ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-34/2022 от 20.10.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Мозер А.И. Дело № 7-413/2022

УИД: 22RS0050-01-2022-000266-77

№ 5-34/2022 (1 инстанция)

РЕШЕНИЕ

20 октября 2022 года г.Барнаул

Судья Алтайского краевого суда Зацепин Е.М., рассмотрев жалобу ФИО на постановление судьи Табунского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, которым

ФИО, ДД.ММ.ГГ года рождения, зарегистрированный по адресу: <адрес>, индивидуальный предприниматель

признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта «Сеть газопотребления», расположенного по адресу: <адрес>, сроком на 90 суток путем перекрытия запорных устройств перед газогорелочным устройством зерносушилки с установкой заглушек после запорного устройства в положении «закрыто», продувкой газопровода до вытеснения газа, установкой пломбы,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении *** от ДД.ММ.ГГ, составленному государственным инспектором федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Сибирского управления Ростехнадзора ФИО, при проведении проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления деятельности опасных производственных объектов «Установка резервуарная», «Сеть газопотребления», «Приемно-очистительная (сушильно-очистительная) башня», расположенные по адресу: <адрес>, принадлежащие индивидуальному предпринимателю ФИО, ДД.ММ.ГГ в <данные изъяты> часов выявлены факты нарушения требований промышленной безопасности, а именно:

1. опасный производственный объект «Сеть газопотребления» не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, что является нарушением части 2 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ);

2. отсутствует оценка соответствия (экспертиза проектной документации) на проектную документацию Резервуарная установка СУГ для подключения зерносушильного оборудования, что является нарушением пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ, статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

По делу вынесено вышеуказанное постановление.

В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд ДД.ММ.ГГ (копия постановления получена ДД.ММ.ГГ), ФИО просит постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что он не является владельцем опасного производственного объекта «Сеть газопотребления», в его эксплуатации находятся только «Установка резервуарная» и «Приемно-очистительная (сушильно-очистительная) башня». В состав производственного объекта сжиженного углеводородного газа (СУГ), согласно проектной документации входят резервуар, подземные и наземные газопроводы, технические устройства. Объект «Резервуарная установка для подключения зерносушильного оборудования» построен и введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГ, зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов. Прочее зерносушильное оборудование было учтено при идентификации опасного производственного объекта «Приемно-очистительная (сушильно-очистительная) башня». Кроме того при регистрации опасного производственного объекта в реестре ответственный исполнитель Ростехнадзора произвел проверку правильности идентификации опасного производственного объекта, а искусственное дробление опасных производственных объектов противоречит нормам законодательства и не соответствует проектной документации.

В судебное заседание ФИО извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, ходатайств об отложении разбирательства не поступало.

Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ФИО, свидетелей, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию 3 к статье 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Как следует из подпункта «а» пункта 2 приложения № 1 Федерального закона № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии).

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель ФИО допустил нарушения требований промышленной безопасности, а именно не зарегистрировал опасный производственный объект «Сеть газопотребления» в государственном реестре опасных производственных объектов.

Факт совершения вмененного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении *** от ДД.ММ.ГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГ, копией постановления Табунского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, которым ФИО привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного приостановления деятельности опасных производственных объектов, в том числе «Сеть газопотребления», информацией об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГ, сведениями, характеризующими ОПО, показаниями свидетелей ФИО, ФИО, из которых следует, что газовая часть газопотребляющего оборудования не зарегистрирована, проектной документацией на ОПО «Установка резервуарная» и «Приемно-очистительная (сушильно-очистительная) башня», техническим паспортом «Зерносушилка «Алтай ***».

Всем доказательства судьей районного суда дана надлежащая оценка по правилам статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований к их иной оценке не имеется.

Деяние верно квалифицировано по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.

Доводы о том, что в состав опасных производственных объектов «Резервуарная установка для подключения зерносушильного оборудования» и «Приемно-очистительная (сушильно-очистительная) башня» включены все объекты, в том числе подземные и наземные газопроводы, зерносушильное оборудование, в связи с чем регистрация их в качестве сети газопотребления не требуется, подлежат отклонению.

Приказом Ростехнадзора от 30 ноября 2020 года № 471 утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее – Требования).

Согласно пункту 6 Требований отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с Требованиями.

При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов (пункт 7 Требований).

При проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ:

проектной документации (документации) объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии);

обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случае, если такое обоснование разработано);

декларации промышленной безопасности (в случае ее разработки);

технологических регламентов (при наличии);

генерального плана расположения зданий и сооружений;

сведений о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;

спецификации установленного оборудования;

документации на технические устройства, применяемые на объекте;

данных о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте, а также на объектах, расположенных на расстоянии менее чем пятьсот метров от идентифицируемого объекта, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями (пункт 8 Требований).

На основании данных, полученных в ходе идентификации объекта, а также проведенного анализа, указанного в пункте 8 настоящих Требований, эксплуатирующая организация формирует сведения, характеризующие опасный производственный объект (пункт 9 Требований).

По результатам идентификации эксплуатирующая организация в соответствии с признаками опасности, указанными в приложении № 1 к Требованиям, наиболее полно характеризующими деятельность, осуществляемую на объекте, присваивает опасному производственному объекту типовое наименование (именной код) (пункт 11 Требований).

Правильность проведенной идентификации, присвоения наименования и установления класса опасности опасному производственному объекту проверяется Ростехнадзором (федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией "Росатом") (далее - регистрирующий орган) при осуществлении его регистрации в государственном реестре на основании данных, представленных эксплуатирующей организацией (пункт 12 Требований).

При осуществлении регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре регистрирующий орган в срок, не превышающий двадцать рабочих дней проверяет правильность идентификации, присвоения наименования, наличие признаков опасности опасного производственного объекта, а также соответствие класса его опасности требованиям, установленным приложениями 1, 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов опасных производственных объектов» на основании представленных эксплуатирующей организацией документов, указанных в пункте 14 Требований (подпункт 2 пункта 16 Требований).

Согласно разделу 11 Приложения № 1 к Требованиям в состав объектов «Установка баллонная групповая», «Установка резервуарная» входят подземные, наземные распределительные газопроводы, за исключением газопроводов отнесенных внутридомовому газовому оборудованию в соответствии с требованиями Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года № 410.

В составе объекта «Сеть газопотребления» учитываются наружные и внутренние газопроводы организации с учетом разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности, площадки газифицированных котельных и их оборудование, газораспределяющее оборудование, а также газовая часть газопотребляющего оборудования и установок, газовых турбин, технологических линий в зданиях и сооружениях на территории организации.

Регистрация опасного производственного объекта «Установка резервуарная» произведена ФИОДД.ММ.ГГ с присвоением регистрационного номера ***, <данные изъяты> класс опасности (том 1 л.д. 39).

Согласно сведениям, характеризующим ОПО, в состав объекта «Установка резервуарная» вошли подземный резервуар, кран шаровый, клапан предохранительный, клапан скоростной межфланцевый, клапан шаровой фланцевый, распределительный подземный газопровод, изолирующее фланцевой соединение, клапан для манометра, предохранительный клапан, краны шаровые фланцевые, уровномер, клапан скоростной (штуцер отбора паровой фазы сосуда), обратный клапан межфланцевый – штуцер наполнения сосуда, фильтр-штуцер наполнения сосуда (том 1 л.д. 40-45).

Согласно проектной документации «Резервуарная установка СУГ для подключения зерносушильного оборудования по адресу: <адрес> (том 1, раздел 5, подраздел 6 «Система газоснабжения») при идентификации проектируемого опасного производственного объекта СУГ учитывается количество опасного вещества (СУГ) – <данные изъяты> максимальное рабочее давление в резервуаре и газопроводах = <данные изъяты>. На основании технических параметров, определяющих признаки опасности, проектируемый объект относится в опасным производственным объектам <данные изъяты> класса опасности и после ввода в эксплуатацию подлежит обязательной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов с типовым названием объекта – «Установка резервуарная» по признакам 2.1, 2.2. В состав производственного объекта СУГ входят: резервуар, подземные и наземные газопроводы и техническое устройство для сушки зерна, использующее СУГ в качестве топлива (том 2 л.д. 86-92).

ДД.ММ.ГГ произведена регистрация опасного производственного объекта «Приемно-очистительная (сушильно-очистительная) башня» (регистрационный номер ***, <данные изъяты> класс), в состав которого вошли нории, завальная яма, машина предварительной очистки, воздушно-решетный сепаратор, бункер, магнитная защита, зерносушилка «Алтай ***», вентилятор среднего давления, циклон, шлюзовые затворы, фильтры, сооружение мехток (том 1 л.д. 47-58).

Согласно техническому паспорту «Зерносушилка «Алтай ***», в состав указанного технического устройства входят горелки, наружные газопроводы, арматура (том 1 л.д. 163-172).

