфекции двумя этапами до 31.12.2021, о чем представить сертификат о профилактических прививках либо подтверждающий документ о медицинском отводе (при наличии противопоказаний к вакцинации), при этом лицам, не желающим проходить вакцинацию по личным мотивам, предоставить заявление с указанием причин отказа; работникам, переболевшим COVID-19 в последние 6 месяцев, пройти вакцинацию после завершения срока медицинского отвода.

Также судьей не проверен довод представителя административного органа о том, что фонд включен в перечень организаций, осуществляющих деятельность в сферах, относящих к ведению Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, в подтверждение которого представлен данный перечень, утвержденный приказом этого министерства от 18.10.2021 (л.д.106-107); не оценен ответ от 17.11.2021, адресованный в административный орган, согласно которому данным министерством признается, что к его ведению относится фонд, в том числе в отношении фонда предоставлена информация о прошедших вакцинацию работниках (л.д.81).

Изложенное свидетельствует о допущенных при рассмотрении дела нарушениях ст.ст. 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ, которые не позволили всестороннее, полно и объективно установить обстоятельства дела.

При таких обстоятельствах постановление судьи нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд с учетом того, что срок давности привлечения к административной ответственности составляет 1 год и не истек.

Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Центрального районного суда г. Читы от 11.02.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении и.о. генерального директора фонда капитального ремонта многоквартирных жилых домов Бурлакова Александра Николаевича отменить и возвратить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано (опротестовано) в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке статей 30.12 - 30.14 КоАП РФ.

Судья С.А. Шишкарева