ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-3463/2021 от 12.11.2021 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Рахматулина Е.А. дело № 5-3463/2021

№ 7-255/2021

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 12 ноября 2021 г.

Судья Астраханского областного суда Берстнева Н.Н.

при помощнике судьи Кондратьеве С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Центр развития личности «Алые паруса» ФИО1 ФИО6 на постановление Кировского районного суда г. Астрахани от 5 октября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Центр развития личности «Алые паруса»,

установил:

постановлением Кировского районного суда г. Астрахани от 5 октября 2021 г. ООО «Центр развития личности «Алые паруса» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 170000 рублей.

В жалобе генеральный директор ООО «ЦРЛ «Алые паруса» ФИО1 ставит вопрос об изменении постановления суда, назначении наказания ниже низшего предела.

Выслушав ФИО1, поддержавшую жалобу, изучив материалы дела, исследовав дополнительно представленные документы, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно части 1 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Частью 4 указанной статьи закреплено, что в соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности по каждому лицензиату включаются сведения о видах образования, об уровнях образования (в отношении профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки, научных специальностях и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также об адресах мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, мест осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ, мест проведения практики, практической подготовки обучающихся, государственной итоговой аттестации, и иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сведения по каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, также включаются в соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности с указанием наименования и места нахождения такого филиала.

Материалами дела установлено, что 13 июля 2021 г. в адрес министерства образования и науки поступила информация следственного отдела по Кировскому району г. Астрахани СУ СК Российской Федерации по Астраханской области о нарушениях законодательства об образовании ООО «ЦРЛ «Алые паруса».

10 сентября 2021 г. министерством образования и науки Астраханской области установлено, что ООО «ЦРЛ «Алые паруса» осуществляет образовательную деятельность с нарушением ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

ООО «Центр развития личности «Алые паруса» осуществляет образовательную деятельность на базе структурного образовательного подразделения - отделения дополнительного образования детей «ЦРЛ «Алые паруса» на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности от 24.04.2017 № 1813-Б/С по адресу места осуществления <адрес> по образовательным программам дополнительного образования детей и взрослых. Программа дошкольного образования на основании приказа министерства образования и науки Астраханской области от 26 июля 2021 г. № 217-л «О переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности обществу с ограниченной ответственностью «Центр развития личности «Алые паруса» реализуется Центром с 26 июля 2021 г. по адресу места осуществления образовательной деятельности <адрес> номера на плане 4,5,6,7,8; часть комнаты № 3. Право на реализацию программы дошкольного образования по адресу: <адрес> у Центра отсутствует.

В ходе рассмотрения информации установлено, что имеющаяся должностная инструкция специалиста Центра разработана с учетом требований Федерального закона № 273-ФЗ, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, а также требований Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н. В своей профессиональной деятельности специалист Центра должен руководствоваться данными нормативными правовыми актами.

ФИО2 на основании приказа от 12 января 2021 г. № 2 была принята в Центр на должность «воспитатель». Также в штатном расписании от 1 апреля 2021 г. имеются 2 должности воспитателя. Согласно п. 2 раздела 1 Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678, а также согласно Единому квалификационному справочнику, должность «воспитатель» относится к педагогическим должностям работников, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

Таким образом, образовательная организация в нарушение статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ осуществляет образовательную деятельность по адресу <адрес>, комнаты №№ 14, 15, 16, 17, 18 по программе дошкольного образования, не указанной в лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «ЦРЛ «Алые паруса» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении к административной ответственности, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере санкции части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Вопреки доводам жалобы оснований для применения положений, предусмотренных частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания ниже минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.

Не указывает на наличие исключительных обстоятельств, которые могли бы повлечь назначение наказания в размере менее минимального размера административного штрафа, приведенные доводы о получении второй образовательной лицензии «Дошкольное образование», о тяжелом финансовом положении ввиду отсутствия на балансе движимого и недвижимого имущества и необходимости оплачивать арендную плату и коммунальные услуги, а также представленные в суд второй инстанции документы.

В настоящем случае требования соразмерности и индивидуализации наказания не нарушены. Наказание назначено в минимальном размере более мягкого вида наказания, предусмотренного санкцией, в наибольшей степени отвечает задачам законодательства об административных правонарушениях и цели административного наказания, является обоснованным и справедливым.

Иные доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность вынесенных актов.

Существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 5 октября 2021 г. оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Центр развития личности «Алые паруса» ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Н.Н. Берстнева