Таким образом, в сведениях, характеризующих ОПО «Установка резервуарная» указаны только подземный резервуар и подземный газопровод, наземный газопровод и техническое устройство для сушки зерна, использующее сжиженный газ в качестве топлива (газоиспользующее оборудование) в состав установки резервуарной не включены.

Показания свидетеля ФИО о том, что при регистрации ОПО «Установка резервуарная» в подземный газовод был включен в том числе и наземный, ничем не подтверждены.

Кроме того, горелка, включенная согласно техническому паспорту «Зерносушилка «Алтай ***», в состав указанного технического устройства, также является газовой частью газопотребляющего оборудования и не может входит в состав объекта «Приемно-очистительная (сушильно-очистительная) башня», а подлежит идентификации по признакам 2.2. и 2.6 Приложения *** Требований *** и может находится в составе объекта «Сеть газопотребления».

Доводы о том, что при регистрации опасного производственного объекта в реестре ответственный исполнитель Ростехнадзора произвел проверку правильности идентификации опасного производственного объекта, не исключают выводов о нерегистрации ФИО сети газопотребления как опасного производственного объекта.

Так, согласно пояснениям свидетелей ФИО и ФИО, осуществляющими регистрацию опасного производственного объекта, при идентификации опасного производственного объекта «Установка резервуарная» не предполагается наличие на объекте газовой части газопотребляющего оборудования – используемые газовод от запорной арматуры до горелки, горелка. Следовательно, исходя из предоставленных заявителем документов, должностным лицом обоснованно принято решение о правильности проведенной идентификации объекта в качестве «Установка резервуарная».

Доводы об искусственном дроблении опасных производственных объектов не являются основанием для выводов об отсутствии вины ФИО в совершенном правонарушении.

Действительно, согласно пункту 10 Требования при проведении идентификации необходимо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли.

Однако, неверная идентификация и отсутствие регистрации опасного производственного объекта ведет к нарушению требований промышленной безопасности и как следствие создает угрозу жизни и здоровью работникам на производстве.

Выводы суда об отсутствии в действиях ФИО нарушений требований промышленной безопасности, выразившихся в отсутствии оценки соответствия (экспертизы проектной документации) на проектную документацию «Резервуарная установка СУГ для подключения зерносушильного оборудования», являются правомерными.

В силу пункта 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи.

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

Пунктом 14 Требований установлен исчерпывающий перечень документов, которые заявитель представляет в территориальный орган Ростехнадзора для получения государственной услуги по регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, в частности прилагается копия текстовой части подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) на производственные объекты капитального строительства (с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы, утверждения и (или) регистрации данной экспертизы в органах исполнительной власти) (подпункт 4).

Из письма Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГ*** следует, что если проектная документация объекта капитального строительства не подлежит экспертизе в соответствии с пунктом 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, то указание реквизитов заключения экспертизы проектной документации на объект капитального строительства не требуется.

Из материалов дела, в частности, письма Госинспекции Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ, проектной документации «Резервуарная установка СУГ для подключения зерносушильного оборудования по адресу: <адрес> (том 1, раздел 1, пояснительная записка) следует, что резервуарная установка является подземным сооружением (отдельно стоящим объектом капитального строительства), предназначенным для осуществления производственной деятельности, с санитарно-защитной зоной, которая не выходит за границы земельного участка, на котором размещается объект капительного строительства. Проектируемый объект не является особо опасным (I, II класс опасности), технически сложным или уникальным объектом и размещается на площади <данные изъяты> (том 1 л.д. 155-156, том 2 л.д. 84).

При строительстве резервуарной установки было получено разрешение на строительство от администрации <адрес>*** от ДД.ММ.ГГ, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию *** от ДД.ММ.ГГ без представления в органы администрации экспертизы проектной документации(том 2 л.д. 41-50).

Таким образом, судом первой инстанции верно сделан вывод о том, что проведение экспертизы в отношении проектной документации «Резервуарная установка СУГ для подключения зерносушильного оборудования» не требуется.

Кроме того, из протокола об административном правонарушении следует, что ФИО вменяется нарушение пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ (обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте), вместе с тем, проектная документация не является техническим устройством.

В связи с изложенным, указание в протоколе об административном правонарушении о наличии в действиях ФИО нарушений требований промышленной безопасности, выразившихся в отсутствии оценки соответствия (экспертизы проектной документации) на проектную документацию «Резервуарная установка СУГ для подключения зерносушильного оборудования» является ошибочным.

При рассмотрении дела об административном правонарушении нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих за собой отмену либо изменение постановления, не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Табунского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, жалобу ФИО – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Судья Алтайского краевого суда Е.М.Зацепин